О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"МиГ" и "Сухой" пролетели мимо Фарнборо

Российские производители не привезли на авиасалон в Фарнборо самолетов. Связано это с экономией средств. Привлекать внимание авиационного сообщества компании собираются другим способом. В первый же день авиасалона АВПК "Сухой" и авиакомпания "Сибирь" планируют подписать соглашение о поставке 50 пассажирских региональных самолетов RRJ

Российские производители не привезли на авиасалон в Фарнборо самолетов. Связано это с экономией средств и сохраняющейся угрозой наложения ареста по иску швейцарской фирмы Noga. Привлекать внимание авиационного сообщества компании собираются другим способом. В первый же день авиасалона АВПК "Сухой" и авиакомпания "Сибирь" планируют подписать соглашение о поставке 50 пассажирских региональных самолетов RRJ. Контракт оценивается в 750 млн. долларов. На какие деньги это будет сделано, непонятно. Эксперты считают сделку PR-акцией, направленной на продвижение RRJ на зарубежный рынок.

В открывающемся в понедельник авиасалоне в Фарнборо примут участие более тысячи компаний и фирм из 50 стран мира. По традиции новинками авиастроения посетителей будут удивлять Airbus и Boeing. Самолеты обеих компании будут участвовать в показательных полетах. Российский же авиапром представлен в Фарнборо будет весьма условно. Крупнейший экспортер вооружения - "Рособоронэкспорт" - займет большую часть отведенных ему выставочных площадей макетами и моделями. "Сухой" вместо реальных боевых самолетов продемонстрирует компьютерные презентации. Участие же "МиГа" на Фарнборо не запланировано вообще.

Причину отсутствия самолетов российских производителей глава Росавиакосмоса Юрий Коптев объясняет просто: "Зачем тащить в Англию технику, которая сегодня не востребована на западном рынке. Я понимаю, когда надо лететь в Индию, в Сингапур, в Китай или еще куда-то, где идет практическая реализация проектов". Перелет в Британию и организация программы показа одного самолета Су-30 стоит около 2 млн. долларов, тогда как эффект от участия российской военной техники в западных авиасалонах "приближается к нулю". "Поэтому наши предприятия приняли решение не претендовать на какие-то суперполеты, а вести активную переговорную деятельность", - говорит Юрий Коптев.

Помимо банальной экономии средств нежелание российских производителей везти "живую" технику эксперты объясняют по-прежнему сохраняющейся угрозой наложения на самолеты ареста по иску швейцарской фирмы Noga. Последняя такая попытка была предпринята в Ле-Бурже в 2001 году в отношении многофункционального истребителя Су-30МК и нового учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Тогда по решению руководства российской делегации эти самолеты досрочно вылетели домой, и наложить на них арест судебным приставам не удалось. "За последний год российская сторона практически урегулировала конфликт, но мало ли что еще придет в голову Noga", - говорит собеседник ГАЗЕТЫ.

И все же российский авиапром намерен получить дивиденды с британской выставки. Тот же "Сухой" сделает попытку использовать в этом году Фарнборо для продвижения своей продукции гражданского назначения. Как стало известно ГАЗЕТЕ, в первый же день авиасалона подразделение "Сухого" ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) и авиакомпания "Сибирь" подпишут соглашение о поставках 50 региональных самолетов RRJ.

По оценке экспертов, общая сумма сделки составит порядка 750 млн. долларов. Проблема только в том, что пока RRJ в реальности не существует: самолет находится в стадии разработки.

Эксперты считают заключаемое соглашение между "Сухим" и "Сибирью" не более чем рекламным ходом, направленным на привлечение внимания к проекту зарубежных авиакомпаний. До сих пор не ясно, каким образом авиакомпания собирается финансировать постройку самолетов и будут ли для этого привлекаться лизинговые компании. Ведь стоимость одного самолета RRJ, по оценкам специалистов, составит не менее 15 млн. долларов. Однако чистая прибыль "Сибири" по итогам 2003 года не превысила 1 млн. долларов.

Кроме того, необходимость покупки региональных самолетов у "Сибири" назрела уже сейчас. "Срока первых поставок - 2007 год - компания может так и не дождаться", - считает аналитик UFG Елена Сахнова. Расторгнув контракт с "Сухим", авиакомпания может заказать подержанные Embraier или украинские Ан-148. "Похожая ситуация произошла с европейским производителем гражданских самолетов Airbus, - говорит Елена Сахнова. - После атак террористов 11 сентября зданий ВТЦ и Пентагона многие авиакомпании отменили, казалось бы, твердые заказы на поставку новых самолетов".

Справка

Решение о начале работ по региональному самолету "Сухой" приняли на авиасалоне в Фарнборо, проходившем два года назад. В компании посчитали, что в ближайшие 20 лет в мире будет востребовано от 4 до 8 тысяч региональных самолетов вместимостью от 50 до 100 мест. О заинтересованности в новой разработке "Сухого" заявляют практически все крупные российские авиакомпании, включая "Аэрофлот". Однако до сих пор твердых заказов на поставку RRJ никто не сделал. А без них новый самолет невозможно запустить в серию.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка