О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гарантии без гарантий

Михаил Фрадков подписал постановление о предоставлении до 31 декабря 2004 года госгарантии при страховании ответственности российских авиакомпаний перед пассажирами по военным рискам, рискам угона и теракта

Премьер-министр Михаил Фрадков в четверг подписал постановление о предоставлении до 31 декабря 2004 года госгарантии при страховании ответственности российских авиакомпаний перед пассажирами по военным рискам, рискам угона и теракта. Однако это вовсе не означает, что родственники погибших в результате последних авиакатастроф получат от государства хоть какие-то выплаты по страховке. Более того, случись завтра, не дай бог, новая трагедия в небе, никому из близких по страховке, утвержденной премьером, тоже не заплатят. Все дело в том, что сейчас ни одна национальная авиакомпания госгарантией не обеспечена, а до ее обретения перевозчиками пройдет еще как минимум несколько месяцев.

Российское правительство ежегодно предоставляет госгарантию по страхованию гражданской ответственности отечественных авиаперевозчиков перед третьими лицами по военным рискам, рискам угона и другим рискам в размере до 30 млрд. рублей (1 млрд. долларов). Компанию-страховщика и авиакомпании, претендующие на получение гарантии, выбирают на открытом тендере Минфин и Минтранс. При этом гарантия обеспечивается лишь в том случае, если авиакомпания сама страхует свою ответственность на сумму не менее 150 млн. долларов. Выплачивается же государственная страховка лишь тогда, когда ущерб, причиненный третьим лицам, эти 150 млн. долларов превысил. Если же нет - все претензии будут рассматриваться авиакомпанией в рамках коммерческой страховки.

Некоторые развитые страны устанавливают для воздушных судов иностранных государств лимит по страхованию ответственности, и в том случае, если страховка не отвечает требованиям, такой самолет просто не примут в аэропорту.

Для авиакомпаний, особенно с большим парком самолетов, страховки на 1 млрд. долларов - серьезная сумма, поэтому многие государства обеспечивают перевозчикам гарантии или иные льготы, чтобы предоставить им возможность застраховать себя перед третьими лицами и пассажирами по военным рискам. Риск теракта в это покрытие входит, и те, кому предоставлена госгарантия, получают от страховщика полис. В случае наступления стандартного страхового события платят по стандартному полису, если же страховой случай произошел в результате военных действий или теракта - по полису госгарантии, то есть расходы должно оплатить государство.

Однако на сегодняшний день ни одна отечественная авиакомпания госгарантией не обладает. Последний такой договор действовал с 24 октября по 31 декабря 2003 года, когда Страховой дом ВСК страховал авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро". Причем срок действия соглашения - чуть более двух месяцев - объясняется бюрократическими проволочками и бесконечным блужданием документов в министерствах и ведомствах. Как рассказал ГАЗЕТЕ руководитель департамента страхования авиационных рисков ВСК Анатолий Рычков, в 2002 году госгарантия правительства вообще не выдавалась перевозчикам, поскольку срок ее действия заканчивался 1 апреля, а все необходимые документы были готовы лишь 30 марта. "Согласно бюджету срок действия госгарантии составляет один год, - рассказал нам представитель крупного страховщика. - Но из-за чиновничьего бюрократизма мы потеряли уже 8 месяцев, кроме того, решение организационных вопросов с объявлением, проведением и подведением итогов тендера займет еще два-три месяца. Необходимо подписывать постановление правительства в начале января, тогда и будет страховка на весь год. Иначе мы вновь окажемся в нынешней ситуации - если вдруг что-то произойдет, никто ничего не заплатит".

Впрочем, у родственников погибших по-прежнему остается шанс получить страховку или компенсацию через суд. Однако в России дела с этим обстоят плохо, и успех тяжбы, которая иногда длится годами, зависит от многих факторов, в том числе от суммы заявленных убытков. "На Западе деньги у авиакомпании отсудить куда проще, - заявил ГАЗЕТЕ представитель крупного российской авиаперевозчика. - Но если по решению нашего суда мы должны будем платить, мы заплатим. А потом предъявим счет страховой компании"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка