Ведомости
30 августа 2004, 10:44
Все-таки теракты
Два самолета, разбившиеся на прошлой неделе, были взорваны. Российские власти это признали официально. Наиболее вероятная версия терактов - "чеченская"
В ночь на 25 августа с интервалом в полчаса разбились два российских авиалайнера, вылетевшие из московского аэропорта "Домодедово". Ту-154 авиакомпании "Сибирь", летевший в Сочи, упал в Ростовской области, а Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс", следовавший в Волгоград, рухнул под Тулой. Сначала авиакомпании и спецслужбы объявляли о 89 погибших, затем к списку погибших добавился еще один человек.
После того как в четверг выяснилось, что бортовые самописцы (черные ящики) на обоих "Ту" вышли из строя еще в воздухе, что объяснимо только стремительным разрушением самолетов, опрошенные "Ведомостями" эксперты-авиаинженеры заявили, что лайнеры взорвали.
В пятницу версия теракта на борту Ту-154 наконец была признана официальной. "При исследовании обломков самолета Ту-154 обнаружены следы взрывчатого вещества. Предварительный анализ показал, что это гексоген", - заявил "Интерфаксу" начальник ЦОС ФСБ Сергей Игнатченко. В субботу он сделал аналогичное заявление и по поводу исследования обломков Ту-134.
Источник в ФСБ объясняет, что при существующей системе досмотра в аэропортах взрывное устройство могло попасть в самолет через багаж. "Можно было пронести его и в ручной клади, ведь само взрывчатое вещество выглядит как кусок мыла, - говорит офицер. - А в полете в него достаточно было воткнуть два проводка, батарейку и детонатор, на которые никто при осмотре не обратил бы внимания". По мнению источника, чтобы самолет от взрыва развалился в воздухе, "хватит и полукилограмма современных пластических взрывчатых веществ", гексоген мог добавляться террористами "для усиления эффекта взрыва".
В списках пассажиров ФСБ обнаружила женщин с чеченскими фамилиями - Нагаева летела на Ту-134, а Джебирханова - на Ту-154. Обе купили билеты на рейсы в самый последний момент, тела обоих разорваны на фрагменты (т.е. бомбы взорвались в непосредственной близости от них), и, наконец, ни об одной из них не поступало никаких запросов от родственников. В настоящее время идет сбор информации об этих женщинах.
Министр Игорь Левитин, возглавляющий комиссию по расследованию катастроф, в пятницу заявил, что еще в ходе майской проверки в аэропорту "Домодедово" были найдены недостатки в системе безопасности. Эксперт, знакомый с содержанием акта проверки, рассказал "Ведомостям", что претензии вызвала в том числе плохая настройка интроскопов и металлоискателей, а также отсутствие рамок-металлоискателей и интроскопов на входе в здание аэропорта.
Пока Генпрокуратурой расследуются два уголовных дела по статье "преступление против безопасности движения и эксплуатации транспорта". "На основании всех собранных данных прокуратура примет решение о возможности переквалификации уголовных дел по статье "терроризм", - заявил "Интерфаксу" Игнатченко. Представители самой Генпрокуратуры не исключают объединения дел в одно.
В деле появился и международный след. Еще в пятницу Reuters со ссылкой на малоизвестный арабоязычный сайт сообщило, что ответственность за взрыв обоих самолетов взяла на себя исламистская группировка "Бригады Исламбули". "Наши моджахеды [...] смогли успешно захватить два российских самолета", - цитирует агентство заявление на арабском языке. Президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский рассказывает, что "Бригады Исламбули" - известная террористическая структура, "дочка" "Аль-Каиды". Но, говорит он, никаких гарантий того, что в Интернете действительно размещено обращение именно этой организации и что сами "Бригады Исламбули" не блефуют, приписывая уже произошедший теракт себе, нет.
Террористическая организация названа в честь египетского офицера Халеда Исламбули, организовавшего убийство президента Египта Анвара Садата в 1981 г. "Бригады Исламбули" "Алъ-Каиды" уже брали на себя ответственность за совершение ряда терактов, в том числе за покушение на кандидата в премьер-министры. Пакистана.
В субботу Левитин подписал приказ, обязывающий авиакомпании оснастить самолеты аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ. С 1 января эксплуатация судов без радиомаяков в российском небе будет запрещена. По словам пресс-секретаря Левитина Светланы Крыштановской, аварийные радиомаяки должны облегчить поиск останков самолетов после крушения. Сейчас такими системами оснащены лишь самолеты зарубежного производства. Как говорит Крыштановская, один комплект стоит $40 000. Всего, по данным Финансовой лизинговой компании, в России эксплуатируется около 1800 самолетов. Таким образом, новая мера обойдется отрасли примерно в $70 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 23, 2024
Аэрофлот открывает продажу на прямые регулярные рейсы из Владивостока в Пекин
Декабрь 23, 2024
Путин призвал привести в порядок инфраструктуру вокруг новых аэропортов
Декабрь 23, 2024
Строительство аэровокзала Магадана прошло при поддержке ВЭБ.РФ и Сбера
Декабрь 23, 2024
Кабмин обеспечит 50-процентную скидку на авиабилеты для детей до 12 лет