О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Все самолеты падают одинаково

Крушение двух самолетов произошло с воздушными судами, принадлежавшими очень разным по масштабу авиатранспортным предприятиям

Крушение двух самолетов вечером во вторник произошло с воздушными судами, базировавшимися в одном и том же аэропорту, вылетевшими с минимальным интервалом (менее часа), упавшими практически одновременно (с разницей в три минуты), но принадлежавшими очень разным по масштабу авиатранспортным предприятиям.

Компания "Сибирь", которой принадлежал Ту-154, упавший в Ростовской области, - крупнейший авиаперевозчик на внутренних российских авиалиниях. Она была создана в 1992 году путем приватизации авиаотряда, базировавшегося в новосибирском аэропорту Толмачево. В 1998 году компанию приобрели структуры нынешнего гендиректора "Сибири" Владислава Филева. Сейчас крупнейшим акционером компании является его жена и первый заместитель Наталья Филева. На нее зарегистрирован пакет в размере 56,8664% акций (он находится в залоге у Сбербанка за кредит, выданный им авиакомпании). Парк "Сибири" насчитывает более 40 магистральных лайнеров, в том числе 11 Ил-86, два Ту-204-100 и два импортных А310 производства европейского концерна Airbus. Самолетов Ту-154Б-2, однотипных тому, который разбился вечером во вторник, у компании было девять (теперь на один меньше).

Под руководством Филева "Сибирь" присоединила к себе несколько более мелких региональных авиакомпаний, превратив их в свои филиалы. Они действуют сейчас в Иркутске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле и Томске. Последнее по времени приобретение "Сибири" (в этом году) - Челябинское авиапредприятие и его дочерняя компания "Энкор", зарегистрированная в Москве. Судебные разбирательства по следам этой сделки еще не завершены. В 2001 году "Сибирь" купила самолетный парк и маршруты одной из крупнейших на тот момент авиакомпаний России - "Внуковских авиалиний". Именно эта сделка позволила "Сибири" стать номером один во внутрироссийском зачете и номером два - с учетом международных перевозок (после "Аэрофлота"). Кроме того, "Сибирь" контролирует армянскую авиакомпанию Armavia.

За последние годы борта "Сибири" несколько раз попадали в серьезные авиапроисшествия. Самая крупная катастрофа произошла 4 октября 2001 года, когда Ту-154, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, был по ошибке сбит над Черным морем украинской зенитной ракетой. Погибли 65 пассажиров и 12 членов экипажа.

Если бизнес "Сибири" в последнюю пятилетку шел только в гору, то у другой пострадавшей вчера фирмы дела и до катастрофы катились под уклон. Компания "Волга-авиа-экспресс" - отдаленный потомок Волгоградского объединенного авиаотряда советских времен. В процессе приватизации и акционерных конфликтов самолетный парк компании уменьшился с трех десятков машин до двух штук, ряд ее начальников побывали за решеткой. Однако под разными названиями и разным руководством компания продолжала до минувшего трагического вторника обслуживать маршрут Волгоград-Москва. Вчера в московском представительстве компании "Волга-авиа-экспресс" сообщили, что продолжение воздушного сообщения по этому маршруту находится под вопросом. Разбившийся Ту-134 (бортовой номер РА 65086) был последним самолетом этой марки, остававшимся в собственности АО "Волга-авиа-экспресс".

Реформирование Волгоградского авиаотряда началось в 1992 году, когда он был разделен на два госпредприятия - "Авиакомпанию "Волга-Эйр" и "Аэропорт Волгоград". В 1993 году "Волга-Эйр" акционировалась, а ее акции были проданы на ваучерном аукционе. В 1995 году компания перерегистрирована в АООТ "Авиакомпания Волга". Контрольный пакет ее акций принадлежал в тот момент двум братьям-предпринимателям Андрею и Сергею Самохиным.

В 1997 году принадлежавший "Авиакомпании Волга" парк самолетов Ан-2, использовавшихся в советские времена на сельхозработах, был передан государственному унитарному предприятию "Волгоград-Спецавиа". В том же году Андрей и Сергей Самохины вместе с гендиректором "Волги" Игорем Стрельцом зарегистрировали в офшорной зоне Калмыкии два предприятия - "Альфа" и "Восток Плюс", в уставный капитал которых передали пассажирские самолеты Ту-134, Як-40 и Як-42, принадлежавшие авиакомпании. Эти две фирмы в свою очередь учредили новую авиакомпанию - "Волга-авиа-экспресс". В 1998 году в отношении "Волги" была начата процедура наблюдения, а в 2001 году ее признали банкротом.

По мнению Волгоградской областной прокуратуры, в это время несколько менеджеров "Волги" совершили мошенничество, передав несколько самолетов другим авиакомпаниям в счет фиктивно созданной задолженности перед ними.

Про "Волгу-авиа-экспресс", взявшую на себя обслуживание рейса Волгоград-Москва, местная газета "Новые деловые вести" в феврале 2003 года опубликовала хвалебную статью под пророческим заголовком "Никто не сажает мягче волгоградских асов". Уже в июле того же года Волгоградская областная прокуратура возбудила уголовное дело по факту хищения у авиакомпании "Волга-авиа-экспресс" самолета Як-42. По этому делу были арестованы, среди прочих, президент "Волги-авиа-экспресс" Анатолий Гришин, бывшие гендиректор компании Игорь Стрелец и внешний управляющий ООО "Авиакомпания Волга" Виктор Лихарев. Весной 2004 года дело передано в суд.

До последней авиакатастрофы "Волга-авиа-экспресс" владела одним Ту-134 и одним Як-42, кроме того, она арендовала несколько подобных самолетов у других авиакомпаний. Предыдущее серьезное авиапроисшествие у "Волги-авиа-экспресс" произошло 30 января 2003 года. Самолет Як-42 этой компании, летевший из Москвы, при посадке в Волгограде был сдут с полосы порывом ветра. Никто из пассажиров не пострадал....
Авторские права на данный материал принадлежат «Время новостей». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка