О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Катастрофы помогут авиаперевозчикам

Несмотря на заверения служб безопасности о том, что никаких следов теракта на месте катастроф обнаружено не было, эксперты не верят в версию "случайного совпадения"

Несмотря на заверения служб безопасности о том, что никаких следов теракта на месте катастроф Ту-154 и Ту-134 обнаружено не было, эксперты не верят в версию "случайного совпадения". Кроме того, вчера вечером авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал упавший Ту-154, опубликовала данные, косвенно подтверждающие факт наличия теракта. Как сообщается в материалах авиакомпании, по визуальной оценке очевидцев, находящихся на месте падения самолета, разлет крупных фрагментов самолета составляет около 1,5 км. Это косвенно подтверждает версию о разрушении самолета в воздухе вследствие взрыва. О серьезности ситуации свидетельствует и тот факт, что вчера президент России Владимир Путин прервал свой отпуск в Сочи и прибыл в Москву для выяснения причин случившегося. Понять такую обеспокоенность президента нетрудно. На фоне недавнего банковского кризиса, провального выступления отечественных спортсменов на Олимпиаде-2004 и административной реформы, закончившейся тем, что ни одно министерство до сих пор не может заработать в полную силу, последние события выглядят как дополнительное звено в общей картине системного кризиса во многих отраслях хозяйства России. Даже если произошедшие катастрофы не были терактами, они свидетельствуют о крайнем износе отечественного авиапарка, который просто начинает "сыпаться". Впрочем, возвращаясь к произошедшим авиакатастрофам, даже в этих обстоятельствах они могут сыграть на руку крупным авиакомпаниям. Скорее всего, в свете последних событий чиновники начнут форсировать процессы слияния и поглощения российских перевозчиков, объясняя это тем, что крупным авиакомпаниям гораздо легче уследить за надежностью своих воздушных суден.

По последним данным, в двойной авиакатастрофе самолетов Ту-154 авиакомпании "Сибирь" и Ту-134 компании "Волга-Авиаэкспресс" погибли 88 человек. Самолет Ту-154Б-2 был произведен на Куйбышевском авиационном заводе 27 сентября 1982 г. и был одним из самых молодых в своей серии. Воздушное судно отлетало не более 60% своего ресурса - конструктивно назначенный ресурс воздушных судов этой серии с начала эксплуатации составляет 50 тыс. часов полета, а самолет налетал всего 30 тыс. 751 час. Ту-134, летевший из Москвы в Волгоград, находился в эксплуатации с сентября 1977 г. Последний ремонт он проходил на Минском авиаремонтном заводе 407 в феврале 1996 г. Оба лайнера вылетели во вторник вечером из аэропорта Домодедово и пропали с радаров с разницей в три минуты. Остатки одного из них из них, выполнявшего рейс в Сочи, были найдены в среду утром в Ростовской области, второго, следовавшего в Волгоград, - в Тульской. Изначально сообщалось, что экипаж самолета Ту-154, где кабина пилотов была оборудована бронированной дверью, успел подать сигнал о захвате судна. Однако позже появилась информация о том, что Федеральная служба безопасности РФ никаких следов теракта на месте падения самолетов Ту-134 и Ту-154 не нашла.

Правда, заявления спецслужб, похоже, никого не убедили. Как заявил РБК источник в Международном авиационном комитете, катастрофа при горизонтальном полете самолета - весьма редкая ситуация, и за последние 10 лет были зафиксированы только три таких происшествия. Не согласны с версией "случайного совпадения" и сторонние эксперты. "Мне сложно себе представить, чтобы два самолета, вылетевшие из одного аэропорта, могли "случайно" пропасть из видимости радаров с разницей в три минуты, - говорит главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Комаров. - Вероятность того, что это всего лишь техническая неисправность, ничтожно мала". Впрочем, предварительные итоги расследования причин происшествий, как ожидается, будут представлены как минимум через 10-15 дней.

По большому счету, отмечают эксперты, с учетом всех появившихся в прессе фактов о катастрофах может быть названо всего две причины: либо это "украинский" вариант, когда самолет был сбит в результате попадания ракеты в ходе военных учений (напомним, в 2001 г. самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" был сбит украинской ракетой С-200, выпущенной в ходе учений украинских ПВО в Крыму). Второй вариант - преднамеренные действия, то есть теракт. Причем похоже, что предполагаемые захватчики не просто хотели захватить самолеты, а собирались "уронить" их над особо опасными объектами. Не секрет, что в Ростовской области, где вчера были найдены остатки одного из самолетов, расположена крупная атомная электростанция, кроме того, на южных территориях страны имеется большое количество предприятий химической промышленности, в частности, ОАО "Невинномысский Азот", которое является крупнейшим на Юге России химическим предприятием и входит в тройку ведущих российских производителей азотных и комплексных удобрений, аммиака и продукции органического синтеза. "Если эта версия подтвердится, то нашим спецслужбам придется признать неутешительный для себя факт - это серьезный прокол в их работе, - комментирует случившееся RBC daily источник в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. - Однако "замять" эту ситуацию спецслужбам вряд ли удастся - уж слишком много отрицательных событий наложилось друг на друга. На фоне ужасного выступления наших олимпийцев, провальной административной реформы и банковского кризиса сделать хорошую мину при плохой игре не выйдет. Уж слишком велико напряжение в обществе".

Если отвлечься от причин катастроф, то в итоге обе они - парадоксально, но факт - могут сыграть на руку крупным авиакомпаниям. Дело в том, что в условиях достаточно старого парка воздушных судов, каким располагают российские авиакомпании, повышается значение надлежащего технического обслуживания самолетов. Одних лишь Як-40 у отечественных перевозчиков по состоянию на конец 2002 г. было 314 штук, тогда как такой тип воздушных судов начал эксплуатироваться еще в 1968 г.! Между тем в нашей стране на данный момент работают 199 авиакомпаний, и в лучшем случае лишь десяток из них можно назвать крупными. Остальным же обеспечивать надлежащее техническое обслуживание своих судов просто не на что. Авиационные власти давно понимают эту проблему и пытаются различными косвенными методами сокращать количество перевозчиков. Им это удается, но процесс идет медленно. Последние происшествия могут его ускорить. Так, в частности, вчера председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов заявил, что намерен внести в Госдуму законопроект о монополизации пассажирских авиаперевозок в России. В одном из своих интервью он сказал, что "интересны системные причины трагедии - это сильная децентрализация авиаперевозок", в связи с чем "необходимо усиление регулятивных мер в этой области"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка