Известия
22 марта 2023, 11:06
Приостановка до востребования: первые "Байкалы" не смогут перевозить пассажиров
Первые самолеты "Байкал" будут использоваться для авиалесоохраны и санавиации, а не для перевозки пассажиров, как планировалось ранее
За "Байкалом"
Первые самолеты "Байкал" (ЛМС-901), которые планируется поставить в дальневосточную авиакомпанию "Аврора" в 2025 году, будут использовать не для перевозки пассажиров, а для выполнения различных процессов - например, лесоохраны или полетов санитарной авиации. Об этом "Известиям" рассказал источник в самой объединенной "Авроре", а также собеседник, близкий к правительству РФ.
- В начале, наверное, действительно попробуем "Байкалы" в авиаработах, - сообщил один из источников.
Планы "Авроры" и Минвостокразвития состоят в том, чтобы перевозчик занимался на "Байкалах" определенными авиаработами, добавил другой собеседник "Известий".
Представитель "Авроры" Артур Ди сообщил, что компания сейчас ведет планомерную работу по детализации такой деятельности.
- Речь идет о базировании самолетов, маршрутах, планировании количества летных часов и многом другом. По факту окончания этого процесса определится максимально эффективная модель организации работ для данного борта, - сказал он "Известиям".
В пресс-службах Минтранса и Минвостокразвития не ответили на запросы редакции. В Минпромторге лишь сказали, что опытно-конструкторские работы по проекту ЛМС-901 сейчас ведутся согласно утвержденному графику и самолет в базовой конфигурации планируется сертифицировать в конце 2023 года.
Опции для "Авроры"
В начале февраля этого года правительство согласовало инвестпроект по поставке российской авиатехники в лизинг "Авроре" на общую сумму более 55 млрд рублей, писали "Известия". Согласно паспорту проекта, первые пять "Байкалов" компания должна получить уже в 2025-м, еще пять - в 2026-м.
Общее количество этих самолетов, планируемых к отправке различным эксплуатантам до 2030 года, составляет 154, из них 105 передадут в парк единого дальневосточного перевозчика "Аврора", сообщил "Известиям" представитель Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, завод-производитель этих бортов). Предприятие разрабатывает "Байкалы" по заказу Минпромторга. Они должны заменить морально устаревший парк советских "кукурузников" Ан-2.
Еще в 2021-м планировалось, что поставить первые "Байкалы" в "Аврору" удастся в 2023 году. В 2022-м, по данным источников "Известий", перевозчик долго согласовывал нужные комплектации этого самолета. Представитель УЗГА подтвердил редакции, что облик отправляемых в ДФО бортов имеет некоторое дополнительное опциональное оборудование и значительно отличается от его базовой версии. Как именно, он не уточнил.
По словам исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, "Аврора" кулуарно еще в феврале 2022 года говорила, что первые "Байкалы" планируется использовать для авиационных работ. При этом функциональность бортов будет увеличиваться по мере сертификации дополнительных систем к нему, уточнил эксперт.
- Например, предполагается, что изначально самолет сертифицируют в базовом облике, для которого ряд дополнительных систем не будут применять. Это может привести к тому, что эксплуатант, например, не сможет использовать "Байкал" для пассажирских перевозок или сочтет, что в такой версии самолет недостаточно безопасен или что он не обеспечивает регулярности выполнения полетов в сложных метеоусловиях, которые актуальны для Дальнего Востока на протяжении нескольких месяцев в году, - отметил Олег Пантелев.
При этом и в Советском Союзе существовала практика, когда новый тип самолета при поступлении в авиакомпанию проходил так называемую подконтрольную эксплуатацию, например доставлял почту. Это рациональный подход, но при условии, что кто-то должен компенсировать эксплуатанту недополученный доход, пока борт не начал выполнять регулярные коммерческие рейсы, считает эксперт.
Девять пишем, семь в уме
Источник в одной из авиакомпаний, входящих в объединенную "Аврору", также напомнил, что открытым остается вопрос с использованием однодвигательного самолета (каким и будет "Байкал") для пассажирских перевозок на Дальнем Востоке. Ведь в действующем воздушном законодательстве есть ограничения по полетам на этих бортах: пилот должен выстраивать маршрут таким образом, чтобы в случае отказа двигателя суметь вынужденно посадить самолет - то есть по всему маршруту следования в пределах 45 км должны быть посадочные площадки, что не всегда актуально для того региона.
Кроме того, на Дальнем Востоке люди часто берут с собой в рейс много багажа и ручной клади. Для этого УЗГА предусмотрела опцию замены пары пассажирских кресел на увеличенный багажный отсек - число мест в салоне в таком случае уменьшится с девяти до семи, добавил собеседник "Известий".
- При меньшей пассажировместимости цена летного часа "Байкала" вырастает, - говорит источник. У Ан-2, напомнил он, 12 кресел.
Идея обкатать или протестировать новый самолет на авиработах здравая, тем более что региональные перевозчики ранее итак получали контракты на лесоохрану, правда летали в основном на старых Ан-2 или американских Cessna, отметил ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. Поэтому новому "Байкалу" по эксплуатационным расходам придется конкурировать со старыми самолетами, что не в его пользу.
Что касается пассажирских перевозок, то если в большинстве ЛМС-901 будет доступно только семь кресел, то дешевле летать на вертолетах, заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 19, 2024
Акции ПАО "Аэрофлот" включены в индекс наиболее ликвидных акций Московской биржи
Сентябрь 20, 2024
Куйвашев провел первую встречу с новым гендиректором "Уральских авиалиний"
Сентябрь 20, 2024
АК "Полярные авиалинии" выполнила три стыковочных рейса в Зырянку
Сентябрь 20, 2024
Открыт прием заявок на соискание 9-й Отраслевой премии для лучших авиаперевозчиков - RUSky Awards!