BBC Русская Служба
23 июля 2004, 10:28
Нужен ли истребителю пилот?
На крупнейшей в мире ярмарке летательной техники - авиасалоне в Фарнборо - в эти дни заключаются миллиардные оборонные контракты. Аппетит потенциальных покупателей призваны разогревать демонстрационные пролеты новейших боевых самолетов и вертолетов в исполнении лучших пилотов мира. Но оказывается, что военных все больше интересуют беспилотная авиация
В павильоне американской корпорации Northrop Grumman выставлен довольно уродливый аэроплан Global Hawk, похожий больше на насекомое, чем на птицу. Самое странное в нем - отсутствие пилотской кабины.
"Этот аппарат используется для разведки с большой высоты в течение долгого времени - до 36 часов без дозаправки. Его бортовые сенсоры позволяют вести фотосъемку днем, ночью, через облака, и как мы недавно убедились, и через пыльную бурю", - сказал американский конструктор, явно намекая на участие своего детища в иракской или афганской операции.
Нетрудно предположить, что следующему поколению боевых самолетов человек на борту не нужен будет вовсе, они будут маленькими, тихими и незаметными. Не случайно поэтому здесь раздраженно говорят о долгострое евроистребителя Typhoon, который был зачат еще в годы холодной войны, а теперь морально устаревает, не обладая, например, свойствами "невидимки" Stealth.
Высказываются сомнения по поводу следующего грандиозного проекта - создания фирмой Lockheed Martin истребителя F-35, и хотя представитель Пентагона подтвердил свои планы закупить 1763 такие машины, некоторые аналитики называют их последним из поколения обитаемых: западные страны все меньше хотят подвергать риску жизни своих пилотов.
Неслучайно первая большая военная сделка на авиасалоне касается как раз беспилотных самолетов-шпионов. Британское министерство обороны назвало англо-французскую фирму Thales в качестве фаворита на получение 1,5-миллиардного контракта на поставку в Великобританию аппаратов воздушного наблюдения с дистанционным управлением Watchkeeper.
"Watchkeeper - это беспилотная машина, с большой наземной системой поддержки, для наблюдения, наведения на цель и разведки, - говорит британский содиректор фирмы Талеса Алекс Дориан. - Эта технология имеет совершенно критическое значение для наших вооруженных сил, для обороноспособности Соединенного Королевства".
Россия, говорят в Фарнборо, по-прежнему делает основной упор на признанное мастерство своих пилотов. Но глава производителей боевых самолетов компании "Сухой" Михаил Погосян признал неизбежность пересмотра этой стратегии: "Мы сегодня находимся на стадии выработки идеологии беспилотных комплексов, согласовываем ее с министерством обороны для того, чтобы определиться, как развивать это направление, которое становится одним из приоритетных в военной авиации".
Впрочем, из его слов понятно, что нескоро российские беспилотные самолеты смогут например, выслеживать и поражать ракетами врагов, как это сделал американский Predator в Йемене в отношении одной из групп "Аль-Каиды". Но и Великобритания не торопится менять на роботов асов королевских военно-воздушных сил. Об этом говорит заместитель британского министра обороны по закупкам военной техники лорд Бах.
"Нам по-прежнему нужны средства для защиты нашего воздушного пространства, - объясняет он. - Это подтвердило нападение на Америку 11 сентября 2001 года. Немыслим был бы успех в Косове и Ираке без господства в небе. Евроистребитель нам нужен из-за его многофункциональности: он сможет быть и средством ПВО, и штурмовиком для огневой поддержки сухопутных сил".
Директор авиастроительной корпорации Northrop Grumman Рон Шугар тоже не считает, что профессия пилота-истребителя обречена на вымирание. "По-моему, мы увидим в будущем огромную потребность одновременно как в пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов, - говорит он. - Такие проекты, как Joint Strike Fighter, F-22, бомбардировщик B-2, будут осуществляться многие десятилетия. Некоторые задачи можно будет выполнять без человека на борту, для других без него не обойтись".
Судя по оживлению у представительств оборонных фирм из разных стран, атакующие летательные аппараты нужны сейчас любые - и побольше....
Авторские права на данный материал принадлежат «BBC Русская Служба». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы