Коммерсантъ
27 августа 2004, 08:53
Пассажиры до востребования
Закончена поисково-спасательная операция в Тульской и Ростовской областях, где разбились Ту-134 и Ту-154. Собраны и доставлены в морги останки погибших, началось их опознание
Подозрительные пассажирки
Несмотря на то что версия о терактах на бортах самолетов до сих пор официально не является доминирующей, ФСБ и МВД вчера начали поиск террористов среди пассажиров разбившихся лайнеров. Как стало известно Ъ, пока внимание следователей привлекли две женщины. Это, как указано в официальных списках погибших, "С. Джебирханова", летевшая на Ту-154 авиакомпании "Сибирь", и "Аманта Салм. Нагаева" - пассажирка Ту-134 "Волго-авиаэкспресс".
Представители "Сибири" сообщили Ъ, что госпожа Джебирханова - единственная из пассажирок погибшего рейса, родственники которой до сих пор не дали о себе знать.
- Звонки от них не поступили на "горячую линию", не было и личных обращений. Для нас это очень странная ситуация: по другим жертвам катастрофы поступило как минимум по два-три звонка и не только от родственников, друзей, но и от коллег и просто знакомых.
Почему в авиабилете, выписанном на фамилию Джебирханова, ее имя обозначено только одной буквой, а отчества нет вообще, в компании сообщить затруднились. "У нас по этому поводу проводится внутреннее расследование",- отметили в "Сибири". Из источников в авиакомпании стало известно, что госпожа Джебирханова или женщина с похожей фамилией (бланк билета заполняется латинскими буквами) приобрела авиабилет в Сочи на 25 августа по самому дешевому тарифу. Вылететь должна была в 9.20 утра на Ил-86. Как сообщили в авиакомпании, этот рейс, весьма популярный у пассажиров, заполняется почти на 100%, то есть на его борту должно было находиться более 300 пассажиров. Однако вечером 24 августа госпожа Джебирханова обратилась в одну из пяти касс аэропорта Домодедово и попросила поменять ей билет на рейс, вылетавший в 21.25. На этот рейс уже шла регистрация. На вечернем, не очень удобном для туристов рейсе свободных мест было много, и билет ей поменяли. За переоформление ей пришлось заплатить около 500 руб. Сидела она на месте 19F - ближе к концу второго салона, за девять рядов до хвоста самолета, где находятся двигатели и туалет. Как считают специалисты, это наиболее удобное место для сборки взрывного устройства и взрыва.
Милиция и ФСБ уже обращались по поводу пассажирки Джебирхановой в авиакомпанию, пытаясь получить на нее так называемые установочные данные: номер паспорта и прочее. Однако, как сказали Ъ в "Сибири", "мы с удивлением обнаружили, что данных на нее нет: такое ощущение, что, покупая билет, она просто назвала фамилию, не предъявив документы". "Даже если предположить, что она при покупке предъявила не паспорт, а другой документ, то как она могла пройти паспортный контроль перед вылетом самолета? - удивились в "Сибири".- Но паспортный контроль - это уже не наша зона ответственности, а аэропорта". В компании "Ист-Лайн", которая управляет аэропортом Домодедово, Ъ сказали: "О случаях приобретения билетов без предъявления документов нам неизвестно, а пройти на борт, минуя паспортный контроль, невозможно".
В Москве, как удалось выяснить Ъ, под фамилией Джебирхановы зарегистрированы только члены одной семьи. Глава семьи Хамид заявил Ъ, что женщина, погибшая в авиакатастрофе, не имеет к ним никакого отношения: "Она наверняка, как и мы, уроженка Чечни, но это не значит, что ее надо автоматически записывать в террористки: мало ли там что произошло с документами". "Однако,- сказал Хамид Джебирханов,- к нам домой уже приходили сотрудники ФСБ и интересовались этой женщиной. Мы, кстати, к таким визитам уже привыкли: к нам после каждого теракта приходят".
Один из высокопоставленных сотрудников МВД Чечни сообщил Ъ, что к ним из Москвы поступили запросы на двух уроженок Чечни, погибших в авиакатастрофах. Помимо Джебирхановой это Аманта Нагаева - кстати, в авиакомпании "Волго-авиаэкспресс" Ъ также сказали, что родственники этой девушки, в отличие от родных других пассажиров, к ним не обращались. О первой женщине милиции пока выяснить ничего не удалось. Проверка второй уже принесла результаты. Как выяснилось, при оформлении ее билета была допущена неточность в написании отчества: госпожа Нагаева оказалась не "Салм." (то есть Салмановна), а Сулеймановна. Она родилась в поселке Кирова Веденского района Чечни, затем переехала в Грозный. "Молодая незамужняя женщина, которая ничем не выделялась,- охарактеризовали ее в МВД.- Сведений о том, что она могла быть связана с боевиками, у нас нет, но проверка еще идет".
Самописцы ничего не сказали
Тем временем в Тульской и Ростовской областях, где разбились Ту-134 и Ту-154, вчера были закончены поисково-спасательные операции. Спасатели и военнослужащие внутренних войск собрали и доставили в морги останки всех 93 погибших, началось их опознание. Как стало известно из источников в госкомиссии по расследованию катастроф, тела двух погибших идентифицировать будет сложно, поскольку от них остались только фрагменты. Однако в комиссии считают, что разрыв трупов еще не свидетельствует о том, что у этих людей могли находиться взрывные устройства: "Для этого необходимо провести специальные исследования. Пока же следов взрывчатых веществ на трупах обнаружено не было".
Возможно, их найдут в ходе так называемых полевых исследований, к которым только вчера смогли приступить эксперты ФСБ. Они осмотрят обломки самолетов, проверят их с помощью методов аналитической химии, после чего детали самолетов планируется доставить на расположенные неподалеку авиаремонтные предприятия (например, обломки Ту-154 - на 412-й авиационный ремонтный завод в Ростове-на-Дону). Там с ними будут работать эксперты Межгосударственного авиакомитета (МАК).
Как сообщил прибывший вчера на место авиакатастрофы в Ростовской области полпред президента России в Южном федеральном округе Владимир Яковлев, "в настоящее время комиссия отрабатывает очень много предположений по факту гибели самолета, в том числе возможна версия о взрыве самолета на высоте". Также он не исключил версию теракта. В то же время господин Яковлев отметил, что первичные данные расшифровки бортовых самописцев не дали дополнительной информации о характере случившегося. Полпред отметил, что, по всей видимости, "что-то (на борту.-Ъ) произошло очень быстро и экипаж не успел ничего сообщить".
В свою очередь, глава межведомственной госкомиссии по расследованию обстоятельств авиакатастроф министр транспорта РФ Игорь Левитин, подтвердивший вчера, что с борта Ту-154 был подан сигнал SOS, заявил, что не видит связи между катастрофами. Отвечая на вопрос, есть связь между двумя происшествиями, министр сказал: "Это разные авиакомпании, летели в разные города, я думаю, это не тот вариант". Господин Левитин подтвердил, что рассматривается несколько версий, в том числе "и человеческий фактор, и техническое состояние самолетов". Но он считает преждевременным выделять какие-либо из них.
В МАКе поспешность, с которой полпред Яковлев объявил о результатах работы с самописцами, вызвала улыбку: "Он политик, и ему надо что-то говорить, а подсказчики у него плохие". Как выяснилось, специалисты МАКа столкнулись с проблемами при расшифровке бортовых самописцев разбившихся Ту-134 и Ту-154. По словам заместителя председателя МАКа Олега Ермолова, внешне обнаруженные самописцы (три с Ту-154 и два с Ту-134) находились в удовлетворительном состоянии. "Однако когда наши специалисты произвели вскрытие, стало ясно, что придется восстанавливать пленку,- сообщил он.- Сроки расшифровки пленки будут зависеть от степени ее повреждения. Представьте себе: даже лист бумаги можно, например, порвать на сто кусочков, а можно - на два"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Об авиационном происшествии с самолетом Ан-2 RA-33555
Декабрь 23, 2024
Три новых терминала открылись в аэропортах Ставрополя, Магадана и Чебоксар
Декабрь 23, 2024
Новогодние шары от аэропорта Пулково украсили главную ёлку в Кронштадте