Ведомости
26 августа 2004, 12:51
Пропали над Россией
В ночь на среду с интервалом в несколько минут на землю упали два российских лайнера, вылетевших из самого современного аэропорта страны
Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь" по расписанию должен был вылететь из "Домодедово" в Сочи в 21.25. Но шестеро пассажиров, которые зарегистрировались и сдали в багаж одну сумку, опаздывали на посадку, и вылет задержали примерно на 20 минут. Сумка осталась в Москве. На момент подписания номера Федеральная служба безопасности (ФСБ) продолжала искать ее владельцев. Примерно в 23.05 самолет исчез с экрана радаров, сообщил "Ведомостям" Василий Афанасьев, заместитель прокурора Ростовской области, где упал авиалайнер. Из Москвы в Сочи летели 38 пассажиров и восемь членов экипажа.
Самолет Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" вылетел в Волгоград из "Домодедово" примерно через полчаса после борта, ушедшего в Сочи. За штурвалом был гендиректор компании Юрий Баичкин. В 22.56 лайнер внезапно исчез с экранов радаров. Сообщений о внештатных ситуациях на борту лайнера наземные службы, по словам представителя Московского зонального центра организации воздушного движения (ОВД), в зоне ответственности которого произошла авария Ту-134, не получали.
Ряд фактов свидетельствуют в пользу того, что самолеты стали объектами терактов. Представитель Ростовского зонального центра ОВД заявил "Ведомостям", что за полторы минуты до катастрофы Ту-154 на пульт диспетчеров поступил сигнал о захвате воздушного судна. "Сигнализация срабатывает от нажатия кнопки в кабине пилота, случайно она сработать не может", — сказал он. Несколько жителей деревни Бушелаки Тульской области, возле которой были обнаружены обломки Ту-134, рассказали в эфире НТВ, что слышали два взрыва на борту самолета до его падения. На мысль о теракте экспертов наводит и то, что обломки обоих самолетов разлетелись на несколько десятков километров.
"Произошло в статистическом смысле невероятное событие — два самолета, вылетевших из одного аэропорта, разбиваются примерно в одно и то же время", — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.
Официально версия о теракте пока не поддержана. "Рассматриваются несколько версий, в том числе и теракт, и другие версии — технический и человеческий фактор", — сообщил президенту генпрокурор Владимир Устинов. "Никаких подтверждений, что это теракт, нет", — заявил вчера начальник ЦОС ФСБ Сергей Игнатченко. По его мнению, нельзя исключить и версии о некачественном топливе, ошибках пилотов или метеоусловиях. Участвующие в расследовании представители региональных прокуратур и управлений ФСБ от комментариев наотрез отказывались.
Прокуратура возбудила два уголовных дела по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта. Пока, по словам представителя Генпрокуратуры, речь об объединении дел не идет.
Представители "Домодедово" и обоих авиаперевозчиков уверяют, что при подготовке и проведении полетов все требования безопасности были соблюдены. Все пассажиры, сотрудники наземных служб, члены экипажа проходят в "Домодедово" трехуровневую систему проверок, рассказывает руководитель пресс-службы компании "Ист-Лайн", управляющей аэропортом, Юлия Мазанова. Если пассажир вызывает подозрение, его досматривают дополнительно. Точно так же досматривается багаж. Доступ сотрудников в служебные зоны аэропорта осуществляется только по отпечаткам пальцев, рассказывает Мазанова.
Система безопасности в "Домодедово" "примерно такая же, как в Европе: нет ничего ни суперэксклюзивного, ни суперплохого", полагает гендиректор одного из российских международных аэропортов. По его словам, оценить со стороны систему проверки сотрудников наземных служб и членов экипажей, невозможно. Впрочем, авиационные власти стран, где риск террористических актов повышен, рекомендуют аэропортам проводить дополнительные проверки пассажиров, напоминает авиаменеджер.
Несмотря на почти одновременную катастрофу двух рейсов, все остальные самолеты покидали "Домодедово" по графику. Закрывать аэропорт до выяснения причин крушения, по словам Мазановой, "выглядело бы по меньшей мере неадекватной мерой". "[Временное закрытие аэропорта] — это компетенция Министерства транспорта", — говорит она.
Комиссию по расследованию обеих катастроф возглавил министр транспорта Игорь Левитин. Сколько времени может продлиться ее работа, официальные лица не сообщают. По два "черных ящика" (бортовые параметрические самописцы) с каждого самолета были обнаружены вчера к обеду и направлены в Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который расследует авиапроисшествия. "Магнитный носитель Ту-134 требует восстановления, и сколько времени займет расшифровка, говорить пока рано", — сказал "Ведомостям" представитель МАКа.
Но Владимир Путин сделал выводы из случившегося уже к вечеру. По словам его пресс-секретаря Алексея Громова, президент поручил подготовить поправки в законы, чтобы функции безопасности и контроля полетов, в том числе и предполетного досмотра, перешли от администраций аэропортов Министерству внутренних дел....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов