О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бомбардировщик захлебнулся воздухом

В воскресенье жители райцентра Сольцы Новгородской области и сослуживцы простились с четверыми погибшими летчиками - экипажем дальнего бомбардировщика Ту-22М3, потерпевшего крушение в ночь с 8 на 9 июля в районе одноименного аэродрома

В воскресенье жители райцентра Сольцы Новгородской области и сослуживцы простились с четверыми погибшими летчиками - экипажем дальнего бомбардировщика Ту-22М3, потерпевшего крушение в ночь с 8 на 9 июля в районе одноименного аэродрома. Церемония прощания состоялась в доме офицеров 840-го полка дальней авиации, который входит в состав 37-й воздушной армии стратегического назначения. В Солецком районе суббота и воскресенье были объявлены днями траура - на зданиях госучреждений приспустили государственные флаги, а в районе власти отменили развлекательные мероприятия. Обладминистрация выделит семьям погибших по 50 тысяч рублей, еще по 10 тысяч каждой семье выделит администрация района. В результате трагедии отцов потеряли пятеро детей. Основной версией крушения бомбардировщика, не вернувшегося из ночного тренировочного полета, специалисты считают неисправность в системе подачи топлива. Летчики полагают, что человеческий фактор практически исключен.

Летчики будут похоронены на родине, откуда они призывались на службу. Так решили их родные. Погибшего командира экипажа 46-летнего майора Олега Тяпкина похоронят в Великом Новгороде, 40-летнего штурмана 1 класса майора Николая Толстова в Шадринске Курганской области, штурмана-оператора 26-летнего капитана Александра Иванова в Кургане, 27-летнего помощника командира экипажа капитана Илью Ловкова в Твери.

Экипаж Ту-22М3 был многоопытным и ошибка пилотирования маловероятна, считают коллеги погибших офицеров.

По данным Главного штаба (ГШ) ВВС, в 23.40 командир экипажа майор Тяпкин запросил разрешение на посадку, а затем связь со стратегическим бомбардировщиком прервалась. Спустя пять минут в воздух были подняты самолеты поиска, которые в 00.30 обнаружили разбившийся Ту-22М3 в двух километрах от посадочной полосы аэродрома Сольцы, в районе населенного пункта Велебицы. Как стало известно ГАЗЕТЕ, бомбардировщик (без боекомплекта) совершал учебно-тренировочный полет в составе звена из трех самолетов, причем первый самолет уже успел сесть, а третья, последняя машина в момент крушения была на подходе к базе. Длительность учебно-тренировочного полета должна была составить 1 час 40 минут. Как утверждают очевидцы - жители поселка Хвойная, расположенного недалеко от аэродрома, самолет уже выпустил шасси и включил фары, но примерно в 15 км от аэродрома потерял управление и сорвался в неуправляемый крен. Версию о возникших неполадках подтвердили и показания пилотов самолета, замыкавшего звено. Пилоты также сообщили, что наблюдали, как перед заходом на посадку самолет неожиданно начало разворачивать. Как раз в этот момент жители поселка Хвойная услышали характерный хлопок. По данным ГШ ВВС, когда до взлетно-посадочной полосы оставалось 7 км, экипаж получил приказ руководителя полета катапультироваться, но почему-то приказа не выполнил. Между тем конструкция Ту-22М3 позволяет летчикам катапультироваться на любом этапе полета, даже после совершения аварийной посадки. Как предположил командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Игорь Хворов, "судя по тому, что летчики не стали катапультироваться, несмотря на то, что такой приказ был дан с земли, они до последнего боролись за спасение самолета". По предположению командующего, решение о катапультировании было принято слишком поздно, так как ни одна из систем средств спасения не была приведена в подготовительное состояние. "Командир самолета имел возможность самостоятельно катапультировать экипаж, но даже его система в действие приведена не была", отметил генерал Хворов. Обломки самолета разлетелись в радиусе почти километра, достав трассу Великий Новгород - Псков, но по счастливой случайности ни гражданские лица, ни автомобили не пострадали.

После известия о крушении трасса была перекрыта сотрудниками ДПС до окончания ликвидации последствий аварии. По факту крушения Ту-22М3 военная прокуратура ЛенВО возбудила уголовное дело по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов или подготовки к ним". Расследованием обстоятельств катастрофы помимо военной прокуратуры округа занимается специальная комиссия Минобороны. А главком ВВС Владимир Михайлов до окончания расследования и выяснения причин аварии распорядился приостановить все полеты самолетов данного типа, находящихся на вооружении четырех авиаполков. После осмотра обломков погибшего Ту-22М3 специалисты ВВС сделали вывод, что перед заходом самолета на посадку - на высоте примерно полукилометра над землей - неожиданно прервалась подача топлива в один из двигателей, который начал "захлебываться" из-за превышения в воздушно-топливной смеси допустимой концентрации воздуха. Второй двигатель при этом работал в прежнем режиме, что и вызвало резкий крен и потерю управления. Небольшая высота и малая скорость, по мнению экспертов, тоже не сыграли на руку летчикам - в таких условиях даже очень опытные пилоты не могли выравнять машину для успешной посадки.

Однако точку в расследовании катастрофы стратегического бомбардировщика поставит расшифровка бортовых самописцев - "черных ящиков", показания которых сейчас анализируют специалисты 13-го НИИ ВВС в подмосковных Люберцах. Пока остается неясным, почему экипаж все же не подчинился приказу катапультироваться. То ли приказ с земли был отдан слишком поздно, то ли командир решил, что очень опасно отпускать неуправляемую горящую махину, и до последнего старался исключить возможность падения на военный городок. Как пояснил ГАЗЕТЕ действующий офицер ВВС РФ, у летчиков был шанс спастись. "Если у ранних модификаций этой машины кресла при катапультировании срабатывали вниз, что само по себе исключало возможность катапультироваться на малых высотах, то конструкция кресел последнего поколения на Ту-22М3 такова, что гарантирует пилоту жизнь, в случае если он привел в действие механизм катапультирования", - отметил источник.

Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 (Backfire)

Прототипом Ту-22М3 (Backfire по натовской классификации) стал первый сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, созданный в ОКБ Туполева и в 1962 году поступивший на вооружение. К концу 1960-х был спроектирован новый самолет с крылом изменяемой стреловидности, который получил название Ту-22М2. Этот бомбардировщик значительно превосходил по боевой эффективности Ту-16 и Ту-22. В 1974 году принимается решение о дальнейшей модификации самолета Ту-22М2. Усовершенствованный бомбардировщик был назван Ту-22М3. Первый его полет состоялся 20 июня 1977 года. Новый самолет превосходил Ту-22М2 по суммарной боевой эффективности в 2,2 раза. Планировалось и дальнейшее усовершенствование самолета - Ту-22М4, Ту-22М5, но до сих пор это так и осталось проектом.

В 1990 году на вооружении Советской армии находилось 317 Ту-22М2(3). 7 полков базировались в России, 5 - на Украине, 2 - в Белоруссии, 1 - в Эстонии. После 1992 года в строю осталось 235 самолетов Ту-22М2(3). Сейчас на вооружении российских ВВС и морской авиации находится менее 200 машин, многие из которых требуют капитального ремонта.

За 10 лет эксплуатации вплоть до начала 1990-х годов произошло 11 катастроф и аварий Ту-22М. В результате было потеряно 11 машин, погибли 14 летчиков. Катапультное кресло КТ-1М позволяет катапультироваться из любого положения. В отличие от ранних модификаций Ту-22 это кресло выстреливается не вниз, а вверх и позволяет экипажу спастись даже у земли. В 1990-е годы и до настоящего времени катастроф с Ту-22М не было - во многом из-за крайне низкой по сравнению с советскими временами их эксплуатации.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка