Коммерсантъ
31 августа 2004, 10:32
Прокуратура приняла расшифровку
Отдел Генпрокуратуры по Южному федеральному округу и прокуратура Тульской области переквалифицировали расследуемые ими уголовные дела о катастрофах самолетов Ту-154 и Ту-134 на статью о терроризме
Запоздалое признание ФСБ
"Теперь с полной уверенностью можно говорить о том, что оба самолета разбились в результате терактов",- заявил вчера начальник управления научно-технического обеспечения ФСБ генерал-лейтенант Андрей Фетисов. "Такие результаты обнародуются только тогда, когда они аналитически абсолютно подтверждены",- парировал генерал скептические реплики журналистов об очевидности версии терактов с первого дня катастрофы. По утверждению господина Фетисова (о чем Ъ написал сразу после катастроф), самолеты были уничтожены смертницами, подорвавшими себя в хвостовой части лайнеров. Это удалось установить после проведения ряда сложных экспертиз и исследований. Первые следы взрыва были найдены 25 августа взрывотехниками на фюзеляже Ту-154, упавшего в Ростовской области. На следующий день предварительные выводы были подтверждены в Москве экспертами НИИ криминалистики ФСБ, которые провели исследование обломков Ту-154 методами аналитической химии. Установить причину падения Ту-134 в Тульской области оказалось сложнее. Во время взрыва самолет завершал набор высоты и находился уже на эшелоне 6 тыс. м. В отличие от Ростовской области, где Ту-154 упал на твердую почву, в Тульской обломки самолета рухнули в болотистую низину. Поэтому добраться до интересующей экспертов части фюзеляжа удалось только в пятницу, а подтвердить в лабораторных условиях наличие частиц взрывчатого вещества - уже в выходные.
Бортовые самописцы, полностью расшифрованные еще в выходные, дополнительных данных о последних минутах полета и о взрывах следствию не дали. Они лишь зафиксировали, что все системы лайнеров работали в штатном режиме, после чего поступление данных о параметрах полета и работы узлов и агрегатов прекратилось. То есть, по утверждению специалистов Межгосударственного авиакомитета произошло "скоротечное разрушение планера самолета, приведшее к полной потере питания в бортовой сети". Правда, записи бортовых магнитофонов полностью опровергли версию о попытке захвата самолетов. "Все переговоры диспетчеров и экипажей говорят о том, что была штатная ситуация. Шла обычная работа в режиме",- заявил министр транспорта Игорь Левитин. По его утверждению, окончательные выводы о случившемся госкомиссия сделает не раньше чем через месяц.
Однако уже вчера отдел Генпрокуратуры по Южному федеральному округу и прокуратура Тульской области переквалифицировали расследуемые ими уголовные дела о катастрофах самолетов со статьи о нарушении правил эксплуатации воздушного транспорта на терроризм. Сегодня оба дела должны быть отправлены в Генпрокуратуру России, которая объединит их. Затем, видимо, дела будут направлены на расследование в ФСБ России.
"Никаких подозрительных знакомых у нее не было"
Сейчас, по сообщению центра общественных связей ФСБ, устанавливаются личности и идентифицируются останки двух пассажирок Ту-134 и Ту-154, которых считают террористками. По заключению судебных медиков, среди 90 погибших в обоих катастрофах только их смерть наступила в результате "взрывной травмы". Личности предполагаемых смертниц официально не установлены. Известно, что одна из них приобрела билет на летевший в Волгоград Ту-134 на имя Аминат Нагиевой. Другая, Сацита Джебирханова, купила билет на Ту-154, направлявшийся в Сочи.
В МВД Чечни рассказали, что Аминат Нагиева и Сацита Джебирханова в последнее время торговали на центральном рынке Грозного и проживали неподалеку от него, на Интернациональной улице. Примерно 20 августа Аминат с младшей сестрой Розой, Сацита Джебирханова и ее подруга Марьям Табурова собрались в дагестанский город Хасавюрт за очередной партией товаров. Причем на этот раз вместо халатов и тапочек, которые они обычно продавали, девушки решили купить тетради, дневники и ручки, пользующиеся спросом перед началом учебного года. В Хасавюрте их в последний раз видели вместе 22 августа на автовокзале. Оттуда на автобусах можно поехать в Махачкалу, Москву и даже Баку. Куда именно отправились Роза и Марьям, дагестанские милиция и УФСБ, получившие задание из Москвы, точно не установили. А Аминат и Сацита, очевидно, повторили маршрут смертниц из отряда Мовсара Бараева, которые в сентябре 2002 года, отправившись из Хасавюрта на автобусе в Москву, через месяц приняли участие в захвате заложников на мюзикле "Норд-Ост". Автобусы с челноками, следующие из Дагестана в Москву, практически не досматриваются, поэтому спутницам Бараева не составило никакого труда добраться до столицы, будучи вооруженными. Возможно, и на этот раз взрывчатку привезли в Москву вместе с шахидками.
Вопрос о том, сколько смертниц прибыло в столицу вместе с Аминат и Сацитой, остается открытым. Однако проверка, проведенная корреспондентами Ъ, показала, что их спутницы Роза и Марьям в розыске не значатся. В МВД Чечни сказали, что их не ищут: "Мы просто собираем информацию, проверяем их связи. Пока никаких данных о том, что девушки связаны с ваххабитами, нет". "Обычные, ничем не примечательные женщины",- отметил собеседник Ъ.
Глава администрации Курчалоевского района Идрис Гаипов рассказал Ъ, что семья Сациты Джебирхановой проживает в селе Майртуп его района. "Это очень спокойные, интеллигентные люди,- отметил господин Гаипов, первую чеченскую воевавший на стороне масхадовцев.- Никаких связей с боевиками у Джебирхановых и их многочисленных родственников - некоторые из них даже живут во Франции - не было. Как раз сегодня мне звонили их дальние родственники и спрашивали, как Сацита могла совершить такое? И для них, и для меня это известие как снег на голову. Ну не верит у нас в это никто. Может, кто-то воспользовался документами Сациты?"
В РУВД Курчалоевского района Ъ рассказали, что в райцентр допросить дядю Сациты, известного в республике врача Имрана Джебирханова, уже приезжали сотрудники МВД и ФСБ России, но по существу дела он им ничего не сказал: "У меня бывала редко. Жила и работала в Грозном. По моим данным, никаких подозрительных знакомых у нее не было". Однако, сообщили в администрации района, одного из дальних родственников Сациты, проживающего в Москве, не только допросили, но и задержали, заподозрив в связях с террористами: якобы именно он приютил у себя дома Аминат и Сациту, приехавших из Дагестана в Москву, а следовательно, должен был знать о том, что они планируют взорвать самолеты.
Молодоженов похоронили рядом
Вчера в Москве на Николо-Архангельском кладбище похоронили погибших в результате теракта в самолете Ту-154, летевшего в Сочи, Алексея и Ларису Степановых. Они поженились за четыре дня до катастрофы. Лететь в Сочи решили на свадьбе. С собой по настоянию родственников взяли свадебный каравай, пообещав съесть его за неделю, которую собирались пробыть у моря. Алексей и Лариса опоздали на рейс, вылетавший из Шереметьево, поэтому купили другие билеты - на самолет, взорвавшийся над Ростовской областью.
26-летний Алексей Степанов работал прорабом в "Лифтремонте", 21-летняя Лариса Степанова руководила отделом в страховой компании "Гарант-Виктория". Средства на похороны - 50 тыс. руб.- выделила авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал самолет, остальные деньги собирали у родственников....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов