Коммерсантъ
11 июля 2004, 11:15
Ракетоносец ушел налево, не послушавшись экипажа
В ночь на пятницу у райцентра Сольцы Новгородской области разбился сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Все четверо пилотов погибли. В качестве основной версии катастрофы рассматривается техническая неисправность самолета
"Спасти самолет и затем уже свои жизни"
Катастрофа произошла в 23.45. Бомбардировщик под командой летчика первого класса Олега Тяпкина совершал учебный полет, который должен был продлиться 1 час 40 минут. В 23.40 майор Тяпкин запросил разрешение на посадку. Перед ним уже сел один бомбардировщик, а другой был на подходе к аэродрому базирования (пилоты отрабатывали ночные учения звеном из трех самолетов). Вскоре жители деревни Хвойное, расположенной в 10 км от военного аэродрома, куда заходил на посадку бомбардировщик, услышали взрыв. По словам сотрудников военной прокуратуры, кто-то из жителей Хвойного даже видел, как пролетавший над деревней самолет терял высоту и как в небе что-то вспыхнуло. В 23.48, услышав взрыв и увидев взметнувшееся над лесом пламя, жители Хвойного позвонили в пожарную охрану. Пожарные из райцентра Сольцы меньше чем за час потушили горящие обломки самолета. Ту-22МЗ упал в пяти километрах от Сольцов, не дотянув до аэродрома несколько километров. Обломки взорвавшегося "Ту" разлетелись в радиусе 1 км, в том числе по обеим сторонам трассы Великий Новгород - Порхов - Псков. К счастью, никто из гражданских лиц и автомобилистов не пострадал. Зато весь экипаж бомбардировщика - командир Тяпкин, его помощник капитан Илья Ловков, штурман майор Николай Толстов и штурман-оператор капитан Александр Иванов - погибли на месте.
Сразу же после катастрофы место происшествия оцепили солдаты солецкого военного гарнизона, а сотрудники ГИБДД перекрыли участок трассы Великий Новгород - Псков. Примерно в два часа ночи на место падения бомбардировщика выехала следственная группа под руководством прокурора Ленинградского военного округа Игоря Лебедя, а уже в пятницу утром в Сольцы прибыл командующий дальней авиацией ВВС РФ Игорь Хворов. По словам командующего, "экипаж действовал в условиях крайне жесткого лимита времени по схеме - спасти самолет и затем уже свои жизни". Тем временем главком ВВС Владимир Михайлов распорядился приостановить все полеты дальних бомбардировщиков до выяснения причин вчерашней катастрофы.
Версии катастрофы
Установить точную причину катастрофы можно будет после расшифровки бортовых параметрических самописцев, которые расскажут специалистам о работе всех систем самолета в последние минуты перед падением. Однако уже сейчас, ориентируясь на показания свидетелей катастрофы, можно предположить, что виновата все же техника, а не летчики. Командир 840-го авиаполка, пилотировавший бомбардировщик, шедший следом за машиной майора Тяпкина, рассказал, что слышал хлопки и видел пламя, вырывающееся из левого двигателя ведущего. Этот режим работы самолета, называемый в авиации помпажем, зачастую предшествует катастрофе. Неудивительно, что через несколько секунд впередиидущий борт завалился влево и ушел в штопор.
Однако известно, что ввести современный сверхзвуковой самолет в аварийный режим помпажа летчику довольно сложно. Для этого ему нужно, например, резко уменьшить режим работы двигателей или выйти на запредельные углы тангажа, чего опытный пилот, выполняющий к тому же довольно простой заход на посадку, никогда не допустит. Поэтому специалисты службы безопасности полетов Минобороны склоняются к тому, что помпаж возник из-за технической неисправности.
В ВВС высказывалось, в частности, предположение, что в левый двигатель из-за разрыва подводящего топливопровода перестало попадать горючее. В итоге топливовоздушная смесь переобеднилась, движок захлопал и остановился, а машина, увлекаемая правым двигателем, начала резко разворачиваться влево и вниз. Поскольку неисправность возникла неожиданно для пилотов, выправить крен машины они не успели и свалились в штопор. Кстати, стратегический бомбардировщик Ту-160, разбившийся в сентябре прошлого года в Саратовской области, также погубила топливная система.
Однако топливная версия, как считают пилоты, маловероятна. "Двигатели Ту-22М3 расположены очень близко от продольной оси самолета,- объяснил Ъ полковник ВВС, попросивший не называть его имени.- Поэтому и разворачивающий момент, возникающий при отказе одной из силовых установок, невелик. Пилот может его даже не почувствовать, а только увидеть по приборам. В случае отказа одного из двигателей летчику достаточно прибавить тягу на втором, чуть компенсировать направление поворотом штурвала, и он легко дойдет до аэродрома".
Более вероятно, по мнению специалистов, что катастрофа произошла из-за отказа системы управления элеронами - рулями, установленными в задней части крыльев самолета. Поскольку для отклонения элеронов, обтекаемых мощным воздушным потоком, требуется огромное усилие, рули связаны со штурвалом не напрямую, а через сложную гидравлическую систему. Если в этой системе, например, заклинивает поршень или вытекает жидкость, управлять элеронами вручную становится невозможно. Не исключено, что рули заклинило в положении "поворот влево". Таким образом, гидравлика свалила самолет в штопор. Командующий дальней авиацией Хворов сказал, что бомбардировщик рухнул на землю, развернувшись на 90 градусов по отношению к посадочной полосе.
По данным генерала Хворова, экипаж бомбардировщика получил команду на катапультирование от руководителя полетов. Да и техническая возможность покинуть машину у них была: на самолетах Ту-22М3 установлена самая современная система катапультирования. Но экипаж катапультами не воспользовался. "Пилоты до последнего боролись за спасение самолета, поэтому и не успели",- сделал вывод командующий.
Нетрудно подсчитать, что при скорости около 350 км/ч, с которой шел на посадку бомбардировщик, между точками "10 км" и "7 км" до аэропорта (между ними развивалась аварийная ситуация) у пилотов на размышление было полминуты. Этого времени опытному командиру, пилоту первого класса Олегу Тяпкину, налетавшему 1500 часов, вполне хватило бы, чтобы понять: машина неуправляема и срывается в штопор. В такой ситуации он, как минимум, эвакуировал бы экипаж. Но командир этого не сделал. Отсюда вывод: если майор Тяпкин и боролся за спасение машины, то делал это скорее не сознательно, а инстинктивно: тянул штурвал вправо, не воспринимая команды с земли. Возможен и другой вариант: майор ждал команду руководителя полетов на катапультирование, но пока на земле обсуждали варианты, бомбардировщик уже вошел в последнее пике.
"Самолет принадлежал полку "дудаевской" дивизии"
Бывший главком ВВС России Петр Дейнекин 30 лет назад командовал расквартированным под Полтавой полком Ту-22М. Затем господин Дейнекин возглавил дальнюю авиацию ВВС СССР, в составе которой насчитывалось около 300 таких самолетов. Опытом эксплуатации тактических бомбардировщиков бывший главком поделился с корреспондентом Ъ Алеком Ахундовым.
- Есть ли у вас своя версия случившегося?
- Я пока не готов выдвигать какие-либо версии этой катастрофы. Надо проявить выдержку и терпение. На месте катастрофы обнаружены бортовые самописцы. С их помощью специалисты очень скоро воссоздадут ситуацию, которая сложилась на борту самолета непосредственно перед столкновением с землей.
- Правда, что именно вам пришлось "опробовать" первые строевые Ту-22М3?
- Я имел честь командовать полком, который первым перевооружался на самолеты Ту-22М2. Всего у меня их было 20. Первые такие машины мы получили с Казанского авиазавода в 1974 году. Ту-22М2 имеет некоторые отличия от его последующей модификации (Ту-22М3.- Ъ), но можно сказать, что это одна и та же машина. На Ту-22М3 несколько изменена конструкция воздухозаборников и усилена тяга двигателей.
- У вас богатый опыт эксплуатации самолетов этого типа. Насколько они надежны?
- Среди боевых самолетов такого класса Ту-22М3 вряд ли имеет равных себе по надежности. Все системы корабля имеют дву- и трехкратное резервирование. По тангажу у Ту-22М3 четырехкратное резервирование. Я помню буквально несколько случаев, когда эти машины терпели катастрофы. Могли быть, конечно, и другие катастрофы, но о них я говорить не имею морального права: например, во время испытаний. Я ведь отвечал только за те машины, которые находились в строю. В конце 1970-х годов произошла катастрофа Ту-22 у морских летчиков в Николаеве, а потом в Забайкалье. Там погиб командир полка Борис Карповский, и вместо него командование принял Джохар Дудаев. Дудаев летал на этой машине, затем командовал полком, а после этого дивизией, укомплектованной Ту-22М3. Штаб его дивизии дислоцировался в Тарту, и самолет, который потерпел катастрофу в Новгородской области, принадлежал полку, входящему в состав "дудаевской" дивизии.
Дальний бомбардировщик Ту-22М3
Сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла ("изделие 45-03" или Backfire-C по классификации НАТО) разрабатывался в ОКБ Андрея Туполева с января 1974 года как модификация самолета Ту-22М2. В ходе модернизации на самолет были установлены новые двигатели НК-25, улучшена аэродинамика, снижена масса, значительно изменился внешний вид, боевая эффективность возросла в 2,2 раза. Самолет совершил первый полет 20 июня 1977 года, принят на вооружение в марте 1989 года.
Ту-22М3 имеет длину 42,46 м и максимальный размах крыла 34,28 м. Максимальный взлетный вес 126 т, максимальная скорость полета на высоте 2300 км/ч. Дальность полета 7 тыс. км (боевой радиус действия 1850 км на сверхзвуковой и 2400 км на дозвуковой скорости). Практический потолок 14 км. Экипаж четыре человека (командир, второй пилот и два штурмана-оператора).
Вооружение: две-три ракеты большой дальности Х-22 (с обычным или ядерным зарядами), или десять ракет малой дальности Х-15, или 12 т бомбовой нагрузки. На самолете также имеется авиационная пушка ГШ-23Л.
Ту-22М3 из состава 185-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка в 1988-1989 годах принимали участие в афганской войне, нанося бомбовые удары по позициям моджахедов и прикрывая вывод 40-й армии. Самолет также применялся в Чечне.
Всего на Казанском авиационно-производственном объединении с 1978 по 1993 годы построено 268 Ту-22МЗ. В настоящее время на вооружении ВВС РФ находится более 70 самолетов Ту-22М3, в авиации ВМФ - около 60, на хранении - до 30. Самолеты этого типа никогда не экспортировались (после распада СССР 30 Ту-22М3/Р остались на Украине). В настоящее время Минобороны России по просьбе Минобороны Индии рассматривает возможность передачи Дели в лизинг четырех Ту-22М3 за $180-200 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 4, 2024
Международный аэропорт Шереметьево стал партнёром XXIII встречи Авиационного пресс-клуба
Декабрь 4, 2024
Госкорпорация Ростех выступит официальным партнёром XXIII встречи Авиационного пресс-клуба
Декабрь 4, 2024
"Аэрофлот" представит участникам Авиационного пресс-клуба информационные проекты
Декабрь 4, 2024
Минниханов посетил Казанский авиазавод и провел заседание Совета директоров АО "Туполев"