Газета
26 августа 2004, 18:00
"Произошло то, хуже чего нет"
Хронология событий - в материалах корреспондентов ГАЗЕТЫ
Рейс 1047 Москва - Сочи
Как сообщил ГАЗЕТЕ представитель авиакомпании "Сибирь" Илья Новохатский, рейс 1047 Москва - Сочи вылетел из аэропорта Домодедово точно по расписанию - в 21.25. На борту самолета находились 8 членов экипажа и 38 пассажиров. 6 человек прошли регистрацию, однако на борт так и не поднялись. В самой авиакомпании заявили, что это обычная практика. По некоторым данным, эти пассажиры перебрали спиртного в ресторане и их просто отказались пропустить на самолет. После катастрофы, правда, на это обстоятельство обратили внимание, тем более что на всех шестерых приходилась лишь одна сумка, которую пришлось выгружать из багажного отделения лайнера. Столь низкую загрузку лайнера в авиакомпании объясняют вечерним временем и "неудобным" днем недели (вторник. - ГАЗЕТА). В то время как ежедневно из Москвы в Сочи отправляется 20 рейсов, 4 из которых выполняет "Сибирь". Однако отдыхающие предпочитают лететь на юг ближе к выходным и чаще выбирают утренние и дневные рейсы.
В воздухе Ту-154 вел сначала московский центр единой системы организации воздушного движения (ЕСОВД), а затем ростовский. В пределы Ростовской области Ту-154 вошел в 22.46. Судя по показаниям приборов, в это время он был в 138 километрах от Ростова-на-Дону. Управление полетом принял диспетчер 1-го класса с 15-летним стажем работы Александр Лобановский. Он отрицает поступление каких-либо тревожных сигналов с борта лайнера: "Мы только успели обменяться с экипажем паролями и пожелали друг другу доброй ночи. А затем произошло то, что чуть было не заставило меня потерять контроль над собой: погасла метка на экране. Ничего хуже этого в нашей работе нет. У меня такое впервые. Одно дело - технические неполадки, другое - страшные человеческие трагедии". Ту-154 исчез с экрана радаров в 22.59. До посадки ему оставалось не более 20 минут. Интересно, что в это время в центр управления полетами "Сибири" от начальника смены военного сектора Главного центра ЕСОВД поступила телеграмма, что от экипажа Ту-154 все же был получен сигнал о захвате лайнера.
На мониторе индикатора воздушной обстановки была зафиксирована точка, где исчезла метка с радара. Именно в этом районе и начался поиск, которым занялась специальная оперативная группа областного управления ГОЧС. Первое сообщение о месте возможного падения самолета поступило из станицы Зеленовка Тарасовского района Ростовской области. Станичники сообщали, что видели ночью примерно в 23.00 яркую вспышку в небе. А затем в одном месте вспыхнул пожар. Спасатели разделились на четыре группы, к ним примкнули и добровольцы из числа жителей Зеленовки, Митякинской и Можаевской. Всего в прочесывании местности участвовали более 200 человек, была задействована спецтехника и вертолет. Однако в указанном районе ничего найти не удалось: из-за густых и низких облаков, а также темноты было почти невозможно вести эффективный поиск с воздуха. Не легче было и на земле: кругом - болотистая местность, к тому же дождями размыты поля и дороги. Затем поступил сигнал из соседнего Миллеровского района. Но и там действия спасателей успехом не увенчались. Лишь в 3.05 утра 25 августа оперативной группе удалось обнаружить в степи, на расстоянии примерно 9 километров от хутора Глубокий Каменского района (рядом с Миллеровским и Тарасовским), хвостовую часть самолета и фюзеляжа. "Мы нашли основной, параметрический самописец, - пояснил Иван Тетерин, начальник Южного регионального центра МЧС, - а также два самописца, в том числе речевой, в фюзеляже самолета. Они находятся в хорошем состоянии". Через два часа после обнаружения фрагментов самолета Ту-154 на место трагедии прибыл замгенпрокурора России в Южном федеральном округе Сергей Фридинский. Он возглавил совместную оперативно-следственную бригаду по расследованию причин катастрофы, куда вошли представители МВД, ФСБ и прокуратуры. На месте также действует оперативный штаб во главе с вице-губернатором Иваном Станиславовым. В поисках задействовано более тысячи человек, в том числе милиция и военные, а также более полусотни единиц специальной техники и четыре вертолета. Первоначально утверждалось, что обломки самолета и тела пассажиров разбросаны в радиусе 10-15 километров от найденной хвостовой части, что подтверждает версию о крушении Ту-154 в воздухе (в момент катастрофы лайнер шел на высоте 12 тысяч метров). Однако ближе к вечеру появились существенные уточнения - разброс составил около 1,5 километра. Недалеко от места, куда рухнул самолет, расположен небольшой поселок - Красные Горки. Ночью на этот населенный пункт обрушился страшный дождь обломков Ту-154. На огородах, во дворах домов, на улицах поселяне находили утром металлические части воздушного судна. По округе разбросано и множество искореженных пассажирских кресел. В одном из подворий хозяев ожидала страшная находка: сюда рухнули три пассажирских кресла, в которых находились тела молодой женщины и девочки лет восьми. К вчерашнему вечеру были найдены тела 22 погибших.
Работавшие на месте специалисты-взрывотехники ФСБ, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что очевидных следов теракта пока не обнаружено. Именно поэтому прокуратура возбудила уголовные дела не по статье "Терроризм", а по части третьей статьи 263 УК РФ - "Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Между тем есть поводы для сомнений в правомерности таких выводов. Прежде всего это показания некоторых очевидцев. Так, житель Красных Горок Александр Залченко рассказал ГАЗЕТЕ: "Около одиннадцати ночи мы с женой сидели на лавочке и увидели в небе яркую красную вспышку. Секунд через десять услышали короткий взрыв, а спустя полминуты - протяжный звук в небе. Правда, мы и не думали об авиакатастрофе: предположили, что проходят какие-то военные учения".
Рейс № 1303 Москва - Волгоград
Самолет Ту-134 с бортовым номером RA-65080 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", следовавший в Волгоград, вылетел из аэропорта Домодедово в 22.15. Самолет находился "в наборе высоты с эшелона 8100 м до 9100 м", как в 22.54 в московской воздушной зоне с ним была потеряна радиосвязь и с экранов радиолокаторов службы управления воздушным движением исчезла соответствующая отметка. По данным МЧС РФ, первые обломки самолета, точнее его хвостовая часть, были обнаружены спасателями в 3.00 на территории поселка Бучалки Кимовского района Тульской области. Согласно уточненным спискам, предоставленным авиакомпанией, на борту находились 35 пассажиров и 9 членов экипажа. Как выяснилось позднее, самолет пилотировал лично гендиректор авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" Юрий Баичкин. По информации Волгоградской облпрокуратуры, на борту находились сразу несколько представителей крупного бизнеса Волгограда, среди них директор "Волгоградтрансгаза" Виктор Лебединский, руководитель волгоградского отделения Приволжской железной дороги Михаил Храмченков, управляющий региональным отделением Федерального депозитного банка Игорь Бытин и его подчиненный, начальник отдела ценных бумаг этого же банка Александр Степанов. В списках прошедших регистрацию на злополучный рейс значились два представителя дочерней компании ЛУКОЙЛа - "ЛУКОЙЛинформ" - Андрей Колесса и Дмитрий Стеклов. Всего же среди пассажиров разбившегося самолета 27 жителей Волгоградской области, двое - Санкт-Петербурга, двое - Москвы и по одному - из Тюмени и Чечни, а также один гражданин Израиля. В катастрофе не выжил никто. "Около 23.00 я услышал, как задребезжали стекла, потом раздался громкий хлопок и раскат, как во время грозы. Я сначала подумал, что это опять началась гроза. Но звук перешел в рев, и когда я выскочил из дома, увидел, что падает что-то большое. Я так испугался, как пугался только один раз в жизни, когда в детстве чуть не утонул", - рассказал ГАЗЕТЕ очевидец трагедии, житель деревни Бучалки. По предварительным данным, самолет начал разваливаться еще в воздухе. Впрочем, вся информация о том, как это было, пока поступает лишь от жителей деревни Бучалки. Очевидцы утверждают, что самолет вдруг начал разворачиваться, затем они слышали взрыв, видели искры и то, как от лайнера отделилась хвостовая часть. Как сообщили в управлении ГО и ЧС по Тульской области, самолет упал с высоты около десяти тысяч метров, поэтому обломки разбросало довольно широко - на площади диаметром примерно 10 километров, причем часть из них оказалась в Рязанской области. Поиски осложнялись тем, что место катастрофы сильно заболочено. На месте трагедии работали более 500 человек: спасатели (в том числе специальная бригада МЧС, дислоцирующаяся в поселке Кураково Тульской области), сотрудники милиции, прокуратуры и ФСБ. Хвостовая часть самолета была обнаружена почти сразу. Затем в полутора километрах от места падения, около деревни Владимировка, нашли тела троих погибших. Чуть позже был найден и корпус самолета. Погибшие в основном находились в центральной и носовой частях самолета, пилот был обнаружен в кабине лайнера. Тела по мере обнаружения отправлялись в морги райцентров Новомосковск и Узловая для опознания. К месту трагедии направились родственники погибших. Администрация области выразила готовность принять всех - для этого были подготовлены места в гостиницах Новомосковска и профилактории завода "Пластик" в городе Узловая. К 14.40 спасатели обнаружили останки предположительно всех погибших в результате катастрофы авиалайнера. "На месте крушения самолета Ту-134 обнаружены тела 44 погибших, а также два самописца", - сообщили ГАЗЕТЕ в местном управлении ГОЧС. Внешний осмотр самописцев показал, что их состояние удовлетворительное. Оба "черных ящика" были отправлены на экспертизу в Москву для их расшифровки и анализа специалистами Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Однако вчера его представитель сообщил ГАЗЕТЕ, что самописцы они еще не получили.
Председателем госкомиссии по расследованию обстоятельств катастрофы президент Владимир Путин назначил министра транспорта Игоря Левитина, в нее вошли также представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, ФСБ, МВД и МЧС. Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье 263 часть 3 УК РФ - "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта". Но одна из возможных причин катастрофы, по мнению местных специалистов, что называется, лежит на поверхности.
В областном управлении Российской транспортной инспекции ГАЗЕТЕ сообщили, что полеты в небе над Тульской областью контролируются из рук вон плохо из-за отсутствия в регионе собственной диспетчерской авиаслужбы. Наземный диспетчерский пункт управления воздушным движением в Туле был закрыт пять лет назад, когда полностью прекратились полеты самолетов обанкротившегося местного авиапредприятия. Таким образом, Тульская область - единственный регион в центральной России, который не имеет собственных авиадиспетчеров: ее воздушное пространство практически открыто для несанкционированных полетов. По мнению государственного транспортного инспектора Владимира Дяденко, это создает дополнительные предпосылки для воздушных происшествий.
"Нештатная ситуация на борту"
В кабине пилота находятся несколько тумблеров, включив которые пилот посылает определенные закодированные сигналы: SOS, "нештатная ситуация на борту", "захват самолета". Скрытые "тревожные" кнопки расположены также по всему салону, однако, нажав на них, стюарды могут лишь предупредить командира, но не передать сигнал опасности на землю. В последние годы с различных российских бортов сигналы о захвате посылались неоднократно, но все они оказывались ложными. Причиной во всех случаях была либо неосторожность пилота, либо отказ автоматики.
Наиболее частые причины авиакатастроф
По данным МАК, в I полугодии 2004 года с гражданскими воздушными судами государств - участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства (в которое входят Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина) произошло 14 авиационных происшествий, в том числе 8 катастроф с гибелью 78 человек. По оценкам специалистов МАК, за истекший период 2004 года большинство авиапроисшествий (71% от общего количества) обусловлены отклонениями в летной деятельности экипажей: недостаточная подготовка экипажей к полетам в данных условиях; несоблюдение экипажами установленных параметров движения воздушного судна при заходе на посадку; нарушение требований руководящих документов; отсутствие должного взаимодействия в экипаже и взаимоконтроля исполнения членами экипажа предусмотренных операций; нарушение установленных правил эксплуатации воздушных судов. Среди других причин отмечаются ненадлежащее техобслуживание и превышение максимально допустимой взлетной массы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот устанавливает фиксированную скидку 50% для детей на перелеты по России
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Алан Лушников: "Калашников" разработал новый ударный беспилотник "КУБ-10Э"