АвиаПорт.Ru
28 сентября 2023, 18:47
Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат!
Производственно-учебные центры, создаваемые Госкорпорацией Ростех, стали эффективным ответом на проблему кадрового дефицита. Пилотный проект реализован на площадке ОДК в Уфе, запущен проект в Москве, на очереди - Пермь
"Объединенная двигателестроительная корпорация", рождённая почти 15 лет назад, сегодня является ведущим в стране производителем авиационных и наземных газотурбинных двигателей. Крупнейшие индустриальные площадки корпорации расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Рыбинске, Самаре и Уфе. Каждый из этих заводов сегодня загружен заказами на годы вперёд, имеет амбициозные планы по наращиванию объёмов производства и проводит программу обновления станочного парка и оборудования. Показателен пример санкт-петербургского предприятия "ОДК-Климов". Во втором квартале 2022 года перед предприятием была поставлена задача увеличения выпуска авиационных двигателей на 43 %. Чтобы выполнить это задание, требовалось в кратчайшие сроки привлечь новые кадры. По итогам 2022 года численность сотрудников компании увеличилась на 500 человек, и большинство из принятых на работу имели рабочие специальности: слесари механосборочных работ, слесари-сборщики, испытатели-механики. Это не разовое событие, перед "ОДК-Климов" стоит задача за три года удвоить масштаб производства. Следовательно, и в нынешнем, и в будущем годах набор персонала продолжится. И снова в числе наиболее востребованных позиций будут основные производственные рабочие. Точно такая же ситуация - на других заводах, входящих в периметр "ОДК".
Является ли эта тенденция долгосрочной? Судите сами. В июне 2022 года Правительством Российской Федерации была утверждена Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года. Этим документом, разработанным совместно Министерством транспорта и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, определена потребность отечественных авиакомпаний в воздушных судах до конца нынешнего десятилетия, а эта потребность согласована с производственными возможностями авиапромышленности. Документ даёт ясные ориентиры по количеству авиационных двигателей, которые предстоит выпустить предприятиям "Объединенной двигателестроительной корпорации": 284 двигателя ПД-8, 540 ПД-14, 254 ПС-90, 142 ТВ7-117СТ-01, 280 ТВ7-117СТ-02, 78 ТВ7-117В, 336 ВК-650В, 180 ВК-1600В и 934 ВК-2500 и ТВ3-117. Итого более трёх тысяч моторов только для самолётов и вертолётов гражданского назначения. А если добавить к этому объёму и продукцию, поставляемую для государственных заказчиков, то получится колоссальный объём. Естественно, и после 2030 года потребность в авиационных и наземных газотурбинных двигателях сохранится на высоком уровне. После удовлетворения потребностей внутреннего рынка неизбежно встанет вопрос о международной экспансии, и промышленности нужно будет выполнять экспортные контракты, как по гражданской продукции, так и по линии военно-технического сотрудничества. Кроме того, встанет задача освоения в производстве двигателей большой тяги для широкофюзеляжных самолётов, а это означает дальнейшее развитие производственных мощностей и новые потребности в рабочих руках.
Эффективность авиационных двигателей, их экономические и экологические характеристики за несколько десятилетий улучшились кратно. Этого удалось достичь за счёт большого количества новаций: внедрены новые расчётные методы, применяются новые материалы. Немалый вклад в обеспечение роста характеристик внесли новые производственные технологии. Также переход на передовые технологические решения обеспечил существенное сокращение цикла производства деталей, снижение уровня брака. Ранее заготовка, прежде чем превратиться в деталь, проходила через несколько станков, на которых её точили, сверлили, фрезеровали, шлифовали, вручную переставляя со станка на станок и также вручную управляя основными параметрами работы оборудования. Теперь широко используются многофункциональные обрабатывающие центры и поточные линии. Количество вспомогательных операций принеси-закрепи-сними стало кратно меньше. Да и сама работа теперь изменилась: ранее рабочий-станочник руками задавал перемещение резца, сверла или фрезы, теперь он запускает управляющую программу и следит за её корректным исполнением.
Требования к рабочим также поменялись: сегодня недостаточно знания работы одного станка, нужно владеть разными специальностями. Для работы теперь не так уж важны физическая сила, острое зрение и твёрдая рука, автоматика справляется с большинством задач лучше человека. Безусловно, преобразилась и сама обстановка на производстве. Такие вредные для здоровья факторы как шум, вибрация, запылённость помещений уходят в прошлое. А там, где негативные факторы всё же остаются, применяются эффективные индивидуальные средства защиты. Поэтому множество профессиональных заболеваний, ухудшавших качество жизни нескольких поколений рабочих, сегодня остались в прошлом. Даже визуально цеха преобразились: вместо чёрных и синих халатов, забрызганных маслом, белые халаты и чистые воротники рубах.
Продолжением фразы "Я б в рабочие пошёл" было "Пусть меня научат". Увы, в постсоветский период система образования, опиравшаяся на сеть профтехучилищ и техникумов, в значительной мере деградировала. В то же время, для предприятий "Объединенной двигателестроительной корпорации", да и для всех машиностроительных активов Госкорпорации Ростех, обеспечение промышленных предприятий кадрами соответствующей квалификации по-прежнему остаётся ключевой задачей. С 2019 года в "ОДК" был запущен пилотный проект "Создание производственно-учебного центра авиационного кластера ГК "Ростех" на базе ПАО "ОДК-УМПО", цель которого - кардинально решить проблему дефицита рабочих кадров и повысить уровень компетенции производственных рабочих.
Инициируя запуск пилотного проекта, руководство кадрового блока Ростеха исходило из того, что устранять дефицит квалифицированного производственного персонала следует, в первую очередь, с опорой на собственные силы. Анализ ситуации, проведённый в конце прошлого десятилетия, выявил на предприятиях машиностроительной отрасли ряд негативных факторов. В частности, в большинстве случаев рабочие имели только одну профессию, не имели квалификации по техобслуживанию и малому ремонту. В итоге, нормативная численность и основного, и вспомогательного персонала была завышена, а коль скоро набрать нужное количество работников удавалось не всегда, возникал дефицит рабочих кадров. Кадровому голоду способствовали низкая мотивация и высокая текучесть молодых кадров.
Пилотный проект по созданию производственно-учебного центра (ПУЦ) предполагал, что ежегодно в его стенах будет проходить обучение 2000 рабочих, а в период с 2021 по 2025 годы будет подготовлено 4650 выпускников. Обучение предполагалось по 36 рабочим профессиям по направлениям "Мехатроника" и "Обработка металлов резанием". Набирать учащихся в ПУЦ планировалось и в Башкортостане, и в других регионах, в свою очередь, подготовленные рабочие должны трудоустроиться на предприятие "ОДК-УМПО", ещё на четыре предприятия, расположенных в Уфе, а также направиться по адресам других предприятий Ростеха в Приволжском федеральном округе. Важно, что предусмотрены и программы получения новых профессий "с нуля" (это программа может занимать до 2 лет 10 месяцев), и повышения квалификации, и переучивания. Сокращённые программы могут занимать от 10 месяцев.
ПУЦ существенно отличается от традиционных учебных заведений и по уровню оснащения, и по организации учебного процесса. В центре созданы все условия для совершенствования практического обучения: построен современный, отлично оснащённый комплекс, закуплено передовое оборудование и станки - всего 220 единиц, включая 150 крупногабаритных станков, из которых 45 - с числовым программным управлением. Объём инвестиций в первый ПУЦ в Уфе на старте проекта оценивался более чем в 2,4 млрд рублей. Образовательные программы предусматривают дуальную технологию, когда учащиеся параллельно осваивают теоретические основы, и вскоре закрепляют их на практике, выполняя конкретные задания. Распределение времени - 30 % на теорию, 70 % - на практику.
Одним из ключевых условий успешности работы ПУЦ становится система наставничества. Современному производству нужны рабочие кадры "новой формации", имеющие актуальные умения и навыки, освоившие современную технику и технологии и способные работать по 5-6 специальностям. При этом время адаптации выпускников должно быть минимальным - по окончании обучения они должны сразу включиться в производственный процесс.
С момента запуска проекта прошло четыре года и теперь можно подводить его первые итоги. В августе 2021 года учебный центр был открыт в Уфе, на базе "ОДК-УМПО". Первые учащиеся уже получили дипломы и устроились на предприятие. Из почти полутора тысяч человек, которые проходили обучение на начало текущего года, 960 было студентов средних профессиональных учебных заведений.
В 2022 году второй ПУЦ был открыт на площадке производственного комплекса "Салют" "Объединенной двигателестроительной корпорации". По своим масштабам столичный центр несколько уступает уфимскому, однако и здесь созданы все условия для обучения: сформирован производственный участок с более чем 40 единицами оборудования, обустроены учебные аудитории, которые приняли почти 500 студентов из четырёх столичных колледжей. В будущем география ПУЦ будет расширена. В апреле 2023 года было подписано соглашение о создании очередного центра в Перми, его плановая мощность - 2000 мультиквалифицированных рабочих в год.
Для современного школьника, который всерьёз задумывается о будущей профессии, сегодня открыто множество дорог. Получить сразу несколько специальностей, поступить в колледж и присоединиться к программе обучения в производственно-учебном центре Госкорпорации Ростех, получать во время обучения повышенную стипендию, а по окончании колледжа - гарантированно трудоустроиться на предприятие, обеспеченное заказами на годы вперёд и предлагающее конкурентную зарплату - хорошая перспектива. Я б в рабочие пошёл!...
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 9, 2024
XXIII встреча участников Авиационного пресс-клуба состоялась в Москве
Декабрь 19, 2024
Международный аэропорт Астаны: новый уровень в 2024 году