О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пропихнут на борт что угодно"

Авиационные службы безопасности работают во всех российских аэропортах по одним и тем же правилам и с использованием примерно одной и той же аппаратуры

Авиационные службы безопасности работают во всех российских аэропортах по одним и тем же правилам и с использованием примерно одной и той же аппаратуры. Особенных внешних различий между ними нет. Однако абсолютную гарантию от разного рода ЧП на борту эти службы дать не в состоянии. По мнению экспертов, дело здесь не в технике, а в людях. Как заявил ГАЗЕТЕ один из специалистов в области авиационной безопасности, "есть грузчики, водители, служащие аэропорта - они получают мало, ловят шанс заработать и готовы пропихнуть на борт все что угодно".

Во всех столичных аэропортах считают, что авиационная безопасность обеспечивается у них на "должном уровне". И действительно, в разных вариантах эта система авиабезопасности существует во всех аэропортах России и даже мира. Во Внуково, Шереметьево и Домодедово она практически идентична и является трехуровневой. Как рассказала ГАЗЕТЕ начальник службы по связям с общественностью компании "Ист Лайн", являющейся управляющей компанией аэропорта Домодедово, Юлия Мазанова, авиационная безопасность складывается из обеспечения безопасности авиакомпаниями и аэропортом. В зону ответственности Домодедово входит досмотр пассажиров, груза, почты и бортовых запасов и бортпитания. Комплекс мер основан на принципе многоуровневого контроля. Первый уровень обеспечивают на входе в здание аэропорта служба авиационной безопасности и служба охраны с использованием специальных технических средств (видеонаблюдение, металлоискатели и прочее). Кроме того, территория аэровокзала проверяется и служебными собаками. На втором уровне контроля происходит досмотр пассажиров при проходе в "чистую" зону, где у них уже нет контактов с посторонними людьми. На этом этапе применяются металлодетекторы, интраскопы, газоанализаторы. Третий уровень - самый глубокий. Здесь используются технические средства повышенной чувствительности. Кроме того, по словам Мазановой, в аэропорту работает ускоренная система стопроцентного досмотра багажа с помощью интраскопов. Так же пристально досматриваются и грузы.

Во Внуково и Шереметьево система основана на том же принципе многоуровневого контроля. Как рассказал ГАЗЕТЕ глава дирекции по авиационной безопасности аэропорта Шереметьево Василий Кунашев, система авиационной безопасности в Шереметьево состоит из службы военизированной охраны (обеспечивает охрану периметра аэродрома, объектов гражданской авиации, воздушных судов и контроль доступа на территорию аэропорта) и службы контроля и организации мер авиационной безопасности (обеспечивает контроль за выполнением норм, правил и процедур по линии авиабезопасности службами безопасности авиакомпаний и авиапредприятий). Кроме того, специализированное подразделение "Аэромаш-АБ" осуществляет предполетный досмотр пассажиров, багажа, членов экипажей, бортпитания, досмотр самолетов. С апреля этого года на входах в терминалы Шереметьево установлены дополнительные пункты досмотра пассажиров и посетителей, оснащенные интраскопами и металлодетекторами. На следующем уровне контроля осуществляется стопроцентный досмотр пассажиров, багажа и ручной клади. Кроме того, непосредственно перед посадкой в самолет пассажира еще раз досматривают с помощью технических средств.

Эксперты в области авиационной безопасности утверждают, что во всех московских аэропортах применяются технические средства последнего поколения, а службы их безопасности периодически проходят сертификацию. Между тем абсолютной гарантии от терактов этим меры дать не могут. "Существует человеческий фактор. Машина может показать наличие в багаже запрещенных предметов, а человек может подвести, просто не заметить этого", - заявил ГАЗЕТЕ представитель одного из московских аэропортов. Другой эксперт в области авиационной безопасности полагает, что "в России какие устройства для выявления взрывчатки ни поставь, это не поможет. Ведь есть грузчики, водители, служащие аэропорта - они получают мало, ловят шанс заработать и готовы пропихнуть на борт все что угодно".

Охрана аэропортов будет полностью передана в ведение МВД

В среду Владимир Путин, прервавший свою рабочую поездку в Сочи, подписал указ об объявлении 26 августа днем общенационального траура по погибшим в катастрофах самолетов Ту-134 и Ту-154. Вечером президент провел в Кремле срочное совещание с представителями силовых структур. Перед его началом президент принес свои соболезнования родным и близким погибших и распорядился принять все возможные меры для оказания им необходимой помощи. Главным итогом встречи, в которой участвовали министр внутренних дел Рашид Нургалиев, глава ФСБ Николай Патрушев, генпрокурор Владимир Устинов, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу и министр транспорта Игорь Левитин (он распоряжением Путина назначен руководителем государственной комиссии по расследованию причин авиакатастроф), стало данное президентом правительству поручение о безотлагательной подготовке законодательных изменений с целью передачи функций безопасности и контроля, включая предполетный досмотр пассажиров, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел России. В настоящее время безопасность непосредственно в зданиях аэропортов обеспечивается сотрудниками частных охранных предприятий, нанимаемых дирекциями аэропортов, а их, в свою очередь, контролирует Федеральная служба воздушного транспорта. Милиция тоже несет службу по обеспечению безопасности аэровокзалов. Но, как рассказали ГАЗЕТЕ в пресс-службе МВД РФ, сейчас ее сотрудники отвечают лишь за безопасность на въездах в аэропорт и по его периметру в радиусе 10 метров от внешнего ограждения. В пресс-службе пока не знают подробностей поручения, данного президентом правительству, но предполагают, что чоповцев теперь "попросят" из аэропортов, как не справившихся с возложенной на них задачей. Так что, судя по всему, в скором времени за безопасность внутри аэропорта - от входа на территорию до стойки регистрации и предполетного досмотра пассажиров и их клади - будет отвечать исключительно милиция.

Меры безопасности в аэропортах США и Израиля

Решение об усилении мер безопасности в международных и внутренних аэропортах Соединенных Штатов было принято американским правительством сразу после терактов 11 сентября 2001 года. Спустя два месяца после этого перечень новых мер был одобрен сенатом США. В него вошли следующие разделы: идентификация пассажиров (включающая в себя обязательное дактилоскопирование и снятие индивидуального рисунка сетчатки глаза), определение взрывчатки (эксперты со специально обученными собаками и новейшими техническими устройствами проверяют не 10 процентов багажа и ручной клади, как это было прежде, а все 100), ужесточение режима допуска на воздушное судно (включая полный личный досмотр с раздеванием подозрительных лиц буквально догола) и увеличение штата службы "маршалов" (вооруженных сотрудников военной полиции, сопровождающих теперь все без исключения внутренние и коммерческие рейсы). На внедрение новых технологий в безопасность аэропортов американское правительство в одном только 2002 году выделило более 3,8 млн. долларов.

Впрочем, самыми компетентными в сфере обеспечения безопасности полетов и аэропортов считаются спецслужбы Израиля. В главном израильском аэропорте Бен-Гурион пассажиров не дактилоскопируют и не снимают рисунка сетчатки глаза. Однако офицеры служб безопасности помимо принятия всех прочих мер непрерывно ведут наблюдение за пассажиропотоком - как просто визуальное, так и с помощью видеокамер. Особенно подозрительно охранники относятся к одиноким женщинам: это объясняется угрозой терактов с участием шахидок. Каждый пассажир подвергается тщательному допросу относительно собранного багажа, цели полета и прочих нюансов, причем сотрудники службы безопасности внимательно следят за реакциями допрашиваемого и, если обнаруживают у него хоть малейшие признаки волнения, без всяких церемоний снимают его с рейса.

В случае хотя бы малейшей угрозы теракта администрация израильских аэропортов имеет право моментально закрывать их, отменяя принятие и вылет любых рейсов, и, следует заметить, активно пользуется этим правом.

Все эти меры позволяют Израилю на протяжении более чем 30 лет успешно предотвращать теракты в своих аэропортах (последний крупный теракт произошел в 1972 году). Вообще в Израиле считают, что требования безопасности выше любых чинов и званий. По этой причине 19 января 2003 года в Бен-Гурионе произошел крупный скандал, когда латинский патриарх Мишель Сабах (самый высокопоставленный католический иерарх на Святой земле) отказался от полета в Ватикан, возмутившись досмотром его ручной клади и багажа работниками таможни, которые проигнорировали дипломатическую неприкосновенность сановника.

Израильские эксперты уже не раз консультировали спецслужбы других государств по вопросам обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Последним опытом такого сотрудничества была консультация, предоставленная службам безопасности афинского аэропорта накануне начала Олимпиады....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка