О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Что извлекут из "черных ящиков"

Уже сегодня утром, как предполагается, может быть объявлена основная версия гибели двух российских пассажирских самолетов

Уже сегодня утром, как предполагается, может быть объявлена основная версия гибели двух российских пассажирских самолетов, Ту-134 и Ту-154, один за другим вечером во вторник вылетевших из столичного аэропорта Домодедово и почти одновременно взорвавшихся или развалившихся в воздухе в небе над Тульской и Ростовской областями. Впрочем, вернувшийся срочно в Москву Владимир Путин уже принял важное решение, которое косвенно указывает на политический выбор версии. Президент на совещании с руководителями спецслужб в Кремле поручил правительству "безотлагательно" подготовить передачу обеспечения безопасности полетов от служб аэропортов в МВД. Тем самым службам безопасности аэропортов (они частично подчиняются Минтрансу), которые в России всегда отвечали за досмотр пассажиров и их багажа перед посадкой в самолет, как бы теперь отказано в доверии. Правда, вызвано ли это конкретными данными о проколах службы безопасности аэропорта Домодедово или это просто превентивная мера, вчера осталось неясным.

По предварительным данным, в общей сложности в этих двух катастрофах погибли 89 человек: 73 пассажира и 16 членов экипажей. Обломки самолетов и тела погибших в обоих случаях разбросало в радиусе нескольких километров, и в поисковых операциях на месте катастроф уже вчера утром было задействовано более 2 тыс. спасателей, сотрудников спецслужб и бойцов внутренних войск. Уже к полудню им удалось найти все бортовые самописцы разбившихся самолетов, которые срочно были доставлены в Москву в офис Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Осмотрев "черные ящики", эксперты пришли к выводу, что они пригодны для расшифровки. Причем, по неофициальной информации, самописцы Ту-154, разбившегося в Ростовской области, специалисты МАК якобы планировали "прослушать" уже к сегодняшнему утру. Если им удастся это сделать, сегодня должен будет разрешиться главный вопрос - стали ли эти трагедии результатом спланированных терактов или следствием банальной халатности наземных техслужб. И от ответа на него, без преувеличения, может зависеть дальнейшая политика России - как внутри страны, так и на международной арене. Если окажется, что оба самолета взорвали чеченские террористы, неизбежно последует резкая реакция - по действиям федеральных властей в Чечне, по очередному усилению мер безопасности вообще по всей стране, по санкциям властей России к властям стран, так или иначе помогающих или просто общающимся с представителями чеченских сепаратистов и т.д.

Учитывая беспрецедентный характер произошедших катастроф (беспрецедентны они не только с политической точки зрения, но и с сугубо технической - одновременно в разных концах страны пассажирские самолеты у нас еще никогда не падали), вчера абсолютно все официальные лица, так иначе задействованные в выяснении причин трагедии, хранили гробовое молчание. Отказывались говорить не только о фактической стороне дела - какие те или иные подозрительные обстоятельства предшествовали авариям, но даже очень неохотно комментировали теоретические моменты по аналогичным авиакатастрофам. Лишь ЦОС ФСБ в течение всего дня упорно, чуть не каждый час, сообщал, что никаких данных о возможном захвате террористами погибших в Тульской и Ростовской областях воздушных судов у следствия нет, а основные "рабочие" версии - отказ техники, использование некачественного топлива, нарушения правил при заправке или техобслуживании самолетов, а также ошибка пилотирования. Впрочем, судя по всему, это были не более чем гипотетические предположения с учетом "политической необходимости", поскольку до вечера эксперты и власти вчера так и не смогли получить определенного ответа, почему же погибли оба самолета. Президенту Путину, как сообщила его пресс-служба, о ЧП с двумя российскими лайнерами сообщили уже вскоре после полуночи. Уже рано утром он поручил спецслужбам срочно начать расследование, а министру транспорта РФ - создать госкомиссию по выяснению причин трагедии. Особые спецгруппы были сразу созданы во всех силовых ведомствах - МВД, ФСБ, Генпрокуратуре и даже Минобороны. В течение всего дня они докладывали президенту, который днем срочно вылетел из Сочи в Москву, о ходе поисковых работ. К вечеру пресс-служба передала слова президента, сказанные им на очередной встрече с г-ном Левитиным: "Рассчитываю на то, что первыми шагами в вашей работе будет безусловное обеспечение информацией о случившемся, объективной и достоверной, и помощь всем, кто в ней нуждается".

Между тем, версия именно о теракте появилась первой и даже без всякой помощи "неофициальных источников" с самого начала выглядела одной из главных. Сам факт того, что два самолета вылетели с разницей в 40 минут из одного аэропорта и исчезли с радаров слежения с разницей всего три минуты, наводил на самое простое объяснение - что они могли быть взорваны бомбами с часовыми взрывателями. Разница между падением лайнером в три минуты вполне могла быть вызвана тем, что один из самолетов после взрыва развалился в воздухе не сразу. Кроме того, почти тотчас же авиакомпания "Сибирь", который принадлежал погибший под Ростовом-на-Дону Ту-154, открыто объявила, что за минуту до гибели экипаж их самолета подал автоматический радиосигнал бедствия. При этом код этого сигнала свидетельствовал о том, что пилоты использовали соответствующую кнопку так называемого "скрытого" нажатия, которую можно нажать незаметно для посторонних. То есть не исключено, что летчики не воспользовались "открытой" кнопкой - на приборной панели, поскольку это им кто-то мог не позволять сделать.

Впрочем, многие эксперты полагают, что пока нельзя отбрасывать и сугубо техническую версию. Оба лайнера в аэропорту "Домодедово" обслуживались и заправлялись топливом, скорее всего, одной и той же командой техников в "одном пакете". При этом, возможно, была совершена одна и та же ошибка - не закрыт какой-либо вентиль, не затянута гайка, или в бак автоцистерны попало какое-либо опасное вещество. Впрочем, при этом должно было "совпасть", что самолеты, находившиеся в воздухе разное количество времени, "сломались" опять же одновременно.

"Огороды усыпало остатками багажа"

Ту-154 (бортовой номер РА-85556) авиакомпании "Сибирь", летевший рейсом №1047 Москва - Сочи, произвел взлет из московского аэропорта "Домодедово" в 21.35 минут. Он должен был произвести посадку в аэропорту Сочи через два часа, в 23.30. Ту-134 авиакомпании "Волга-авиаэкспресс", бортовой номер РА-65086, вылетел в 22.15 минут из того же аэропорта по маршруту Москва - Волгоград. Оба лайнера, несмотря на разгар курортного сезона, были заполнены лишь наполовину, и оба поднялись в воздух с незначительной задержкой. В администрации аэропорта Домодедово сообщили, что волгоградский рейс задержался с отправлением на 15 минут из-за неявки одного из пассажиров, чей багаж уже находился на борту (впрочем, всего в салон не пришли шестеро зарегистрировавшихся пассажиров). Заминка была связана с тем, что багаж пришлось снимать с самолета. А задержку сочинского рейса (по российским меркам, впрочем, совсем незначительную) администрация аэропорта объяснила тем, что наземные службы обеспечения не успели вовремя снабдить борт достаточным количеством воды и пищи для пассажиров. Больше никаких эксцессов с обоими "бортами" до самого последнего момента не происходило. Ту-154, заняв коридор на высоте около 10 тыс метров, к моменту аварии находился чуть северо-восточнее Ростова-на-Дону. Ту-134 во время катастрофы только производил набор высоты, находясь немного восточнее Тулы.

В 22.56 диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движения, "ведший" направлявшийся в Волгоград Ту-134, зафиксировал, что отметка "борта 65086" неожиданно пропала с радара слежения. Диспетчер попытался связаться с экипажем, но безуспешно. Сообщение о ЧП тут же было отправлено по инстанциям чрезвычайных служб, однако пока оно только передавалось, чрезвычайная ситуация сложилась уже в расположенном в Ростове-на-Дону Северокавказском центре управления воздушным движением. От находившегося в его зоне ответственности Ту-154 в 22.58 поступил автоматический сигнал бедствия. Что случилось на борту лайнера, было не ясно - экипаж на связь не выходил, а только нажал кнопку, включающую радиопередатчик на определенной аварийной частоте, означающей возникновение нештатной ситуации. Диспетчер попытался вызвать экипаж, но ответа не последовало и почти сразу, меньше чем через минуту - в 22.59 - отметка "борта 85556" также пропала с радара слежения.

О том, что Ту-134 потерпел именно катастрофу, выяснилось меньше чем через полчаса - часть обломков самолета рассыпалась над одной из деревень Кимовского района Тульской области, и сразу последовали телефонные звонки от местных жителей. Поселок Бучалки, ставший местом гибели девяти членов экипажа и 35 пассажиров рейса Москва-Волгоград, - это восточная оконечность Тульской области, граничащая с Рязанской. Совсем рядом - ковыльная степь исторического и природного заповедника "Куликово поле". Одна из жительниц Бучалок, дом которой стоит совсем рядом с местом трагедии, рассказала: "Я услышала жуткий грохот. У нас четыре дня дожди, и я было подумала, что это очередная гроза. Выбежала во двор снять белье, и тут уши заложило: какие-то хлопки, скрежет. Стекла в доме задрожали. Буквально над головой пронеслось что-то большое и упало - метров 200 от моего дома. Зашумели летящие с неба какие-то обрывки, пакеты. Все огороды усыпало остатками багажа".

Жители Бучалок вызвали спасателей, но первыми приехали милиционеры. Место падения самолета оцепили. На поле лежал фюзеляж, метрах в пятистах - задняя часть самолета. С помощью подъехавшего через несколько часов подъемного крана и гидравлического инструмента спасатели извлекали из груды покореженного металла то, что осталось от пассажиров и экипажа. Один из вертолетов МЧС доставил пакеты, в которые упаковывались останки.

Руководил операцией под Тулой начальник регионального центра МЧС генерал-майор Геннадий Скучков. Только сотрудников МЧС было задействовано более 250, а кроме них - 450 сотрудников МВД, в том числе солдаты дивизии внутренних войск, два десятка следователей прокуратуры, врачи медицины катастроф, сотрудники ФСБ. В местной школе был создан оперативный штаб, обеспеченный прямой правительственной связью, работала "горячая линия" для родственников погибших. Из Волгограда приехали рефрижератор, машины сопровождения, автобусы с родными и близкими пострадавших. Для них забронировали места в двух гостиницах города Новомосковска и Узловой.

Вчера на месте катастрофы самолета Ту-134 в Тульской области поисковая операция была завершена. Были найдены тела 43 находившихся на борту человек - 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Сегодня на месте происшествия продолжат работу лишь специалисты, занимающиеся поиском и исследованием обломков.

Разбросало по двум районам

Что именно случилось с Ту-154, ростовским спасателям удалось достоверно выяснить только с рассветом. Поиски в районе, где предположительно пропал лайнер, начались почти сразу, но за первые несколько часов удалось только примерно очертить район падения обломков - по сообщениям местных жителей, слышавших какой-то грохот, и разрозненным очагам небольших пожаров.

Между тем к 11 часам вечера, когда информация о гибели только проверялась, в аэропорт Сочи приехали люди, которые встречали именно этот рейс из Москвы. В аэропорту все они узнали страшную новость о катастрофе. Сначала это были не подтвержденные официально сообщения СМИ. Когда они прозвучали, всех встречающих рейс 1047 пригласили в зал VIP, где они ждали других сообщений, и надеялись на чудо. Официально подтвержденная информация о гибели лайнера пришла в аэропорт по каналам Минтранса только к 8 часам утра. Ее получил и озвучил перед журналистами и.о. гендиректора аэропорта "Сочи" Игорь Моисеенко. Сообщалось, что катастрофа Ту-154 авиакомпании "Сибирь" произошла в 22 часа 59 минут. А спустя два часа г-н Моисеенко сделал еще одно сообщение: получена информация, что в 8 часов 25 минут в Ростовской области, в районе города Миллерово, у хутора Глубокий обнаружены обломки самолета. Тогда Игорь Моисеенко рассказал, что по полученным им данным, найдены хвостовая и передняя части фюзеляжа, причем с креслами пассажиров, и что, судя по всему, самолет разрушился еще в воздухе.

С 8 утра к встречавшим рейс никого больше не допускали. С ними работали специально прибывшие в аэропорт врачи и психологи. В аэропорту был создан штаб, в который стекается вся информация, касающаяся произошедшей катастрофы. В этом же штабе заработал телефон "горячей линии", позвонив по которому, родственники и близкие пассажиров, находившихся на борту разбившегося Ту-154, могут получить справочную информацию. Номер этого телефона (8622) 44-26-49.

На момент подготовки этой публикации в администрации Сочи с уверенностью говорили о том, что на борту разбившегося Ту-154 были 7 жителей города-курорта. Известны их фамилии, известны адреса. Но список погибших сочинцев еще будет уточняться. Например, в него не внесен Сергей Николаевич Кузнецов, директор сочинского санатория имени Мориса Тореза, который точно летел этим рейсом, возвращался из командировки в Москву. Он, как выяснилось, не был в Сочи прописан, и считается жителем Московской области.

Обломки самолета Ту-154 в Ростовской области вчера искали на территории сразу двух районов: Каменского и Тарасовского - настолько большим оказался радиус разброса частей лайнера. На месте трагедии в поисковых работах участвовали более тысячи человек. Правда, тела погибших вчера удалось обнаружить только в районе хутора Крутые Горки и Зеленовка. Оперативный штаб администрации Ростовской области сообщил, что по состоянию на 17.30 обнаружено уже 12 тел погибших и 14 больших фрагментов самолета, в том числе часть фюзеляжа с 14 иллюминаторами. И самое главное - все три самописца.

Неофициально говорилось о том, что останки человеческих тел будут свозить в морг близлежащего города Каменск-Шахтинский. Однако в оперативном штабе администрации Ростовской области заявили, что по состоянию на 17.00 среды тела погибших с места происшествия никуда не эвакуировали. "Родственников погибших встречают на посту ГАИ на въезде в Каменск-Шахтинский, - сообщили в штабе, - и уже дальше сопровождают. Возможно, некоторым из них предстоит участвовать в опознании останков погибших, однако сама процедура опознания начнется только в четверг. При этом нет никаких гарантий, что к этому времени удастся обнаружить тела всех погибших".

Между тем, на месте происшествия вчера сотни людей с собаками прочесывали территорию в 25 квадратных километров. День выдался необыкновенно пасмурным, темнеть начало раньше обычного, однако, несмотря на сгущавшиеся тучи, дождя так и не случилось.

Все версии возможны

Уже через несколько часов после катастрофы самолетов было выдвинуто не менее десятка версий, в том числе фантастических. Таких, например, как столкновение с метеоритом или множеством его обломков. Большинство серьезных экспертов сходятся на том, что авиалайнеры погибли от взрывов - за это говорит большой разброс фрагментов на земле. Однако "обычное" взрывное устройство, как считают некоторые специалисты, не привело бы к такому - на многие километры - разбросу фрагментов, поэтому, делает заключение один из собеседников "Времени новостей", взрыв был объемным. Для этого террористы могли распылить в салоне легковоспламеняющуюся летучую жидкость, после чего изложить условия экипажу. В этот момент, вероятно, пилоты и сигнализировали о захвате воздушного судна. Не получив согласия, взрыв могли инициировать сами террористы. Причиной могла быть случайная искра, щелчок зажигалки.

Взрыв мог быть и внешним, как при трагедии летящего из Израиля в Новосибирск самолета, сбитого ракетой украинского комплекса ПВО С-200. Тогда украинская сторона смогла несколько месяцев скрывать истинную причину катастрофы, хотя информация с американского спутника в первые же сутки расставила все акценты - лайнер был сбит ракетой. Российские военные уже в ближайшее время должны предоставить сведения, были ли во время падения самолетов несанкционированные пуски каких-либо ракет из воинских частей, дислоцированных в указанных районах. Кроме того, уверены специалисты, необходимо изучить информацию с разведывательных спутников, которая может многое дать для установления истинных причин случившегося.

Впрочем, некоторые эксперты все же полагают, что такой большой разброс частей самолетов все же мог произойти и при взрыве небольшой бомбы, находившейся как в салоне, так и в багажном отделении. При резкой разгерметизации на большой высоте фюзеляж могло просто разорвать на части, к тому же, "взрывной" эффект могли добавить работающие турбины двигателей, части которых при аварии разлетаются подобно осколкам снаряда.

Другая часть экспертов говорит, что все было намного прозаичней, "без шпионских штучек". В 1990 году на Boeing 747, летевшем из Нью-Йорка в Париж, от искры взорвались пары топлива, поскольку была неисправной вентиляция. Три года назад на Ту-154, летевшим из Краснодара в Новосибирск, поочередно отказали все три двигателя. Как позже выяснили, цистерна топливозаправщика была покрашена изнутри "не той" краской, сделавшей топливо некондиционным. Но в этом случае самолет благополучно спланировал и сел "на брюхо". Никто не пострадал. В последней трагедии возможности для планирования, как видно, не оставалось.

Специалисты по расследованию авиакатастроф объясняют молчание экипажей не только взрывом, но и элементарным "сваливанием" - когда самолет уходит в штопор и пилоты, пытаясь спасти ситуацию, просто не имеют сил, времени и нервов спокойно связаться с "землей". Они припоминают: в 1994 году экипаж A310 и в 2002 году пилоты Ту-154 не успели ничего сказать в эфир до столкновения с землей, хотя сохранилась запись экспрессивных разговоров по самолетному (внутреннему) переговорному устройству.

В пресс-службе аэропорта Домодедово вчера версию о возможной ошибке или чьей-то халатности при обслуживании погибших самолетов перед вылетом категорически опровергли. Там заявили, что перед взлетом оба самолета прошли необходимый технический контроль и по всем показателям были допущены к полету. При этом эксперты отметили, что оба борта хоть и могут считаться ветеранами отечественной авиации, но за многолетнюю эксплуатацию еще не выработали свой ресурс. Погибший под Тулой Ту-134 впервые поднялся в небо в сентябре 1977 года. За это время он не налетал и 30 тыс. часов (из более чем 35 тыс. часов, положенных по техническому регламенту). Последний капремонт борт проходил в Минске в 1996 году. Ту-154 находился в эксплуатации с 1982 года. Общий налет - менее 31 тыс. часов при ресурсе в 37 тысяч, последний ремонт прошел в 1992 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка