О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Приостановка до востребования: первые "Байкалы" не смогут перевозить пассажиров

Первые самолеты "Байкал" будут использоваться для авиалесоохраны и санавиации, а не для перевозки пассажиров, как планировалось ранее

Первые самолеты "Байкал" будут использоваться для авиалесоохраны и санавиации, а не для перевозки пассажиров, как планировалось ранее, выяснили "Известия". Они поступят в парк дальневосточной компании "Аврора" в 2025 году, рассказали два источника в отрасли. Эксперты считают, что такие работы позволят обкатать новый тип и выяснить, какова будет стоимость его летного часа. Близкий к перевозчику собеседник уточняет, что в некоторых местностях на Дальнем Востоке летать на однодвигательном самолете в принципе не получится.

За "Байкалом"

Первые самолеты "Байкал" (ЛМС-901), которые планируется поставить в дальневосточную авиакомпанию "Аврора" в 2025 году, будут использовать не для перевозки пассажиров, а для выполнения различных процессов - например, лесоохраны или полетов санитарной авиации. Об этом "Известиям" рассказал источник в самой объединенной "Авроре", а также собеседник, близкий к правительству РФ.

- В начале, наверное, действительно попробуем "Байкалы" в авиаработах, - сообщил один из источников.

Планы "Авроры" и Минвостокразвития состоят в том, чтобы перевозчик занимался на "Байкалах" определенными авиаработами, добавил другой собеседник "Известий".

Представитель "Авроры" Артур Ди сообщил, что компания сейчас ведет планомерную работу по детализации такой деятельности.

- Речь идет о базировании самолетов, маршрутах, планировании количества летных часов и многом другом. По факту окончания этого процесса определится максимально эффективная модель организации работ для данного борта, - сказал он "Известиям".

В пресс-службах Минтранса и Минвостокразвития не ответили на запросы редакции. В Минпромторге лишь сказали, что опытно-конструкторские работы по проекту ЛМС-901 сейчас ведутся согласно утвержденному графику и самолет в базовой конфигурации планируется сертифицировать в конце 2023 года.

Опции для "Авроры"

В начале февраля этого года правительство согласовало инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг "Авроре" на общую сумму более 55 млрд рублей, писали "Известия". Согласно паспорту проекта, первые пять "Байкалов" компания должна получить уже в 2025-м, еще пять - в 2026-м.

Общее количество этих самолетов, планируемых к отправке различным эксплуатантам до 2030 года, составляет 154, из них 105 передадут в парк единого дальневосточного перевозчика "Аврора", сообщил "Известиям" представитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, завод-производитель этих бортов). Предприятие разрабатывает "Байкалы" по заказу Минпромторга. Они должны заменить морально устаревший парк советских "кукурузников" Ан-2.

Еще в 2021-м планировалось, что поставить первые "Байкалы" в "Аврору" удастся в 2023 году. В 2022-м, по данным источников "Известий", перевозчик долго согласовывал нужные комплектации этого самолета. Представитель УЗГА подтвердил редакции, что облик отправляемых в ДФО бортов имеет некоторое дополнительное опциональное оборудование и значительно отличается от его базовой версии. Как именно, он не уточнил.

По словам исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, "Аврора" кулуарно еще в феврале 2022 года говорила, что первые "Байкалы" планируется использовать для авиационных работ. При этом функциональность бортов будет увеличиваться по мере сертификации дополнительных систем к нему, уточнил эксперт.

- Например, предполагается, что изначально самолет сертифицируют в базовом облике, для которого ряд дополнительных систем не будут применять. Это может привести к тому, что эксплуатант, например, не сможет использовать "Байкал" для пассажирских перевозок или сочтет, что в такой версии самолет недостаточно безопасен или что он не обеспечивает регулярности выполнения полетов в сложных метеоусловиях, которые актуальны для Дальнего Востока на протяжении нескольких месяцев в году, - отметил Олег Пантелев.

При этом и в Советском Союзе существовала практика, когда новый тип самолета при поступлении в авиакомпанию проходил так называемую подконтрольную эксплуатацию, например доставлял почту. Это рациональный подход, но при условии, что кто-то должен компенсировать эксплуатанту недополученный доход, пока борт не начал выполнять регулярные коммерческие рейсы, считает эксперт.

Девять пишем, семь в уме

Источник в одной из авиакомпаний, входящих в объединенную "Аврору", также напомнил, что открытым остается вопрос с использованием однодвигательного самолета (каким и будет "Байкал") для пассажирских перевозок на Дальнем Востоке. Ведь в действующем воздушном законодательстве есть ограничения по полетам на этих бортах: пилот должен выстраивать маршрут таким образом, чтобы в случае отказа двигателя суметь вынужденно посадить самолет - то есть по всему маршруту следования в пределах 45 км должны быть посадочные площадки, что не всегда актуально для того региона.

Кроме того, на Дальнем Востоке люди часто берут с собой в рейс много багажа и ручной клади. Для этого УЗГА предусмотрела опцию замены пары пассажирских кресел на увеличенный багажный отсек - число мест в салоне в таком случае уменьшится с девяти до семи, добавил собеседник "Известий".

- При меньшей пассажировместимости цена летного часа "Байкала" вырастает, - говорит источник. У Ан-2, напомнил он, 12 кресел.

Идея обкатать или протестировать новый самолет на авиработах здравая, тем более что региональные перевозчики ранее итак получали контракты на лесоохрану, правда летали в основном на старых Ан-2 или американских Cessna, отметил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Поэтому новому "Байкалу" по эксплуатационным расходам придется конкурировать со старыми самолетами, что не в его пользу.

Что касается пассажирских перевозок, то если в большинстве ЛМС-901 будет доступно только семь кресел, то дешевле летать на вертолетах, заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка