О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Оскар" и дерби для авиационщиков

В понедельник в пригороде Лондона Хэмпшире начнет работу авиакосмический салон "Фарнборо-2004". Салон популярен не только потому, что дает возможность заключить выгодные контракты (в 2000 году вообще был установлен рекорд - $ 52 млрд), но и потому что считается своеобразным показателем состоятельности той или иной фирмы

В понедельник в пригороде Лондона Хэмпшире начнет работу авиакосмический салон "Фарнборо-2004", который наряду с французским "Ле Бурже" входит в число самых представительных выставок мира. Начиная с 1932 года, каждые 2 года здесь собирается практически весь мировой авиастроительный "бомонд". Салон популярен не только потому, что дает возможность заключить выгодные контракты (в 2000 году вообще был установлен рекорд - $ 52 млрд), но и потому что считается своеобразным показателем состоятельности той или иной фирмы. "Фарнборо" для авиапроизводителя - все равно что для актера Каннский фестиваль или церемония вручения "Оскара".

"Мы платим, а у них кассовые сборы"

Наши появились на английском дефиле в 1984 году. Сначала с гражданскими самолетами, четырьмя годами позже - уже с военными. В этом году компания "Рособоронэкспорт" привезла в Великобританию в виде моделей, постеров и рекламных материалов более 180 наименований военной авиатехники и вооружений, из которых свыше 30 будут демонстрироваться впервые. В структуре ВТС экспорт авиа- и космической техники - 70%. Отсюда и "откровенность" наших оборонщиков, готовых показать самое новое и перспективное. Правда, в основном в виде макетов и постеров. И это при том, что притязания известной "Нога", норовившей арестовывать наши самолеты по всей Европе, исчерпаны. Тогда почему?

По словам одного из представителей российской "оборонки", все дело в прагматизме. "Фарнборо", говорит он, давно уже не столько выставка, сколько элитный сбор, где надо обозначать свое присутствие. Президент корпорации "Иркут" Алексей Федоров, однако, считает, что это еще и возможность за короткое время провести множество встреч. Вкупе это означает, что настоящее "железо" везти не обязательно - иностранцы и так прекрасно знают, что есть у России, как это работает и сколько стоит.

Не будет в "Фарнборо" и наших пилотажных групп, хотя хозяева салона просили об этом.

- Да ну их, - в сердцах прокомментировал ситуацию с пилотажниками один из высокопоставленных представителей авиапрома. - Перевозка одного боевого самолета, обязательная страховка, аренда транспортного самолета для 10 тонн запчастей, инструментов и принадлежностей обходятся в $1 млн, и за все это мы платим из своего кармана. А у организаторов рост посещаемости выставки и кассовые сборы...

Синклит для пассажиров

Любопытно, что в этот раз подавляющее большинство российских экспонентов - а их под крылом "Рособоронэкспорта" набралось более 50 предприятий - привезли в "Фарнборо" только гражданские образцы продукции. Не стал исключением даже "Сухой", славящийся истребителями Су-27 и Су-30, поставляемыми в 30 стран мира. Как рассказал "Известиям" генеральный директор компании Михаил Погосян, боевые самолеты в этот раз представлены исключительно в виде макетов на стенде компании - они не главные. Во-первых, в Европу "Сухие" не поставляются, во-вторых, в этом году фаворитом экспозиции будет фрагмент пассажирского салона - 2 ряда кресел бизнес-салона, несколько рядов кресел из эконом-класса - регионального пассажирского самолета RRJ.

- Над проектом сегодня работает синклит известных российских и иностранных КБ: компания "Гражданские самолеты Сухого", "АК им. Ильюшина", фирма Яковлева и американская корпорация Boeing, - говорит Погосян. - На наш взгляд, без международной кооперации сегодня невозможно создать конкурентоспособный пассажирский лайнер. Причем речь идет не только о внешнем, но и о внутреннем рынке. Российские авиакомпании, имеющие в своих авиапарках западную авиатехнику, хотят видеть на наших самолетах новейшее оборудование, рассчитанное на 15-20 лет эффективной работы, им должно быть гарантировано современное послепродажное обслуживание, отвечающее мировым стандартам. Насколько нам известно, ни один из существующих российских самолетостроительных проектов, за исключением RRJ, в полной мере соответствовать этим стандартам не готов.

Амбициозные планы ведущей военной авиастроительной компании подкрепляются серьезными цифрами расчетов. Уже сейчас ясно, что сотрудничество с иностранными поставщиками позволит сделать RRJ на 10-15% дешевле уже существующих аналогов. А это - перспектива продать до 2020 года не менее 800 машин. Причем не только на внутренний, но и на внешний рынок. Эксперты-оружейники говорят: хотя ближайшие перспективы "Сухого" блестящие, в будущем мир будет отдавать предпочтение более легким машинам. Тот факт, что компания уже сегодня концентрируется на продвижении пассажирского самолета, свидетельствует о толковых маркетологах внутри корпорации или рядом. И от "Фарнборо" специалисты "Сухого" ожидают вполне конкретного результата - подписания соглашений с авиаперевозчиками о заказах на RRJ. Первая машина должна быть готова в 2006 году.

Без военной техники в этом году выступит и другой крупный производитель боевых самолетов - корпорация "Иркут". Главным ее экспонатом станет пожарный вариант самолета-амфибии Бе-200. На недавнем берлинском авиасалоне ILA-2004 президент корпорации Алексей Федоров сказал, что в "Фарнборо", возможно, будет заключено стратегическое соглашение с Европейским аэрокосмическим оборонным концерном EADS о создании СП, главной задачей которого станет продвижение амфибии на мировой рынок. Интерес к Бе-200 уже высказали Франция и США. А после недавних учений МЧС под Калининградом, где спасатели демонстрировали эффективность работы самолета, могут присоединиться и другие страны Европы. Однако без поддержки крупного европейского авиапроизводителя поставить туда российские амфибии проблематично. Покупателям нужен не только самолет, но и его сертификация (ее проведение составляет 10-20% стоимости самолета), пройти которую "Иркуту" в одиночку никто не даст - нужно еще надлежащее техническое сопровождение. Все эти проблемы и должно снять соглашение с EADS.

Крылья для Польши

В этом году на "Фарнборо" не поедет корпорация "МиГ".

- Мы по-новому позиционируем себя в вопросах участия в выставочной деятельности, - пояснил заместитель генерального директора "МиГа" по экспорту и сервису Евгений Погребинский. - Есть новый продукт - везем его показывать, нет - работаем с клиентами вне выставочных рамок. Сейчас приоритет - выполнение контрактных обязательств, и мы просто не можем ни на что другое отвлекаться.

Для подобных заявлений у "МиГа" есть основания. Считавшаяся еще некоторое время назад проблемной компания в последние месяцы вырвалась в лидеры российского военно-технического сотрудничества (ВТС). На днях заканчивается выполнение контракта с Суданом. В конце июля начнется отгрузка первой серийной партии истребителей МиГ-29СМТ в одну из арабских стран. Возможно, к завершению "Фарнборо" корпорация заключит еще один крупный контракт, который сделает ее настоящим лидером ВТС наравне с "Сухим".

По словам Погребинского, не менее напряженной будет в этом году и работа с европейскими партнерами. Так, "МиГу" предстоит работа по модернизации и техсопровождению в течение 5 лет 12 МиГ-29 в Словакии. В Польше надо модернизировать как минимум 22. А еще поляки серьезно рассматривают вопрос приобретения лицензии на производство нового учебно-тренировочного МиГ-АТ. Как говорят в корпорации, заключением этого контракта Польша рассчитывает вернуться в число стран - производителей авиатехники, какой она и была до 1939 года.

Старичок с "копьем"

Впрочем, физическое отсутствие истребителей марки "МиГ" в Великобритании компенсируют партнеры корпорации. Например, ведущий разработчик авиационных радаров, установленных на истребителях "МиГ" и "Су" - корпорация "Фазатрон-НИИР". По словам ее гендиректора - генерального конструктора Анатолия Канашенкова, в "Фарнборо" будут представлены две новинки: радар с уникальной фазированной антенной решеткой (ФАР) на новых физических принципах "Жук-МФЭ" и бортовая РЛС "Копье-М".

Главная особенность "Жука" в том, что это единственный в мире авиационный радар, в конструкции которого полностью исключены механические приводы поворота антенны, что тем не менее обеспечивает ему высокие технические характеристики: обзор пространства на углах плюс-минус 70 градусов. "Жук" одновременно видит до 20 целей, по 4 из которых может вестись наведение оружия. Помимо этого, радар способен работать в режиме картографирования местности и обнаруживать даже малоразмерные цели: крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Благодаря этому истребитель МиГ-29СМТ получил возможность одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями, что делает его практически таким же по возможностям, как и тяжелые истребители, и в то же время он вдвое дешевле их по цене.

"Копье-М" также уникально, так как предназначено для стареньких МиГ-21. Однако, как говорят конструкторы, стоит вооружить "старичка" новым "Копьем" - и его боевая эффективность возрастет в 7 раз. Например, пилот "МиГа" сразу начинает видеть цели на дистанции в 70 км, сопровождать 10 из них, а по 4 (воздушным или наземным) наводить ракеты. Так же, как и "Жук-МФЭ", "Копье-М" позволяет вести картографирование местности, что делает МиГ-21 полноценным ударным истребителем.

Подтверждают это и недавние учебные воздушные бои, проводившиеся в феврале в Индии индийскими ВВС с современными американскими самолетами F-15C. Из четырех схваток в трех индийцы вышли безоговорочными победителями. Причем с американцами они "воевали" не только на своих новеньких, полученных от России Су-30МКИ, но и на модернизированных МиГ-21.

***

Шесть дней "Фарнборо" - не такой уж большой срок, но российские авиационщики ждут от них многого. В России уже уяснили: хочешь торговать со всем миром - ищи союзников, знающих, как это делать лучше тебя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка