АО "Авиасалон"
27 февраля 2023, 18:32
НИИАО: создатели бортового оборудования и космических тренажеров
24 февраля 1983 года был образован Научно-исследовательский институт авиационного оборудования - ведущая научно-производственная организация авиакосмической отрасли по исследованиям, опытно-конструкторским разработкам
Научно-исследовательский институт авиационного оборудования (НИИАО) был создан на базе филиала ЛИИ им. М.М. Громова и присоединенного к нему Специального опытно-конструкторского бюро (СОКБ) ЛИИ. Официально об этом было объявлено в приказе МАП № 99 от 24 февраля 1983 года, именно эту дату принято считать днем рождения института. Однако корни истории предприятия уходят в прошлое столетие, когда в 1932 году для проведения фундаментальных работ по созданию комплексов бортового оборудования летательных аппаратов в ЦАГИ был создан электротехнический отдел. В 1933 году отдел был преобразован в бригаду оборудования самолетов, а в 1942 году костяк специалистов этой бригады был переведен в комплекс № 4 бортового оборудования (БО) летательных аппаратов вновь образованного Летно-исследовательского института.
В 1959 году комплекс № 4 был преобразован в Филиал ЛИИ (ФЛИИ), выполняющий функции головного предприятия отрасли по бортовому оборудованию летательных аппаратов. Все навигационное, пилотажное и светотехническое оборудование, системы жизнеобеспечения, аппаратура радиосвязи и электрооборудование, устанавливаемое на пассажирских, транспортных и военных самолетах, разработанных в период 1959-1980 годов, создавалось с учетом рекомендаций ФЛИИ и проходило наземную и летную отработку на его лабораторных стендах и летающих лабораториях.
Вскоре на базе ФЛИИ была создана 47-я лаборатория для разработки систем управления и систем отображения информации для пульта пилота-космонавта. Специалистами лаборатории создано оборудование космического корабля "Восток-1". К осени 1960 года моделирующий стенд дополнен макетом спускаемого аппарата и превратился в стенд-тренажер для подготовки первой группы отряда космонавтов. В 1968 году на базе 47-й лаборатории создано СОКБ ЛИИ, которое стало головным предприятием по разработке оборудования рабочих мест космонавтов и тренажеров для их обучения. Впоследствии силами этого подразделения, вошедшего в 1983 году в состав НИИАО, были разработаны и изготовлены системы отображения информации и средства ручного управления для всех пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, от "Востока" до Международной космической станции, а также разработаны более 20 тренажеров для подготовки космонавтов.
В начале 1980-х годов в СССР наметилось существенное отставание технического и эксплуатационного уровня бортового оборудования пассажирских самолетов от уровня, достигнутого к тому времени за рубежом. Главным инициатором и организатором создания НИИАО стал министр авиационной промышленности Иван Степанович Силаев. На предприятие были возложены задачи формирования концепции развития следующего поколения комплексов БО летательных аппаратов; координации научных исследований в области авиационного БО, проводимых предприятиями и организациями отрасли и смежных министерств; разработки долгосрочных прогнозов развития комплексов и систем БО с учетом наземных средств управления воздушным движением, навигацией и посадкой; разработки рекомендаций по проектированию стендово-моделирующих комплексов для наземной отработки БО; выполнения в полном объеме задач в области пилотируемых космических аппаратов.
Решая поставленные задачи, коллектив НИИАО совместно с предприятиями авиационной, радиотехнической и радиоэлектронной промышленности в короткие сроки создал отечественные комплексы самолетного цифрового пилотажно-навигационного оборудования (КСЦПНО) и цифровые пилотажно-навигационные комплексы (ЦПНК) для самолетов нового поколения Ил-96-300, Ту-204 и Ил-114. Уже в феврале 1986 года в НИИАО была введена в эксплуатацию первая очередь уникального стендово-моделирующего комплекса с мощным вычислительным центром для наземной отработки КСЦПНО. Опыт эксплуатации новых комплексов подтвердил правильность концепции построения и научно-технических решений, принятых при создании КСЦПНО: по функциональным возможностям и основным техническим и эксплуатационным характеристикам они не уступали аналогичным решениям того времени на самолетах Airbus А310, Boeing 757 и Boeing 767.
Разработка и внедрение в эксплуатацию первого поколения отечественных цифровых пилотажно-навигационных комплексов подготовили работы по созданию следующего поколения авионики, которые начались в НИИАО в 1990 году. Комплексы авионики второго поколения соответствовали всем современным международным требованиям и были построены на принципах глубокой интеграции центральных вычислительных систем, применения полноцветных ЖК-экранов, интегрированной системы самолетовождения, интеллектуальных пультов управления и др. В институте продолжалась разработка третьего поколения комплексов авионики с использованием новейших решений в области электроники и информационных технологий. Разработанные в НИИАО комплексы и системы авионики эксплуатируются на самолетах Бе-200, Ил-114, Ил-112В, Ил-96-300 и других.
В 2009 году был создан Концерн "Авиаприборостроение", головным институтом которого стал НИИАО, с целью интеграции предприятий отрасли по системному проектированию и поставкам авиационных приборов и комплексов радиоэлектронного оборудования. В 2012 году объединение вошло в концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ, в составе госкорпорации Ростех).
В настоящее время институт участвует в создании комплексов БО для самолетов МС-21, SSJ-NEW, Бе-200Т, Ил-96-400М. В рамках гособоронзаказа ведутся работы по проектированию систем автоматического управления полетом и тягой легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Выполняются работы по модификации ЦПНК Ил-114 в части импортозамещения систем комплекса бортового радиоэлектронного оборудования ЦПНК-114М2, а также внедрения новых систем и функций на базе комплектующих изделий и систем интегрированной модульной авионики для самолета местных воздушных линий типа Ил-114-300. Важнейшим направлением деятельности НИИАО остаются проекты по космической тематике. В рамках Федеральной космической программы идут работы по модернизации систем отображения информации для транспортных пилотируемых и грузовых космических кораблей нового поколения, а также модернизации и разработке новых космических тренажеров для подготовки космонавтов в ЦПК им. Ю.А. Гагарина.
НИИАО - одно из градообразующих предприятий города Жуковского, которое неизменно принимает участие в работе авиасалонов МАКС, в последние годы - в составе объединенной экспозиции КРЭТ. Институт традиционно представляет на салоне свои новейшие разработки и достижения в области современных комплексов БРЭО. На МАКС-2021 НИИАО был вручен сертификат разработчика и изготовителя авиационного оборудования для российских воздушных судов, в том числе проходящих в настоящее время сертификацию.
Поздравляем коллектив НИИАО с 40-летним юбилеем и надеемся узнать о новых исследованиях и разработках предприятия на МАКС-2023!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 12, 2024
Группа "Аэрофлот" объявляет операционные результаты за октябрь 2024 года
Ноябрь 13, 2024
"20 авиационный ремонтный завод" выплатит ОДК по суду около 47 млн рублей
Ноябрь 13, 2024
В Кировской области работу санавиации продолжат "Русские вертолетные системы"
Ноябрь 13, 2024
В Кызылорде открылся новый терминал аэропорта