Финансовые Известия
14 апреля 2004, 12:53
Авиадвигателестроители пытаются выжить за счет консолидации активов
Авиационное двигателестроение - одна из самых наукоемких отраслей. Состояние, в котором находится производство авиадвигателей, - один из значимых показателей уровня экономического развития страны. Сегодня лишь несколько государств, в том числе и Россия, обладают технологией полного цикла производства современных авиадвигателей для военной и гражданской авиации. Однако наша страна в основном использует научно-технический задел, созданный еще в советские годы. А для прорыва в будущее, по мнению руководителя Федерального агентства по промышленной политике Бориса Алешина, необходимо создание боевого самолета 5-го поколения, для которого нужен соответственно двигатель пятого поколения. Но это дело не ближайших лет.
По мнению генерального директора московского машиностроительного производственного предприятия "Салют" Юрия Елисеева, сегодня Россия не готова к полномасштабной разработке двигателя пятого поколения. "У нас нет необходимого научно-технического задела, а чтобы его создать, нужно не менее двух лет, - говорит он. - Я могу перечислить как минимум двадцать необходимых технологий, которые есть на Западе, но отсутствуют в России. Хотя и этих двадцати технологий недостаточно для того, чтобы сделать двигатель поколения 5 или 5+".
Большинство экспертов сходятся во мнении, что двигатель пятого поколения может появиться не раньше чем через 10-12 лет. "Его доводка неизбежно будет очень сложной и долгой - так всегда бывает, когда все элементы конструкции создаются заново, - говорит Юрий Елисеев. - Необходима последовательная модернизация по продуманной программе всех компонентов двигателя: компрессоров высокого и низкого давления, камеры сгорания, турбины, системы управления. Даже в этом случае двигатель пятого поколения появится лет через восемь, и то лишь при нормальном финансировании".
Отсутствие должного финансирования - главная проблема отрасли, считает президент ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) Виктор Чуйко. "Государство помочь не может: сегодня впервые за всю историю существования авиапрома объем финансирования двигателестроения опустили до 12% от общей суммы, выделяемой на самолетостроение, - говорит он. - А ведь в советские времена эта цифра составляла минимум 20-25%, а иногда доходила и до 30%".
По мнению Чуйко, для создания двигателя 5 поколения необходима консолидация финансовых и интеллектуальных ресурсов. "В этом плане положительным моментом является прошлогоднее соглашение о совместной разработке газогенератора для двигателя нового поколения, подписанное всеми ведущими предприятиями отрасли, - говорит президент АССАД. - Следующим шагом на этом пути стало создание корпорации "Газотурбинные двигатели", в которую вошли Уфимское машиностроительное производственное объединение (УМПО) и "Салют".
Серийный двигатель для современного боевого самолета стоит несколько миллионов долларов. А на его разработку, которая длится десять и более лет, а также на доводку, сертификацию и освоение серийного производства денег требуется во сто крат больше. "Такую финансовую ношу не потянет ни одно современное предприятие, - говорит генеральный директор "ОПК. Центр стратегического анализа" Алина Кратова. - Поэтому объединение ресурсов "Салюта" и УМПО, двух самых богатых двигателестроительных компаний отрасли, может ускорить создание двигателя 5 поколения"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Стендап на высоте 7600 метров: бортпроводник QAZAQ AIR выступил перед пассажирами
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера