О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Топливо, смерч, террористы

Следователи пока не выделили главной из многочисленных версий гибели Ту-134 и Ту-154. Однако сейчас уже ясно, что самолеты могли взорваться как от рук террористов, так и из-за технических проблем

Следователи пока не выделили главной из многочисленных версий гибели Ту-134 и Ту-154. Однако сейчас уже ясно, что самолеты могли взорваться как от рук террористов, так и из-за технических проблем. Причиной катастрофы могла стать и нелетная погода.

В среду днем близ населенного пункта Бучалки Кимовского района Тульской области, где рухнул самолет Ту-134 рейса Москва - Волгоград, спасателям удалось найти останки всех 43 погибших в этой катастрофе: восемь членов экипажа и 35 пассажиров. Среди обломков самолета найдены и два "черных ящика". По данным пресс-службы МЧС России, следователи продолжают исследование найденных частей самолета. Вечером на место катастрофы должны прибыть члены правительственной комиссии по расследованию причин ЧП.

В Ростовской области, на месте крушения пассажирского Ту-154 рейса Москва - Сочи, найдены практически все крупные части самолета и три бортовых самописца. Председатель правительственной комиссии по расследованию ЧП, замглавы межгосударственного авиационного комитета Леонид Каширский сообщил, что они находятся в удовлетворительном состоянии, их должны отправить в Москву и расшифровать к утру четверга.

Как передает корреспондент "Газеты.Ru" с места событий, поля хутора Тишково Каминск-Шахтинского района оцеплены представителями правоохранительных органов. Утром в восьми километрах от поселка Глубокое в траве недалеко от проселочной дороги была найдена хвостовая часть лайнера и один из двигателей. После этого спасатели метр за метром прочесали окрестные поля. Примерно в километре от первой находки они обнаружили фюзеляж самолета, под которым находились нескольких погибших, а также множество фрагментов тел.

По данным оперативного штаба на 17.00, найдены останки 12 из 46 человек. Как говорят местные жители, "некоторые пассажиры были пристегнуты к самолетным креслам". А к одному из жителей в огород упали мать с ребенком.

Местные жители сообщают противоречивые данные: кто-то уверяет, что до падения самолета слышал сильный хлопок, "похожий на взрыв", а затем видел "след на небе"; другие говорят, что слышали только сам удар самолета о землю. Мелкие обломки Ту-154 разбросаны в радиусе 40-50 километров.

Представители ФСБ России, тем не менее, заявили, что террористический акт - лишь одна из версий происшедшего (и вовсе не основная) и никаких подтверждений этой версии у спецслужб пока нет. Как сообщили "Газете.Ru" в Центре общественных связей ФСБ России, по предварительным данным, "признаков захвата самолета террористами пока нет". Более того, эксперты пока не смогли обнаружить никаких следов применения на борту авиалайнеров взрывчатых веществ. Наконец, по словам специалистов, тела погибших практически не повреждены, и на них нет признаков насилия. В связи с этим ФСБ пришлось расширить круг версий, сообщили представители службы.

Контрразведчики считают, что самолеты могли рухнуть из-за использования некачественного топлива, отказа авиационной техники или ошибок при пилотировании.

Однако то, что причиной разрушения самолетов стал взрыв на борту, подтверждается целым рядом обстоятельств. Напомним: самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", летевший из Домодедова в Сочи, пропал с экрана радаров 22.53. В это время он находился на высоте примерно 10-12 тыс. метров над Ростовской областью. Как подтвердил "Газете.Ru" специалист, близкий к комиссии по расследованию, незадолго до этого пилот воздушного судна действительно нажал кнопку предупреждения о нештатной ситуации на борту. И хотя в авиакомпании "Сибирь" решили, что экипаж подвергся террористической атаке, это могло быть и не так.

Летчик мог нажать "тревожную" кнопку, если, например, на самолете барахлила электроника. По словам собеседника "Газеты.Ru", если командир борта подозревает, что в ближайшее время активный излучатель, установленный на самолете, перестанет подавать автоматический сигнал земным службам контроля, а значит, самолет пропадет с экранов радаров, тогда, согласно инструкции, он оповещает о происходящих с техникой проблемах авиадиспетчеров. Те, в свою очередь, переходят на пассивный режим сканирования воздушного пространства. Кстати, именно в таких ситуациях контроль самолета берет на себя военный сектор Главного центра Единой системы организации воздушного пространства. При этом (в отличие от активного режима) радары работают не на прием сигнала от излучателя самолета, а на самостоятельный поиск крупных объектов над землей. Однако в случае с Ту-154 самолет не смогли обнаружить и военные.

Эксперты считают, что мгновенное исчезновение самолета с экрана радаров - без предварительного снижения или каких-либо маневров - означало его такое же мгновенное разрушение, например взрыв.

А достаточно большие обломки, которые полетели к земле, пассивный контроль действительно "не заметил" из-за погодных условий.

Другой самолет - Ту-134 авиакомпании "Волга-авиаэкспресс", следовавший из Домодедова в Волгоград, - пропал буквально через минуту после первого, в 22.54. Диспетчеры Московской воздушной зоны также потеряли с ним радиосвязь, а затем и отметку на экране радаров. Однако достоверной информации о том, что летчики предупредили о проблемах с самолетом, нет. Самолет следовал в наборе высоты с эшелона 8100 м до 9100 м.

Сейчас одни специалисты, подключенные к расследованию происшествия, занимаются поиском и сбором обломков обоих самолетов. Другие снимают информацию о "следах" самолетов на экранах радаров. Третьи расшифровывают бортовые самописцы. Затем, как это обычно происходит в рамках расследований авиапроисшествий, обломки самолетов, найденные на месте падения, структурируют, опишут и выложат по конструкции самолета. Только после всех этих действий эксперты смогут выдвинуть наиболее точные версии о хронологии и причинах авиакатастоф.

Пока же, по данным источника "Газеты.Ru", следов взрывчатых веществ на самолетах (по крайней мере, Ту-154) действительно не найдено. Обоснованных предположений о технических проблемах самолетов у экспертов из группы по расследованию тоже нет. "Прорабатываются все версии, - отметил собеседник "Газеты.Ru". - Берутся в расчет даже природные условия: авиакатастрофы произошли над зоной одного тектонического разлома, в грозовых условиях…"

В итоге получается, что самолеты могли погибнуть как от взрывов, вызванных техническими неисправностями или терактом, так и из-за природных катаклизмов.
Российский эксперт-взрывотехник Адольф Мишуев, глава Центра "Взрывоустойчивость", рассказал "Газете.Ru" о двух первых возможных причинах предполагаемого взрыва на борту самолетов. По его словам, если рассматривать версию теракта, то следы взрывного устройства могут быть обнаружены экспертами не обязательно при первом осмотре места катастрофы, но и после тщательных экспертиз, занимающих несколько недель. Эксперты должны взять соскобы со всех обломков самолета. По словам Адольфа Мишуева, бывает и так, что следы взрывчатки можно найти только в небольшом радиусе от того места, где она была заложена, а на других обломках самолета частиц может и не быть - газы при взрыве тротила распыляются на небольшое расстояние, что значительно затрудняет работу экспертов. Как отметил Мишуев, самолет может потерпеть катастрофу даже при взрыве мощностью от 400 г до 1 кг в тротиловом эквиваленте. В таком случае пассажиры, находящиеся на расстоянии более трех метров от эпицентра взрыва, могут и не получить сильных физических увечий. "Люди погибнут от ударной волны, но их одежда и тело могут сохраниться. Если же взрывное устройство мощностью около килограмма тротила срабатывает в метре от человека, тогда уже возможны физические увечья - оторванные руки и ноги", - заявил эксперт.

Вторая версия взрыва на борту может быть связана и с некачественным топливом. При перебоях с подачей горючего и прекращением горения в камере сгорания самолета при дальнейшей подаче топлива в камеру происходит бурное парообразование. Образуется взрывоопасная керосино-воздушная смесь, и любая искра может вызвать взрыв. "Это то же самое, как утечка бытового газа на кухне - она приводит к образованию метано-воздушной смеси, и при возникновении искры происходит мощный взрыв, который сопровождается разрушением дома", - заявил Адольф Мишуев. По словам эксперта, "1 килограмм горючего газа или паров горючей жидкости создает взрывоопасную концентрацию в 10-15 кубических метрах помещения". И когда появляется источник зажигания, происходит взрыв с соответствующими разрушительными нагрузками, сообщил эксперт. Однако Адольф Мишуев отметил, что все это - пока лишь версии, которые нуждаются в проверке.

Что касается версии о природных факторах, то, по данным метеорологов, в ночь на 25 августа с запада на Европейскую часть России двигался холодный фронт. Как удалось узнать "Газете.Ru" у метеорологов, фронт был очень мощным, он протянулся от южной границы Черного моря до Архангельска. Холодные фронты известны тем, что продвигаются очень быстро, и точно определить их местонахождение в каждый конкретный момент времени довольно сложно. Они вызывают мощные вертикальные воздушные течения, а вызванный холодными фронтами перепад температуры и давления приводит к ярко выраженным атмосферным явлениям. Таким, например, как смерчи, грозы и ураганы.

24 августа около 17.00 фронт вызвал мощный смерч в Крыму, который привел к разрушению более чем 60 домов и обесточил несколько сел. Этот же фронт привел к внезапному образованию смерча 25 августа в 12.55 в районе Адлера. Сообщений о жертвах и разрушениях из Cочи пока не поступало, известно лишь, что смерч гулял в районе берега около часа.

А в то время, когда оба самолета совершали свой полет, самая мощная - передняя часть фронта находилась как раз на линии Тула - Воронеж - Ростов-на-Дону.

Возможно, что оба лайнера стали жертвами стихии, а связь с ними прервалась из-за повышенного электромагнитного фона в атмосфере.

Газета.Ру


Сколько заплатят за мертвых

Родственникам россиян, потерявших в авиакатастрофах кормильцев или просто родных, нечего рассчитывать на существенные страховки и компенсационных выплат. По западным оценкам, жизнь среднего россиянина стоит $300 тыс, но взыскать такие деньги немыслимо.

Страховой фонд АФЕС ("Авиационный фонд единый страховой"), который по указу президента РФ занимается обязательным страхованием авиапассажиров, должен выплатить по 100 тыс. рублей родственникам погибших членов экипажей и по 12 тыс. рублей семьям пассажиров Ту-154 и Ту-134, разбившихся в ночь на среду в Ростовской области и под Тулой.

"Эта норма, записанная в "Воздушном кодексе" и федеральном законе "Об обязательном страховании пассажиров", будет соблюдена", - заявил агентству ИТАР-ТАСС Сергей Меркулов, исполнительный директор АФЕС. По словам Меркулова, страховые суммы близким погибших членов экипажа "Сибири" "будут выплачены в ближайшие дни, максимум - неделю".

Эти средства получат родственники всех без исключения погибших.
"Авиакомпания "Волга-Авиаэкспресс" не является клиентом АФЕС, но пассажиры этого рейса были застрахованы в АФЕСе по программе обязательного страхования пассажиров", - поясняет представитель страховщика. - Кроме получения выплат от страховщиков, родственники погибших могут обратиться за материальной компенсацией и к перевозчику - конкретной авиакомпании".

О готовности добровольно выделить материальную помощь семьям погибших членов экипажей и пассажиров уже заявила администрация Волгоградской области. Но объем средств неизвестен.
Судя по всему, выплаты членам семей погибших пассажиров и пилотов будут больше, чем обязательные. Самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", разбившийся в ночь на среду в Ростовской области, был дополнительно застрахован в "Ингосстрахе".

Гражданская ответственность авиаперевозчика застрахована по следующим параметрам: при эксплуатации воздушного судна за вред, причиненный имуществу, жизни и здоровью третьих лиц; имуществу, жизни и здоровью пассажиров; грузу, багажу, личным вещам, находящимся при пассажирах.

Представители "Ингосстраха" утверждают, что максимальная сумма, которую они могут выплатить семьям погибших и пострадавшим в катастрофе - 41,22 млн рублей.
Всего на месте аварии нашли тела 46 человек, из которых 38 пассажиров. Таким образом, выплаты на каждого в среднем составят порядка 900 тыс рублей.

Какие компенсации получат клиенты второй авиакомпании - не очень понятно. "Волга-Авиаэкспресс" застраховала свой Ту-134 в "Страховом доме ВСК". В условия входят: ответственность перед пассажирами, членами экипажа и третьими лицами.

Несмотря на то, что госкомиссии пока не признала катастрофу под Тулой "страховым случаем", руководство ВСК уже приняло решение осуществить выплаты родственникам застрахованных членов экипажа. Суммы не разглашаются.
"В соответствии с требованиями и нормативами, установленными Воздушным кодексом, компанией застрахованы: жизнь и здоровье членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 132 Воздушного кодекса) и ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажирах вещам (ст. 133 Воздушного кодекса). Решение о страховых выплатах будет принято после официального заключения государственной комиссии о причинах авиакатастрофы", - говорят в пресс-службе ВСК. В компании имеют в виду выплаты семьям погибших пассажиров.

Помимо рисков пассажиров и экипажа, компании должны страховать и собственное имущество, в частности - самолеты.

В ВСК сообщили, что авиакаско (страхование средств транспорта компании), у них в компании "Волга-Авиаэкспресс" не проводил. В самой авиакомпании ситуацию не комментируют.

АФЕС заявил, что каско по Ту-154 авиакомпании "Сибирь" застрахована этим страховым фондом.

Сергей Меркулов, исполнительный директор АФЕС, отказался назвать сумму страховки, которую получит авиаперевозчик, сославшись на коммерческую тайну.
Помимо "обязательных" и добровольных выплат со стороны авиакомпаний, страховщиков и местных властей, близкие погибших имеют право предъявить иски в судебном порядке ко всем участникам перевозочного процесса: компаниям-перевозчикам, аэропорту, навигационной службе и даже государству. Особенно вероятны иски к государству в случае, если версия теракта будет признана следствием. Суммы исков постепенно растут.

Впрочем, в отличие от граждан США или Евросоюза, росиянам, потерявшим близких в катастрофе, не удастся безбедно прожить остаток жизни за счет страховых компенсаций.
Адвокат Игорь Трунов из московской центральной коллегии адвокатов, представляющий в судах интересы родственников жертв Норд-Оста, заявил "Газете.Ru", что институт страхования жизни в России сейчас находится в зачаточном состоянии. "Реально получить в виде компенсации $1-2 тыс. Адвокатам девочки, которая потеряла обоих родителей в Трансвааль-парке, удалось отсудить 500 тыс. рублей, в то время как в США родственникам погибшего выплачивают компенсацию, в 6 раз превышающую сумму, которую он мог бы заработать в течение жизни, - пояснил адвокат. - В России нет надлежащего экономического эквивалента стоимости жизни. Сейчас оценка жизни оставлена на откуп судьи, уверен он.

По словам Трунова, международные специалисты по оценке жизни полагают, что в среднем жизнь россиянина стоит $300 тыс.
В расчеты включается множество параметров, таких как доходы, условия труда, профессия, наличие семьи и даже пол погибшего, но в первую очередь сумма зависит от уровня валового национального дохода, уровня жизни и многих других показателей.

"В перспективе нас ждет большое количество падений самолетов, потому что в случае таких катастроф законодательно не регламентируется ответственность авиаперевозчиков. Им не выгодно вкладываться в обновление своих парков самолетов", - считает адвокат.

Таким образом, единственными, кто может реально претендовать на сколь-нибудь значительные выплаты, являются близкие погибшего израильтянина Дэвида Коэна....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка