О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Рейсовая война

В ночь на среду в России потерпели катастрофу самолеты Ту-134 и Ту-154, погибли 93 человека. Теракты подобного масштаба в России могут организовать только чеченские боевики

В ночь на среду в России потерпели катастрофу самолеты Ту-134 и Ту-154, погибли 93 человека. Лайнеры взорвались прямо в воздухе и практически одновременно, а экипаж одного из них успел передать на землю сигнал о захвате воздушного судна. Тем не менее версия о терактах официально не является доминирующей, а госкомиссию по расследованию возглавил не силовик, а гражданский чиновник - министр транспорта Игорь Левитин. Судя по всему, перед выборами президента Чечни власти просто не хотят признать очевидный факт: теракты подобного масштаба в России могут организовать только чеченские боевики.

Последний радиосеанс

Сигнал о захвате поступил от экипажа Ту-154 авиакомпании "Сибирь". Когда его передали, доподлинно неизвестно. Произошло это между 22.46 и 22.56. Последний же сеанс связи с бортом RA-85556 авиакомпании "Сибирь", летевшим из Москвы в Сочи, как рассказали в ростовском региональном центре по управлению воздушным движением "Стрела", прошел в 22.46:

- В это время мы приняли борт 85556 от москвичей (столичного регионального центра по управлению воздушным движением.- Ъ) и должны были довести его до Сочи. Наша зона ответственности начинается на границе Ростовской и Воронежской областей. И когда самолет ее пересек, между нами состоялся стандартный сеанс радиосвязи. Он состоит из нескольких фраз, которые объясняют ситуацию на борту. Командир корабля сказал: "Ростов, контроль, я борт 85556. Прохожу Канон (точка обязательной радиосвязи.- Ъ). Высота 12 тысяч 100. Направляюсь в город Сочи".

Как объяснил Ъ представитель "Стрелы", эта информация свидетельствовала о том, что нештатных ситуаций на борту нет. Следующий сеанс связи уже не состоялся.

"В 22.56 точка, обозначавшая на экране локатора Ту-154, исчезла. Попытки возобновить связь к успеху не привели, и мы подняли тревогу",- рассказывают в "Стреле".

Сигналов о захвате борта диспетчеры не получали. Такие спецсигналы, как объяснили в "Стреле", поступают к специальным службам - в частности, войскам противовоздушной обороны. В Минобороны информацию о сигнале захвата не подтвердили, но и не опровергли. Но понятно, что к катастрофе самолета войска ПВО не имели отношения - за считанные минуты офицер, принявший сигнал, мог только успеть доложить о нем своему руководству.

О том, что экипаж Ту-154 поднимал тревогу, стало известно уже утром, когда авиакомпания "Сибирь" распространила телеграмму, полученную из военного сектора главного центра Единой системы организации воздушного движения РФ: "24.08.04 г. в московском ЗЦ (зональном центре.- Ъ) и ростовском ЗЦ одновременно пропали отметки от Ту-154 и Ту-134. На одном сработала сигнализация о захвате. Прошу усилить бдительность в аэропортах во время досмотра пассажиров и посадки их в самолет". То есть специалисты уже вчера были уверены, что самолеты погибли в результате теракта, а не технических неполадок или ошибок пилотов.

Две катастрофы за одну минуту

Ту-154 авиакомпании "Сибирь", на борту которого находились 44 пассажира и 7 членов экипажа, вылетел из Домодедово в 21.25. Ту-134 "Волги-авиаэкспресс", направлявшийся в Волгоград, взлетел из Домодедово в 22.20, имея на борту 8 членов экипажа и 34 пассажира. Оба рейса отправились с задержкой на 10-15 минут. Якобы из-за большой загруженности их не успели загрузить багажом и заправить.

- Никаких ЧП при регистрации пассажиров и их посадке на рейсы не было,- заявил Ъ и. о. прокурора Московской региональной прокуратуры по надзору за исполнением законов на транспорте Вячеслав Козлов.- Если не считать, что на посадку в Ту-154 опоздали шесть пассажиров. У них был сдан в багаж только один чемодан, который им и вернули. Фамилии нам известны, все они славяне, и сейчас мы пытаемся их найти.

Прокурор Козлов назвал Ъ и время катастроф: Ту-134 разбился в 22.56 в Тульской области, а ровно через минуту в Ростовской области произошла катастрофа Ту-154. Озвучивать версии господин Козлов отказался, сославшись на то, что у следствия пока слишком мало данных.

Между тем стало известно, что сотрудники линейного ОВД "Домодедово" весь вчерашний день допрашивали персонал аэропорта. Особенно тщательно - сотрудниц третьей смены службы авиационной безопасности Домодедово, которые осуществляли досмотр пассажиров и багажа двух разбившихся рейсов. Следователей интересовало, не заметили ли они чего-нибудь подозрительного в поведении пассажиров и могли ли те пронести взрывоопасные предметы на борт.

"Над головой что-то пронеслось и упало метрах в двухстах от дома"

Первым было обнаружено место падения Ту-134. Самолет разбился на окраине поселка Бучалки, что почти на границе Тульской и Рязанской областей.

- Около 11 часов вечера я укладывала ребенка и услышала грохот,- рассказывала побывавшему на месте катастрофы корреспонденту Ъ жительница Бучалок Ольга Евсеева.- У нас четыре дня шли дожди с грозами, и я приняла шум за очередные проделки стихии. Я выскочила во двор снять белье, как уши заложило: какие-то хлопки, жуткий скрежет металла. И тут буквально над головой что-то пронеслось и упало метрах в двухстах от дома. Стало тихо, а сверху продолжали лететь какие-то книги, обрывки сумок, пакеты.

Утром огороды были усыпаны остатками багажа пассажиров.

- Это с самолета принесло,-- показывает кусок синей спортивной сумки Adidas 10-летний Борис Броян.- Я, как услышал грохот, выбежал на улицу. Мы с пацанами не успели добежать до поля, как уже примчались первые милицейские машины и место падения самолета оцепили. Было машин, наверное, под сто. Скорые, пожарная, спасатели, военные. Солдаты оттеснили нас на задворки. Потом прилетел белый вертолет МЧС. Солдаты уже уехали, но там все оцеплено милицией. Увидите с дороги, где много белых машин - лежит фюзеляж, там самое жуткое, а чуть дальше в кустах валяется отвалившийся хвост. Если хотите, мы вас проводим.

В компании с мальчишкой корреспондент Ъ отправился к месту трагедии. Там груда покореженного металла, на которой, как муравьи, копошатся десятки людей в оранжевых жилетах. Подъемный кран раздирает обшивку самолета, ревут моторы гидравлических спасательных инструментов.

Через два часа из самолета спасатели извлекли 44 тела. Поисково-спасательные работы завершены.

- Мы здесь с часа ночи,- говорит руководитель операции генерал-майор Геннадий Скучков.- Все тела уже отправлены в морг Узловской райбольницы, мы договорились с губернатором Василием Стародубцевым о бронировании мест в местной гостинице для тех, кто приедет на опознание.

Генерал считает, что говорить о причинах аварии рано:

- Мы нашли два бортовых самописца, и их уже забрал в Москву представитель Межгосударственного авиационного комитета. Я могу говорить лишь о том, что видел. Шасси у самолета убраны. Пожара не было - за исключением небольшого возгорания в хвостовой части: керосин попал на горячую часть двигателя. Хвост отлетел при падении, его отбросило на 500 метров от места, где находится фюзеляж. Фюзеляж перевернут. Это все. Никаких следов взрывчатых веществ на данный момент не обнаружено.

Трупы во дворе

То, что осталось от Ту-154, нашли только вчера утром. Поиски самолета начались сразу после его исчезновения с локаторов, однако первая информация о предполагаемом месте катастрофы поступила в штаб Южного регионального центра МЧС только около семи утра. Жители хутора Зеленовка, расположенного в 130 километрах от Ростова-на-Дону, сообщили, что слышали в небе сильный гул, после чего на окраине села что-то загорелось. Однако, приехав на место, спасатели следов пожара и обломков самолета не обнаружили.

Через полчаса с борта одного из вертолетов МЧС передали, что видят южнее поселка Глубокое (Каменск-Шахтинский район Ростовской области) крупные металлические обломки. Приехав на место, специалисты обнаружили искореженную заднюю часть фюзеляжа Ту-154, вторая часть самолета была найдена в километре от первой на дне лощины. Судя по отсутствию следов на траве, самолет падал практически вертикально, причем пожара на борту не было.

- Передняя часть самолета лежала в керосиновой луже,- рассказал Ъ спасатель Вячеслав Старостин.- Обшивка была смята гармошкой, но сохранившиеся детали салона даже не были обуглены.

По мнению экспертов, самолет развалился в воздухе на высоте не менее двух километров.

- Если брать в расчет эту версию, то большинство пассажиров оказались вне салона в воздухе и искать тела надо на расстоянии в несколько километров,- пояснил Ъ представитель Межгосударственного авиационного комитета.

Версия вскоре подтвердилась. В милицию стали обращаться жители окрестных хуторов, находившие у себя в огородах трупы.

- Около полуночи я услышал странный звук: как будто во двор упало что-то тяжелое,- рассказал Ъ житель хутора Крутые Горки Василий Броздин.- Из-за сильной грозы я выходить на улицу не стал, а утром прямо посреди двора обнаружил искореженное самолетное кресло с полуобнаженными телами женщины и маленькой девочки. Крови не было видно, но тела обмякли, как будто в них не было костей.

Приехавшие на хутор милиционеры нашли еще два тела: пожилого мужчины и курсанта в военной форме. А на местном поле - тела еще двоих.

- Они лежали рядом в траве,- рассказал Ъ боец из подразделения МЧС.- Я не стал смотреть, но по-моему один из них был летчиком: рядом с головой у него были наушники.

Бортовые самописцы были обнаружены к трем часам дня. Как сообщили в МАКе, приборы находятся в удовлетворительном состоянии и уже сегодня записи на них расшифруют.

Удар в удобном месте

Вчера в ФСБ упорно отрицали террористическую версию авиакатастроф. "Согласно предварительному выводу оперативно-следственных групп, работающих на местах падения самолетов, следов теракта либо взрывов не обнаружено. Также пока нет оснований говорить о возможном захвате воздушных судов",- заявил вчера начальник ЦОС ФСБ РФ Сергей Игнатченко.

Бывший первый руководитель взрывотехнического подразделения КГБ СССР Владимир Михайлов в интервью Ъ назвал это заявление "преждевременным". Поддержали его и действующие взрывотехники. По мнению специалистов, чтобы в груде обломков самолетов отыскать место возможного взрыва, необходимо длительное время и соответствующие экспертизы. А господин Игнатченко стал отрицать версию о терактах еще до того, как были собраны все обломки лайнеров. "Наши ребята еще к работе не преступили, когда услышали по радио, что они уже не нашли следов теракта",- рассказал Ъ один из взрывотехников, работавших в Ростовской области.

"Подожди, закончится неделя и все встанет на свои места,- сказал Ъ один из сотрудников ФСБ, принимающий участие в расследовании.- А пока пусть будет "хулиганство" (по этой статье было возбуждено дело о взрыве на остановке в Москве), катастрофы, вызванные, например, отказом техники или некачественным горючим. Это просто игра в слова. Момент сейчас такой. Все необходимые меры предосторожности все равно примут. И расследовать будут в нужном направлении. Если там была взрывчатка - найдем, и кто пронес ее в самолеты и взорвал, установим".

Примечательно, что генпрокурор Владимир Устинов вчера не отмел версию теракта: "Мы рассматриваем несколько версий, в том числе и теракт, и технический, и человеческий факторы". Судя по всему, власти сейчас просто не хотят называть версию теракта доминирующей, чтобы не накалять обстановку перед выборами президента Чечни, которые намечены на 29 августа.

Но, несмотря на заявления официальных лиц, приоритетной версией все-таки является теракт.

- То, что два самолета, вылетевшие из одного аэропорта, потерпели крушение с разницей в одну минуту,- это, конечно, очень странно. И вероятность теракта на борту никто не отрицает,- признали в Минтрансе.

Пока же главным доводом в пользу версии о терактах является сигнал о захвате, поступивший с Ту-154.

- Каждый самолет оборудован так называемым ответчиком вторичной радиолокации, сигналы которого постоянно поступают в диспетчерские службы,- рассказал Ъ заслуженный летчик-испытатель СССР, сотрудник ЛИИ имени Громова Виктор Александров.- Ответчик сообщает параметры полета. Через него же передаются и экстренные сигналы - SOS или сигнал о захвате самолета. Второй сигнал подается любым из пилотов в случае попытки захвата самолета. То, что сигнал поступил уже перед самой катастрофой, свидетельствует, что ситуация на борту развивалась быстро. Пилот даже не успел связаться с диспетчером, чтобы рассказать о происходящем.

Опрошенные корреспондентами Ъ специалисты в области антитеррора считают, что в данном случае речь не шла о прямом захвате воздушного судна, чтобы, например, как предположили некоторые СМИ, направить его на какой-нибудь стратегический объект или сочинскую резиденцию президента Путина "Бочаров ручей". Специалисты считают, что в условиях ночи отыскать такую цель на земле невозможно. Скорее на борту произошла другая нештатная ситуация. Например, перед тем как взорвать бомбу, смертник обратился к пассажирам или экипажу, выкрикнул какую-то фразу. В любом случае пилоты Ту-154 успели только подать сигнал о захвате, а в Ту-134 вообще не успели ничего сделать.

Пронести взрывчатку в самолет, по мнению специалистов, большого труда не составляет. Кусок тротила или пластита можно выдать, в частности, за мыло. Батарейки и так и не вызовут подозрений. Взрыватель же террорист или террористка может легко спрятать в свои естественные полости. Сборку СВУ легко провести в туалете на борту. И взорвать самолет, не отходя от туалета - как раз в хвосте и находится одно из самых уязвимых мест лайнера. Если взорвать в хвостовой части, рядом с двигателями всего 200 г тротила, то это приведет либо к отрыву хвоста, что произошло с Ту-134, либо к полному разрушению лайнера, как в случае с Ту-154.

Нельзя исключить и того, что бомбы с уже включенными таймерами были сданы в багаж. Он в аэропортах досматривается не столь тщательно, как ручная кладь и сами пассажиры. К тому же в российских аэропортах нет аппаратуры, которая могла бы уловить мельчайшие запаховые частицы взрывчатки. А только она может надежно проверить багаж. Рентгены и металлодетекторы в такой ситуации неэффективны.

Напомним, что за два часа до вылета первого самолета из Домодедово на Каширском шоссе Москвы, которое, кстати, ведет в этот аэропорт, был совершен теракт на автобусной остановке. Некоторые участники расследования тут же предположили, что в городе может быть проведена целая серия взрывов на транспортных объектах (Ъ рассказал об этом вчера). Однако милицию на усиленный режим несения службы переводить не стали, а бдительность аэропортовских служб МВД попросило повысить во вторник вечером уже в тот момент, когда регистрация и прием багажа на оба рейса уже заканчивались и перестроить работу проверяющих было невозможно.

Ответственность за взрывы самолетов вчера на себя никто не взял. Более того, представители чеченских боевиков Ахмед Закаев и Умар Ханбиев заявили, что ичкерийское сопротивление к терактам не причастно. А господин Закаев даже усмотрел в катастрофах происки российских спецслужб: "Я исхожу из того, что российским властям невыгодно выдвигать версию чеченцев. По их сценарию война закончена, идет налаживание мирной жизни. Я с ужасом жду, что российские спецслужбы найдут грузинский след. Российским силовикам нужна именно такого рода акция, чтобы начать бомбардировки Грузии".

Чеченского следа в гибели самолетов вчера из силовиков никто официально не признал. Хотя очевидно, что теракты подобного масштаба в России могут организовать только чеченские боевики. И они об этом предупреждали после недавнего нападения на Грозный: "Территорией войны сегодня является весь Северный Кавказ и вся территория России. Мы будем наносить удары в том месте, где мы посчитаем нужным, и тогда, когда нам будет удобно",- говорилось в заявлении одного из лидеров боевиков, Доки Умарова, на сайте Kavkaz.tv.

Самолеты и их владельцы

Разбившиеся самолеты принадлежали абсолютно разным по масштабу авиакомпаниям. ОАО "Авиакомпания "Сибирь"" - вторая в России по объемам перевозок по итогам прошлого года, ООО "Авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс"" - региональный перевозчик-аутсайдер, собственный парк которого состоит всего из трех самолетов.

"Сибирь" была создана как госкомпания в мае 1992 года в результате разделения Толмачевского объединенного авиаотряда, спустя два года приватизирована и с 1997 года фактически контролируется супругами Филевыми: Владиславом (гендиректор) и Натальей (замгендиректора), которой лично принадлежит 56,8% акций АО. Парк состоит из 48 широкофюзеляжных дальне- и среднемагистральных самолетов типа Ил-86, Ту-154 и Ту-204. В этом году авиакомпания взяла также в операционный лизинг два Airbus A310-300. В 2003 году объем перевозок составил 3,396 млн пассажиров. Выручка авиакомпании по МСФО - $370 млн, чистая прибыль - $1 млн. Компания имеет разветвленную сеть маршрутов с хабами в Москве, Новосибирске и Иркутске. С Ту-154, составляющими больше половины парка авиакомпании (34 единицы), в последние несколько лет произошло несколько крупных инцидентов. В октябре 2001 года над Черным морем был сбит Ту-154М с 76 пассажирами на борту, следовавший по маршруту Тель-Авив-Новосибирск. В марте 2001 года террористами был захвачен Ту-154М, выполнявший рейс Стамбул-Москва. Во время освобождения заложников в аэропорту Медина спецназом Саудовской Аравии погибла стюардесса Юлия Фомина.

Самолет Ту-154Б2 (серийный номер 82А556, бортовой RA-85556) произведен 27 сентября 1982 года. Этот экземпляр считается одним из самых молодых в серии Ту-154Б, он отлетал лишь 60% своего ресурса. Самолет прошел один капремонт в 1993 году. После него налетал 14 876 часов при назначенном межремонтном ресурсе в 15 тыс. часов. На плановом техническом обслуживании (по форме Б-четная) самолет находился 10 августа 2004 года. Первая, вторая и третья силовые установки в среднем отработали по 2 тыс. часов после капитального ремонта (при разрешенных 6 тыс. часов), а вспомогательная силовая установка - 569 часов (при возможном ресурсе 1800 часов).

"Волга-Авиаэкспресс" была создана в 1997 году. До сих пор парк состоял из трех собственных (один Ту-134 и два Як-42) и двух арендованных (Як-42 и Ту-134, разбившийся под Тулой) воздушных судов. В действующем расписании всего три направления: Ереван, Сочи и Москва. Три ежедневных рейса в столицу были самыми востребованными. Помимо "Волга-Авиаэкспресса" на этом направлении летают также "Аэрофлот" и та же "Сибирь". До сих пор серьезных авиапроисшествий с самолетами "Волга-Авиаэкспресса" не происходило. В феврале прошлого года в аэропорту Волгограда сильным ветром при посадке с полосы снесло Як-42, но никто из пассажиров не пострадал.

Самолет Ту-134А3 (заводской номер 60065, бортовой RA-65080) был старее Ту-154М авиакомпании "Сибирь". Он был построен 19 июля 1977 года, последний раз ремонтировался в феврале 1996 года, всего подвергался ремонту шесть раз.

За пассажиров заплатят "Ингосстрах" и страховой дом ВСК

Основной нормативный документ авиаторов - Воздушный кодекс требует страхования экипажа и гражданской ответственности авиаперевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, а также их багажу и ручной клади. Согласно ст. 132 Воздушного кодекса жизнь членов экипажа страхуется на 1000 МРОТ (100 тыс. руб.). А ст. 133 кодекса предусматривает, что при страховании ответственности перевозчика перед пассажирами минимальная страховая сумма составляет 1000 МРОТ за каждого погибшего пассажира, не менее 2 МРОТ за килограмм багажа и не менее 10 МРОТ за килограмм ручной клади. И вчера сразу два страховщика заявили Ъ о том, что готовятся платить по застрахованным рискам двух упавших самолетов. Информации о том, были ли застрахованы сами самолеты, пока нет.

Как заявили Ъ в страховом доме ВСК, экипаж и ответственность перевозчика перед пассажирами по попавшему в авиакатастрофу Ту-134 были застрахованы у них в соответствии с требованиями Воздушного кодекса. "В настоящий момент мы во взаимодействии со страхователем и органами, ведущими расследование катастрофы, приступили к работе по анализу обстоятельства авиапроисшествия",- заявил Ъ руководитель департамента страхования авиационных рисков страхового дома ВСК Анатолий Рычков. По его словам, решение о страховых выплатах будет принято страховщиком после официального заключения госкомиссии о причинах катастрофы.

По словам пресс-секретаря "Ингосстраха" Натальи Горгидзе, в этой компании, согласно требованиям Воздушного кодекса, была застрахована ответственность авиаперевозчика по второму упавшему борту - Ту-154. Единый комбинированный лимит по договору "Ингосстраха" и авиакомпании "Сибирь" составляет 41,22 млн руб. по каждому страховому случаю. "Однако пока у нас даже нет заявления о страховом случае от страхователя",- сказала Ъ госпожа Горгидзе.

По правилам страхования ответственности родственникам пострадавших следует обращаться не к страховщику за выплатой, а в данном случае к авиаперевозчику. Страховщик выплатит авиаторам ущерб по договору, последние же должны донести выплату до родственников погибших пассажиров. Если же родственников не устраивает установленный Воздушным кодексом минимум в 1000 МРОТ за одного пострадавшего, они могут обратиться в суд. Там, представив документы о заработке пострадавшего, они могут заявить сумму, в которую оценивают недополученные доходы погибшего. По словам страховщиков, уже были прецеденты, когда родственники пострадавших отсуживали у авиакомпаний по $30-40 тыс.

Как заявила Ъ Наталья Горгидзе, "Ингосстрах" выполнит свои обязательства перед авиакомпанией даже в том случае, если выяснится, что авиакатастрофа произошла по причине теракта или действий ПВО. "Наш договор включает положение о расширенном покрытии военных рисков, риска угона и иных опасностей",- сообщила Ъ она. В страховом доме ВСК на вопрос Ъ о возможности выплаты в случае теракта заявили, что обсуждение этого вопроса считают пока преждевременным. "В любом случае надо дождаться окончания расследования по авиакатастрофе",- считают в компании.

Как охраняют "Домодедово"

За безопасность в аэропорту Домодедово отвечают компании "Ист Лайн Авиэйшен Секьюрити" (авиационная безопасность) и "Ист Лайн Гард" (охрана аэропортового комплекса и прилегающей территории), входящие в группу "Ист Лайн", управляющую аэропортом. В первой работают более 500 человек, во второй - около 800. Для сравнения: в международном аэропорту Шереметьево, сравнимом с Домодедово по пассажиропотоку, всего работают 1450 человек.

Система обеспечения безопасности стандартна для аэропортов и предполагает многоуровневый визуальный и технологический контроль пассажиров, багажа, почты и бортового питания, доставляемого на самолеты. В Домодедово установлено около 30 металлодетекторов рамочного типа, более 50 интроскопов, в кинологическом центре аэропорта - около 10 собак, натасканных на взрывчатые вещества. Отсутствие "рамок" на входе в терминал (они есть, например, во Внуково-1 или Шереметьево-2) в Домодедово объясняют тем, что при большом потоке посетителей невозможно организовать качественный досмотр и в нем нет необходимости.

"Анализ всей деятельности аэропорта во вторник вечером показал, что никаких сбоев не было. Регулярность рейсов была выше, чем обычно, и это говорит о том, что аэропорт работает четко",- сообщила Ъ руководитель службы по связям с общественностью "Ист Лайна" Юлия Мазанова.

По ее словам, особое внимание госкомиссия уделила вчера анализу топлива, которым заправляли разбившиеся самолеты. "Выяснилось, что топливозаправщики заправляли и другие суда, и никаких отклонений от нормы не было",- сказал она. Вчера ряд информационных агентств сообщили об утечке керосина на авиационное поле, случившейся примерно во время взлета погибших лайнеров. По данным Ъ, утечка произошла на 60-й стоянке "Домодедовских авиалиний" из-за технологического сбоя. По словам госпожи Мазановой, эта авария не могла повлиять на самолеты "Сибири" и "Волга-Авиаэкспресса", поскольку "они стояли далеко"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка