О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Найдены тела и "черные ящики"

На месте крушения лайнеров Ту-154 и Ту-134 обнаружены "черные ящики" и тела погибших. Следователи пока не подтверждают, что произошел теракт

На месте крушения лайнеров Ту-154 и Ту-134 обнаружены первые "черные ящики" и тела погибших. И хотя приступившие к выяснению обстоятельств трагедии следователи пока официально не подтверждают, что произошел теракт, косвенные признаки говорят именно об этом.

В среду утром практически одновременно в Ростовской и Тульской областях были обнаружены обломки самолетов Ту-154 рейса Москва-Сочи (авиакомпания "Сибирь") и Ту-134 рейса Москва-Волгоград (авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс").

Разбившийся Ту-154, на борту которого находилось 46 человека, был найден спасателями около восьми утра в 9 км южнее поселка Глубокий, близ хутора Тишков Каминск-Шахтинского района Ростовской области. Как сообщил глава МЧС Сергей Шойгу, на месте катастрофы уже обнаружен "черный ящик". По данным на 12.00 мск, найдены тела двадцати погибших, но идентифицировать их личности пока не удалось.

По данным "Газеты.Ru", администрация Ростовской области уже создала оперативный штаб. Открыты две телефонные "горячие линии" для родственников погибших: 8-8632-44-1737 и 8-8632-44-1323. Местные власти готовятся к принятию и размещению семей погибших.

В Тульской области, близ деревни Владимировка, была обнаружена основная часть Ту-134 (по уточненным данным, на его борту было 43 человека). Примерно в 700 метрах от корпуса самолета найден "хвост" лайнера. Еще во вторник вечером один из местных жителей сообщил в милицию, что недалеко от деревни лежат обломки самолета. Через 15-20 минут на место катастрофы прибыли представители правоохранительных органов и спасательных служб.

С рассветом спасатели начали поиски - по данным МЧС, обломки разбросало в радиусе 40-50 километров.

Как сообщили представители управления информации МЧС России, все пассажиры и члены экипажа самолета, на борту которого было 44 человека, также погибли. По данным на 10.00, обнаружены останки восьми человек, а также фрагмент еще одного тела. К 11.00 среди обломков самолета найден один бортовой самописец.

Сейчас представители спасательных служб продолжают собирать части Ту-154 и Ту-134. Известно, что на места катастроф выехали два заместителя генпрокурора России - Сергей Фридинский и Николай Савченков. Они организуют работу по проведению первоначальных следственных действий. По факту падения самолетов Генпрокуратура пока возбудила уголовные дела по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшего по неосторожности смерть двух или более лиц). То есть пока версия о теракте официально не признается.

Однако данные о захвате одного из самолетов подтверждает даже авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал Ту-154. Как сказано в официальном сообщении компании, о версии возможного теракта могут свидетельствовать не только обстоятельства двух произошедших одновременно авиакатастроф, но и телеграмма, полученная Центром управления полетами авиакомпании от начальника смены военного сектора Главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров:

"В московском ЗЦ (ЗЦ - зональный центр. - "Газета.Ru") и ростовском ЗЦ одновременно пропали отметки о Ту-154 и Ту-134. На одном сработала сигнализация о захвате. Прошу усилить бдительность в аэропортах во время досмотра пассажиров и посадки их в самолет".

По уточненным позже Главным центром Единой системы организации воздушного движения данным, сигнал о захвате судна поступил с борта самолета Ту-154 авиакомпании "Сибирь" непосредственно перед потерей связи и исчезновением его с экранов радаров.

Как сообщил корреспонденту "Газеты.Ru" начальник рейса диспетчерского центра Северо-Кавказского центра обслуживания воздушного движения "Стрела" Анатолий Босый, последний раз экипаж выходил на связь в 22.46 - в это время пилоты связались с диспетчером и доложили, что самолет входит в район, который контролирует Северо-Кавказский центр. В 22.56, когда самолет исчез с радаров, диспетчеры послали экипажу запрос, однако ответа на него не получили - и уже после этого, согласно инструкции, была объявлена тревога, подняты поисковые службы Минобороны и Гражданской авиации. Сейчас в связи с катастрофами самолетов в МЧС, ФСБ, МВД, Минобороны России созданы специальные группы, приступившие к расследованию ЧП.

Как считают специалисты, разброс обломков самолета Ту-154, разбившегося в Ростовской области, свидетельствует о том, что самолет разрушился еще в воздухе.

Взрывотехники ФСБ в настоящее время определяют, находилась ли взрывчатка на борту разбившихся самолетов Ту-154 и Ту-134. Каким образом взрывчатые вещества могли попасть в самолет, пока неизвестно. Например, сотрудник службы проверки багажа аэропорта Домодедово Сергей Виноградов заявил "Газете.Ru", что пронос на борт самолетов взрывчатки и взрывчатых веществ практически исключен. Представитель пресс-службы управляющей аэропортом компании "Ист Лайн" Игорь Тихомиров сказал, что в аэропорту недавно установлена система безопасности четвертого поколения, которая помогает обнаружить подозрительные предметы. Он также добавил, что оборудование и сотрудники досмотровой службы проходят обязательное освидетельствование.

Еще один представитель аэропорта подчеркнул, что на момент проверки разбившихся самолетов уже были введены усиленные меры авиационной безопасности (это было связано с вечерним взрывом на Каширском шоссе). А почему террористы (если речь идет о них) выбрали именно вечерний рейс, он затруднился ответить: "Вообще, утренние и вечерние предполетные проверки проводятся с одинаковой тщательностью", - сообщил он. Пассажиров досматривают сотрудники таможни при помощи специального ручного металлодетектора. В предполетной зоне они проходят через "рамку", позволяющую обнаружить запрещенные к провозу предметы. Багаж же проходит двойной контроль: сначала его просвечивают специальными аппаратами - интроскопами, а потом проверяют при помощи собак на наличие взрывчатки или наркотиков. Если служба досмотра обнаруживает подозрительные предметы, то вызывает сотрудника службы безопасности, который проверяет сомнительную сумку более подробно.

В самолет багаж загружается в металлических контейнерах. По словам сотрудника службы безопасности аэропорта Домодедово, после этого доступ к багажу уже исключен. Кстати, на сей раз багаж самолетов не вызвал у сотрудников никаких сомнений. В целом же доступ к самолету имеют техники, заправщики, уборщики и непосредственно экипаж самолета.

По данным из аэропорта "Домодедово" на 11.00, родственники погибших в аэропорт пока не прибыли. Хотя при помощи "горячей линии" уже выявлены близкие 20 погибших. А аэропорт для работы с родственниками прибыли сотрудники НИИ психиатрии им. Сербского.

Следователи же пытаются разыскать пассажиров, которые опоздали на рейс 1047 Москва-Сочи, но при этом сдали багаж в самолет.

По оперативным данным, группа из шести пассажиров не успела на посадку в Ту-154. Как сообщил корреспонденту "Газеты.Ru" представитель аэропорта "Домодедово", эти люди, уже пройдя регистрацию на рейс, в самолет так и не зашли. Правда, их багаж - всего одна сумка, - как обычно делается в таких случаях, был изъят из лайнера.

Кстати, компания "Сибирь" уже внесла в список пассажиров лайнера некоторые изменения. В частности, согласно данным Центра управления ресурсом мест авиакомпании "Сибирь", на рейсе было два трансферных пассажира, летевших в Сочи из других городов с пересадкой в Москве: пассажир по фамилии Шоня, летевший в Сочи из Киева, и житель города Шелехов Иркутской области Александр Вязьмин, летевший из Иркутска. Как сообщили представители "Сибири", не исключено, что на борту Ту-154 находились и другие транзитные пассажиры, которые могли приобрести билеты уже по прилету в Москву.

В аэропортах многих российских городов - например, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Тюмени, Владивостока - уже введены меры повышенной безопасности.

Представители МВД России также уже заявили, что в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, в морских и речных портах, и в целом во всех местах массового скопления людей будут усилены меры безопасности.

В пресс-службе Минобороны "Газете.Ru" сказали, что все рода войск работают в штатном режиме: "Приказа о приведение в повышенную готовность не поступало", - сообщили в пресс-службе.

Конструктор Ту-134 и Ту-154 ОКБ Туполева Андрей Гришин отказался прокомментировать "Газете.Ru" происшедшее. "Я знаю только то, что два самолета в эшелоне - на самой безопасной высоте - практически в одно и то же время потерпели крушение, - сказал он. - Об остальном говорить рано".

Самолеты были исправны

Разбившийся Ту-154 авиакомпании "Сибирь" в эксплуатации с 1982 года. Он налетал 30751 час при норме в 37000 часов. В августе 1993 года самолет ремонтировали, а в августе 2004 года досконально проверяли его исправность.

Как рассказал представитель авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", которой принадлежал Ту-134, за штурвалом самолета был генеральный директор авиакомпании Юрий Баичкин, профессиональный пилот. "Ту-134 был технически исправным, этот самолет один из лучших в "Волга-Авиаэкспрессе"", - заявил "Газете.Ru" представитель авиакомпании "Газете.Ru".

Запад подозревает чеченцев

Сегодняшняя New York Times считает версию о теракте на борту двух российских лайнеров наиболее вероятной. Как отмечает газета, оба самолета вылетели из аэропорта Домодедово, имеющего лишь один терминал для внутренних рейсов. Это обстоятельство, пишет газета, "наводит на мысли о возможности террористического акта". Далее газета напоминает, что "известный полевой командир Шамиль Басаев, которого считают террористом и в Москве и в Вашингтоне, в недавнем прошлом грозил новыми терактами". В завершение журналисты отмечают, что обе катастрофы произошли накануне президентских выборов в Чечне. Чеченские террористы, убившие главу республики Ахмада Кадырова несколько недель назад, поклялись уничтожить и нового президента, - пишет New York Times.

Британская The Times также пишет о возможности терактов, за которыми, по мнению журналистов, могли стоять чеченские сепаратисты. Газета акцентирует сразу несколько моментов. Первое - разбившийся лайнер авиакомпании "Сибирь" следовал рейсом Сочи, где сейчас отдыхает российский президент Владимир Путин. Второе - катастрофы произошли за считанные дни до президентских выборов в Чечне, на которых чеченцы должны выбрать преемника Ахмада Кадырова, погибшего в результате теракта. Третье - крушение самолетов, по мнению The Times, может быть связано с недавней активизацией боевиков в Чечне. В минувшие выходные, напоминает газета, чеченские террористы совершили нападение на Грозный, убив большое число мирных жителей и федеральных военнослужащих. В понедельник российские войска провели акцию возмездия, разбомбив объекты, где предположительно укрывались боевики.

Западные новостные агентства отмечают, что все обстоятельства гибели российских лайнеров изучают в Вашингтоне. Несколько часов назад представители госдепартамента США сделали официальное заявление, в котором объявили, что обеспокоены произошедшим и сейчас анализируют всю поступающую информацию об этих катастрофах.

Безопасность в московских аэропортах

Пресс-секретарь аэропорта Шереметьево Дмитрий Петроченко рассказал "Газете.Ru", что все самолеты прошедшей ночью прибыли и вылетели по расписанию, аэропорт работал в штатном режиме. "Безопасность входа и выхода из терминала обычно обеспечивает трехуровневая защита: сначала пассажир с багажом проходит через рамку металлодетектора, затем с ним работает таможня и паспортный контроль и, наконец, уже при посадке пассажир проходит предполетный контроль - служба безопасности проверяет его ручная кладь, смотрит под инфраскопом. Так что вероятность того, что он пронесет что-то запрещенное, ничтожна".

"Багаж также просвечивается, потом идет через таможню (на международных рейсах) и кинологов с собаками. Ту-134 и Ту-154 - наши советские самолеты, старые - они не приспособлены под контейнеры для багажа, какие есть на современных самолетах. Поэтому багаж на специальных машинах подвозят к самолету и вручную размещают внизу, на грузовой палубе. У пассажиров доступа к багажу, после того как он сдан, нет".

К самолету доступ имеют только люди, непосредственно участвующие в обслуживании рейса. Во всяком случае, как утверждает Петроченко, в Шереметьево. Кроме того, в этом аэропорту работает система видеонаблюдения (ее установили недавно -1,5-2 месяца назад). Через камеры диспетчер имеет возможность наблюдать, что творится непосредственно перед самолетом. "А чтобы человеку пройти на летное поле, у него должен быть пропуск с голограммой", - добавил Петроченко.

По его словам, пассажир попасть в кабину пилота тоже не может, так как дверь бронированная. Бортпроводник, чтобы попасть к пилотам, должен позвонить, те смотрят в глазок - и только после этого пускают его.

Пресс-секретарь "Внуково" Марина Козлова рассказал "Газета.Ru", что служба безопасности аэропорта переведена на усиленный режим еще с того момента, как стало известно о вечернем взрыве на Каширском шоссе. Сам аэропорт работает в обычном режиме. "Рейсы отправляются по расписанию, пассажиров стараемся не беспокоить, - сообщила она. - Проникновение посторонних лиц на территорию летного поля однозначно исключено: площадь контролируется по периметру с помощь телевизионного оборудования, кроме того, на входах установлены металлоискатели, детекторы и системы биометрического контроля. Каждые два часа сотрудники милиции и наши сотрудники с собаками обходят здание аэровокзала и территорию вокруг. Есть собаки, обученные на наркотики, есть - на взрывчатку. Кстати, после открытия международного терминала в систему безопасности мы вложили более $5 млн"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка