Независимая газета
29 декабря 2022, 08:40
Почему самолеты летают?
Авиационное газотурбинное двигателестроение официально признано одной из самых высокотехнологичных отраслей промышленности наравне с освоением космоса и атомной энергетикой
Авиационное газотурбинное двигателестроение официально признано одной из самых высокотехнологичных отраслей промышленности наравне с освоением космоса и атомной энергетикой. Сегодня в мире всего пять стран способны обеспечить полный цикл производства и обслуживания газотурбинных двигателей, и Россия - в их числе. Тогда как стран, выпускающих самолеты и вертолеты, гораздо больше. Созданная еще столетие назад двигателестроительная отрасль успешно развивалась в Советском Союзе, пережила трудный для страны переходный период 90-х годов и в последние годы снова начала активно развиваться. И если в советское время отрасль состояла из ряда отдельных заводов в разных городах, то сегодня практически все предприятия собраны в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха, которая аккумулировала усилия по развитию отрасли.
Нет двигателя - летательные аппараты в воздух не поднимутся, а как следствие - нет собственной авиации. Сегодня мы это ощутили в полной мере. Западные страны закрыли доступ к своим технологиям и продуктам, Boeing и Airbus покинули наш рынок. Нам не поставляют самолеты, авиационные силовые установки, а стране необходимо летать. В советское время был свой огромный гражданский флот, но он был уничтожен. И сегодня стало ясно, что это было не случайно. Нет собственной гражданской и военной авиации - на страну можно легко давить, ее можно уничтожить. Еще раз напомним - всего пять стран производят авиационные двигатели, и ключ к созданию воздушного флота находится именно у них.
Господство в воздухе является одной из основ стратегии ведения современной войны. Еще с советских времен наша боевая, транспортная, стратегическая авиация имеют двигатели, которые позволяют отечественным самолетам и вертолетам быть конкурентоспособными в воздухе. Более того, в последние годы ОДК, впервые после советского периода, при поддержке Госкорпорации Ростех создала новые образцы техники и продолжает активно работать над уникальными, прорывными силовыми установками будущего.
Наша страна огромна, ей жизненно необходим гражданской флот, чтобы связать Владивосток и Калининград, Самару и Уфу и еще сотни других городов. Есть места, куда кроме авиации вообще никто добраться не в состоянии, а там живут и работают наши соотечественники. А как же доставка работников на газовые и нефтяные месторождения! Сегодня мы можем легко представить, где была бы страна, если бы ради покупок за рубежом всю авиационную промышленность пустили под нож … Авиапром необходимо не просто сохранять, нужно поддерживать и стимулировать его развитие.
Но настоящий прорыв состоялся в последние годы и отчасти вопреки общему тренду последних лет. Первой ласточкой стал ПД-14 - авиационный двигатель российской разработки мирового уровня для среднемагистрального самолета МС-21. Это пропуск в элитный клуб мировой авиации и будущее российского гражданского флота. Это уверенность в том, что мы сохраняем свой технологический суверенитет и мы способны себя обеспечить сами. В 2020 году этот двигатель впервые поднял в воздух самолет, а на днях ожидается его сертификация в составе МС-21. Следующий шаг - массовое серийное производство.
За последние годы ОДК существенно увеличила эффективность своей работы. Создан двигатель ТВ7-117СТ-01 для регионального самолета ИЛ-114-300, который жизненно необходим для связи между небольшими городами в разных климатических и инфраструктурных условиях. Для еще одного регионального самолета SSJ New заканчивается создание современного двигателя ПД-8. Сейчас он уже начал летные испытания. В процессе разработки двигатель-демонстратор технологий ПД-35 для дальнемагистральной авиации.
Работа по решению таких важных, стратегических государственных задач идет, результаты есть, и здесь важно активно помогать - финансово, организационно, законодательно. Создавать лучшие условия и требовать максимальный результат - вот что необходимо.
Нужно отметить, что разработка силовой установки с нуля занимает около десяти лет, но это еще и уметь нужно! Конструкторы авиационных двигателей - это золотой фонд российской инженерной школы и мысли. Сегодня активно реализуется масштабная программа "Крылья Ростеха", в рамках которой при участии предприятий и ведущих технических вузов страны готовятся инженеры нового поколения и в отрасль привлекается талантливая и целеустремленная молодежь.
Перекачка газа, генерация электроэнергии на месторождениях - это еще одна незаметная ниша работы газотурбинного двигателя. В советское время конструктор Дмитрий Кузнецов впервые предложил применить их для нефтегазовой отрасли, и получилось очень успешно. В условиях резкого сокращения поставок импортных газовых турбин ОДК смогла предложить компаниям топливно-энергетического комплекса принципиально новые отечественные технические решения.
Взят курс на выпуск наземной продукции с максимальной эффективностью производства, рост серийности и унификацию оборудования. А созданная в 2019 году дочерняя компания "ОДК Инжиниринг" консолидировала поставки наземной продукции корпорации.
Одной из наиболее заметных инициатив наземного направления ОДК стала совместная с ПАО "Газпром" по разработке унифицированного газоперекачивающего агрегата УГПА-16(25), который рассчитан на использование газотурбинных двигателей различной мощности без изменения конструкции основного оборудования. Унификация значительно сокращает сроки проектных работ, монтажа, пусконаладки и в целом снижает стоимость агрегата. Два пилотных газотурбинных агрегата УГПА-16 уже успешно введены в эксплуатацию на компрессорной станции "Юбилейная" в Вологодской области.
Также ОДК разрабатывает индустриальные газотурбинные двигатели нового поколения, в частности, АЛ-41СТ, который призван занять рыночную нишу силовых турбин в сегменте мощности от 25 до 40 МВт. В 2023 году АЛ-41СТ будет установлен для испытаний на компрессной станции "Арская" в Татарстане. В 2025 году ОДК будет готова предложить рынку двигатель мощностью 32 МВт, а также установки и агрегаты на базе этой турбины.
Успешно реализуется программа импортозамещения оборудования в проектах освоения морских месторождений России. В 2022 году ОДК провела испытания первого отечественного энергетического агрегата морского применения ГТА-8 мощностью 8 МВт. Четыре таких изделия в первом квартале 2023 года будут поставлены на ледостойкую морскую платформу добычи газа на месторождении "Каменномысское-море" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Знаковое событие для российского машиностроения - изготовление первой серийной турбины большой мощности ГТД-110М. Ранее аналогичное оборудование приходилось импортировать из стран дальнего зарубежья. Отличительные особенности двигателя ГТД-110М по сравнению с импортными аналогами - меньший вес и габариты, а также более высокие показатели топливной эффективности. В результате программы модернизации российских ТЭЦ турбины большой мощности станут основным оборудованием на теплоэлектростанциях в своем классе.
Без двигателя не полетит ни один самолет, а без самолета не будет и авиации, без турбин не пойдет газ по газопроводам. Без двигателя невозможно движение, а без движения - сама жизнь. Прекрасная для всех нас новость в том, что газотурбинное двигателестроение в России есть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
Премьер Молдавии заявил, что страна не может возобновить авиасообщение с РФ
Ноябрь 25, 2024
В зоне СВО апробируют линейку дронов "Колибри" с мультичастотной системой связи
Ноябрь 25, 2024
Бразилия и РФ обсудят запуск прямых рейсов