ЦАГИ
28 февраля 2023, 12:35
В ЦАГИ состоялось заседание научного совета НЦМУ "Сверхзвук"
Вопреки внешнему санкционному давлению, российская авиационная отрасль набирает силу, делая акцент на перспективные направления и запуск новых программ
В его рамках эксперты рассмотрели итоги деятельности научных лабораторий НЦМУ "Сверхзвук" за 2022 год. "Сегодня мы преследуем важную цель - создание основы для последующего развития сверхзвуковой гражданской авиационной науки. НЦМУ "Сверхзвук" ориентирован на получение качественных результатов высокого уровня. В их числе - формирование отечественной базы данных для нормирования звукового удара, а также уникальной стендовой базы по сверхзвуковой авиации мирового класса", - сказал генеральный директор ФАУ "ЦАГИ", руководитель НЦМУ "Сверхзвук", член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.
С докладом о результатах работы лаборатории "Аэродинамика и концептуальное проектирование сверхзвуковых пассажирских самолетов с низким звуковым ударом" (ее участниками являются ЦАГИ и МАИ) выступил возглавляющий ее научный руководитель ФАУ "ЦАГИ", академик РАН Сергей Чернышев. В прошлом году специалисты подразделения продолжили исследования по развитию концепции рациональной аэродинамической компоновки СПС, усовершенствованию методов расчета звукового удара и аэродинамических характеристик самолета в целом. В 2022 году была разработана новая математическая модель турбулентного приземного пограничного слоя для моделирования параметров атмосферы около Земли; создана программа расчета распространения звукового удара в неоднородной атмосфере и др. Кроме того, проведены расчеты характеристик звукового удара под трассой полета СПС по маршрутам Москва - Нью-Йорк и Москва - Пекин. Благодаря этому определены зоны покрытия на Земле как от первичного, так и вторичного звукового удара и трехмерные зоны его слышимости.
Руководитель лаборатории "Аэроакустика и вибрации" (помимо ЦАГИ, в нее входят сотрудники ИПМ имени М.В. Келдыша РАН, МГУ), начальник научно-исследовательского центра аэроакустики ФАУ "ЦАГИ", доктор физико-математических наук Виктор Копьев представил результаты очередного цикла работ, призванного решить одну из главных фундаментальных проблем проекта - снизить шум СПС. Среди основных задач - разработка метода расчета шума струй двигателей малой степени двухконтурности и подходов к созданию оптимальных звукопоглощающих конструкций на воздухозаборниках некруглого сечения; моделирование обтекания механизированного крыла СПС на режиме посадки; определение механизма передачи звукового удара внутрь помещения при акустической нагрузке, создаваемой СПС, за счет движения оконного блока, жесткость закрепления которого в проеме необходимо повышать, и др. Также сотрудники лаборатории рассмотрели возможность оптимизации различных концепций малошумного перспективного СПС с бустерными винтовыми движителями, изучили тематические модели носового шасси с длинными стойками. С помощью этих инновационных решений предполагается в перспективе значительно улучшить акустические характеристики авиалайнера на местности.
Ключевые результаты деятельности лаборатории "Прочность и интеллектуальные конструкции" (участники - ЦАГИ, МАИ, ПФИЦ УрО РАН) озвучил научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, доктор технических наук, академик РАН Валерий Матвеенко. В их числе - создание нелинейных моделей анализа полетных нагрузок на конструкцию планера, разработка методики оптимизации бионической конструкции отсека фюзеляжа, метода моделирования накопления повреждений конструкции, программного комплекса, позволяющего выполнять отчетность по проведенным исследованиям в автоматизированном режиме и др.
Руководитель лаборатории "Газовая динамика и силовая установка" (входят ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (ЦИАМ) и МАИ), советник генерального директора по научной работе ЦИАМ, доктор технических наук Александр Ланшин представил результаты разработки методов и технических решений в обеспечение проектирования перспективной силовой установки нового СПС. На данном этапе ключевыми направлениями работы были исследования входных устройств в интеграции с планером, методов шумоглушения, улучшения экологических характеристик перспективной силовой установки. Исследовались также высокотемпературные керамические композитные материалы, отрабатывались технологии изготовления и испытаний деталей для горячей части двигателя, проведены исследования его рациональных схем и обликов.
О работе лаборатории "Искусственный интеллект и безопасность полетов", объединившей специалистов ЦАГИ, ГосНИИАС, МАИ, МГУ, рассказал ее руководитель, профессор, заведующий кафедрой МАИ, доктор технических наук Александр Ефремов. Он продемонстрировал результаты анализа, расчетов и экспериментов по разработке высоконадежных алгоритмов систем ручного и автоматического управления полетом СПС, формирования единого информационно-управляющего поля кабины самолета на основе технологий искусственного интеллекта, технического зрения и дополненной реальности, осветил вопросы оптимизации траектории СПС с целью снижения шума, разработки подсистем реконфигурации и кибербезопасности, создания перспективной системы визуализации и подвижности средств полунатурного моделирования. Еще одной темой обсуждения стало создание интеллектуальной системы поддержки экипажа в сложных режимах полета.
Измененный состав научного совета НЦМУ "Сверхзвук" был утвержден протоколом № 5 общего собрания участников 23 ноября 2022 года. В него входят ведущие ученые в области авиастроения - представители российских участников НЦМУ "Сверхзвук" и зарубежные эксперты. Председателем научного совета является профессор, заведующий кафедрой МАИ, доктор технических наук Александр Ефремов. Озвученные результаты работы используются консорциумом для решения ряда фундаментальных, поисковых и прикладных задач для достижения качественно новых экологических и экономических показателей СПС.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область)....
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 24, 2024
На Воронежском авиазаводе подвели итоги реализации проекта "Первым делом самолеты"