Газета
26 августа 2004, 17:57
Тройной удар
Невероятное трагическое совпадение. Именно так официальные представители спецслужб поначалу попытались объяснить синхронную катастрофу двух самолетов
Трагедии в небе предшествовало ЧП на земле. Как сообщала ГАЗЕТА, в 19.45, примерно за три часа до падения самолетов, на Каширском шоссе - основной трассе в Домодедово - на остановке общественного транспорта у станции метро "Каширская" сработало самодельное безоболочное взрывное устройство. Оно находилось в оставленной кем-то у металлической ограды сумке. Как удалось выяснить ГАЗЕТЕ, его мощность составляла около 400 граммов в тротиловом эквиваленте. При этом устройство было начинено металлическими дюбелями, значительно усиливающими поражающий эффект бомбы. Большого числа жертв (ранения получили четыре человека) удалось избежать во многом благодаря стечению обстоятельств. Таким образом, налицо имеются все признаки подготовленной диверсии. Правда, в ГУВД Москвы по-прежнему, хоть и не так упорно, как в первые часы после взрыва, утверждают, что инцидент подпадает под статью о хулиганстве. Объясняется это просто: таково негласное указание руководства столичной милиции, не желающей "нагнетать страсти". Впрочем, в связи с происшедшими авиакатастрофами взрыв на Каширском шоссе приобретает совершенно иную окраску. По мнению источников ГАЗЕТЫ в правоохранительных органах, нельзя исключать того, что все три чрезвычайных происшествия являются звеньями одной цепи. Только вот теракт на остановке был скорее не запланированным, а вынужденным. Возможно, террористы, направлявшиеся в Домодедово, по каким-то причинам поспешили избавиться от взрывного устройства, например из-за его неисправности. Ведь, как рассказали некоторые очевидцы взрыва, незадолго до него они услышали, как из стоящей рядом с остановкой сумки раздалось какое-то шипение.
Через три часа после этого с интервалом в несколько минут в Тульской и Ростовской областях разбились два пассажирских авиалайнера. Информация о том, что происходило на борту разбившихся самолетов, весьма скудна. Вся надежда на расшифровку данных "черных ящиков" - в среду они уже были доставлены в Москву. Пока же очевидно, что в воздухе все произошло молниеносно. Известно, что буквально за секунду до крушения с борта самолета, следовавшего по маршруту Москва - Сочи, поступил сигнал о захвате судна. Причем до этого пилоты в переговорах с диспетчерами ни словом не обмолвились о каких-то нештатных ситуациях на борту. Через мгновение оба самолета исчезли с экранов радаров. Причем очевидцы как в Тульской, так и в Ростовской области утверждают, что видели в небе взрыв. В пользу версии о теракте говорит и то, что самолеты погибли практически одновременно. Не исключено, что на борту обоих воздушных судов находились смертники, которые заранее договорились о времени проведения диверсий - 23.00 (разница в минуты могла быть обусловлена различной установкой часов террористов). Сейчас списки находившихся на борту пассажиров тщательно анализируются спецслужбами. Кстати, пронести на борт то же безоболочное взрывное устройство не так уж и сложно. Никакие металлоискатели здесь не помогут, так же как и рентген. Специальными газоанализаторами наши аэропорты не оборудованы. По сути, единственный надежный способ - специально натренированные на поиск взрывчатки собаки, которые, как правило, проверяют сданные в багажное отделение вещи, но не ручную кладь. Кроме того, при срабатывании именно безоболочной бомбы даже небольшой мощности (до 500 граммов в тротиловом эквиваленте) самолеты могло разорвать на части от резкой разгерметизации (как, судя по всему, и произошло в обоих случаях), при этом видимых следов использования взрывчатых веществ не остается. В любом случае доводы властей о том, что крушения Ту-134 и Ту-154 являются невероятным трагическим совпадением, звучат, мягко говоря, неубедительно. "Исследование обломков самолетов не выявило признаков того, что на их борту имели место теракты либо взрывы", - заявил начальник ЦОС ФСБ РФ Сергей Игнатченко. "В настоящий момент в качестве основной рассматривается версия нарушения правил эксплуатации воздушных судов гражданской авиации", - вторит его заместитель Николай Захаров. По словам Захарова, кроме этого в данный момент "проверяются версии отказа авиационной техники, использования некачественного авиационного топлива и возможного нарушения правил заправки, а также правил пилотирования воздушных судов". В то же время один из экспертов-взрывотехников заявил ГАЗЕТЕ, что визуальный осмотр обломков самолета еще ни о чем не говорит. "Повреждения у машины будут практически идентичными что при взрыве, что просто при падении с большой высоты", - отметил он.
Единственное существенное отличие: при технической неисправности, приведшей к авиакатастрофе, самолет практически никогда не разваливается в воздухе. А в обоих случаях произошло именно это - хвосты самолетов словно отрубило. Говорить с уверенностью о том, был на борту взрыв или нет, можно будет только после специальных лабораторных исследований".
Между тем еще одним косвенным подтверждением того, что события на Каширском шоссе и крушения самолетов не только являются терактами, но и взаимосвязаны между собой, служит тот факт, что вчера вся столичная милиция перешла на усиленный режим несения службы, а президент Владимир Путин, который вчера прервал свое пребывание в Сочи и вернулся в Москву, приказал ФСБ подключиться к расследованию событий. Только вечером, после совещания в Кремле президента с руководителями силовых ведомств, генпрокурор России Владимир Устинов впервые официально признал, что версия теракта рассматривается наряду с остальными - такими как техническая неисправность самолетов и человеческий фактор.
"Чеченский след"
Представители чеченских боевиков отрицают какую-либо причастность к случившимся авиакатастрофам. "Еще раз хочу сказать, - заявил ГАЗЕТЕ находящийся в Лондоне эмиссар Аслана Масхадова Ахмед Закаев, - что руководство Чеченской Республики в лице президента Масхадова всегда осуждало терроризм: для нас неприемлемы все формы и методы террора". Тем не менее во всех крупных терактах, совершенных в последние годы в Москве, отчетливо просматривается "чеченский след". В одних случаях эта версия была подтверждена вещдоками, в других основывалась на оперативных материалах. Так, взрывы 9 и 13 сентября 1999 года жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе (тогда в общей сложности погибли 233 человека), как установило следствие, были подготовлены и осуществлены группой Ачемеза Гочияева. Ее члены прошли подготовку в диверсионных лагерях Хаттаба и были направлены в столицу самим "черным арабом". Гочияев до сих пор находится в розыске, несколько его подельников осуждены на длительные сроки лишения свободы.
23 октября 2002 года группой боевиков под руководством Мовсара Бараева был захвачен театральный центр "Норд-Ост" (погибли 129 заложников). Во время акции главарь бандитов, как свидетельствуют результаты радиоперехвата, постоянно поддерживал связь с Зелимханом Яндарбиевым и другими лидерами сепаратистов. Бесспорно установлена причастность террористок-смертниц из возглавляемого Басаевым батальона "Риядус-Салихин" к трем терактам, совершенным в столице во второй половине прошлого года. 5 июля 2003 года во время рок-фестиваля в Тушино подорвали себя две шахидки (погибли 14 человек). Тела террористок были найдены, одна опознана. В ночь с 9 на 10 июля 2003 года на 1-й Тверской-Ямской улице столицы пыталась взорвать бомбу Зарема Мужахоева. Теракт удалось предотвратить, при разминировании взрывного устройства погиб сапер ФСБ Георгий Трофимов. Мужахоеву суд приговорил к 20 годам лишения свободы.
10 декабря 2003 года шахидка подорвала себя у гостиницы "Националь" (погибли пять прохожих). Тело смертницы также опознано. 6 февраля 2004 года была взорвана бомба в вагоне метро на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". Погибло более 40 человек. Окончательных данных о жертвах этой трагедии нет до сих пор. Результаты экспертизы позволяют утверждать, что в метро действовал террорист-смертник. Однако других подтверждений этому пока нет.
Теракты, совершенные за пределами Чечни во время предыдущей кампании по выборам президента республики
Допуская со значительной степенью вероятности, что практически одновременное крушение двух самолетов стало следствием совершенных на их борту терактов, можно предположить и то, что все случившееся является "очередным этапом" подготовки чеченских боевиков к выборам президента этой республики, намеченным на 29 августа. Напомним, что в период предыдущей выборной кампании, стартовавшей в Чечне 20 августа 2003 года и завершившейся 5 октября избранием на пост президента Ахмата Кадырова, за пределами этой республики было совершено несколько крупных терактов, за которыми явственно просматривался "чеченский след". Впрочем, ни по своим масштабам, ни по количеству жертв эти трагедии не идут в сравнение с тем, что произошло вчера в небе России над Тульской и Ростовской областями.
25 августа 2003 года. В 7.30 утра в Краснодаре одновременно на трех автобусных остановках, расположенных в разных концах города, сработали взрывные устройства. 3 человека погибли, около 20 получили ранения различной степени тяжести. Уголовное дело возбуждено по статье "Терроризм".
3 сентября 2003 года. В Ставропольском крае в 7.30 утра на перегоне между железнодорожными станциями Подкумок и Белый Уголь двумя бомбами, заложенными под рельсы, была подорвана электричка № 6302, следовавшая по маршруту Кисловодск - Минеральные Воды. Пять человек погибли, около 40 получили ранения. Дело возбуждено по статье "Терроризм".
15 сентября 2003 года. В столице Ингушетии Магасе взорвано здание управления ФСБ. В 11.55 начиненный взрывчаткой грузовик, управляемый террористом-смертником, миновав все блокпосты, проломил окружавшую здание решетку, после чего прогремел взрыв. В кузове предположительно находилось около 300 килограммов взрывчатки в тротиловом эквиваленте. 3 человека погибли, более 20 получили ранения. Уголовное дело возбуждено по статье "Терроризм"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"