Ведомости
1 октября 2004, 11:26
Boeing поплатился
Американские власти уличили Boeing в использовании российского титана в производстве военной авиатехники и нарушении требования закупать титан только у американских производителей
"ВСМПО-Ависма" является крупнейшим поставщиком титана в США ВСМПО занимает 29% мирового рынка титанового проката и порядка 70% своей продукции реализует по долгосрочным контрактам с компаниями Boeing Airbus Industries, Aircraft Engines, Rolls Royce. По данным компании, консолидированная выручка ВСМПО в 2003 г. составила $398 млн. 62% акций ВСМПО контролирует менеджмент; около 12% - Ренова", на рынке обращается около 24%.
Boeing - крупнейшая аэрокосмическая корпорация мира. Ее выручка в 2003 г. составила $505 млрд, снизившись на 7% по сравнению с предыдущим годом, чистая прибыль - $698 млн, увеличившись на 42%.
Как сообщила вчера газета The Wall Street Journal, Министерство юстиции США уличило Boeing в нарушении законодательства. Оказалось, что корпорация при сборке военных самолетов использовала детали из российского титана. В частности, они поставлялись для транспортников С-17, истребителей F-15 и штурмовиков F/A-18. Между тем закон США требует, чтобы для этого использовался исключительно титан местного производства. Boeing не признала этих обвинений, но согласилась в рамках мирового соглашения выплатить $6 млн и бесплатно предоставить ВВС запчасти еще на $1, 4 млн.
Менеджер по связям с прессой российского офиса Boeing Виктор Аношкин говорит, что единственным российским поставщиком титана для Boeing является ВСМПО. Но прокомментировать претензии властей к Boeing он не смог. Аношкин утверждает, что у его корпорации с ВСМПО действует контракт до 2007 г. А титан поставляется только для производства гражданских судов, утверждает он.
Председатель совета директоров ВСМПО Вячеслав Брешт говорит, что его компании неизвестно о сути и причинах претензий в адрес Boeing. Он отмечает, что на американский рынок поставляется около 65% продукции ВСМПО, а Boeing является одним из крупнейших потребителей компании. Но, поясняет Брешт, ВСМПО работает только с гражданским подразделением корпорации и не поставляет титан его военному подразделению. Впрочем, он оговаривается, что контракты с Boeing не регламентируют, на какие цели будет направлен титан. Но, по его словам, американское законодательство обязывает предприятия ВПК закупать титан только местных производителей. Вся ответственность за соблюдение законов ложится на них.
О том же говорит и представитель Boeing Уолтер Райс. Поэтому, пояснил "Ведомостям" Райс, военное подразделение Boeing не занимается закупками титана в России. По его словам, российский титан, из-за которого пострадала корпорация, содержался в деталях для военных самолетов, которые Boeing закупил у своих подрядчиков в конце 1990-х гг. Назвать эти компании представитель Boeing отказался.
Вячеслав Брешт поясняет, что в других странах ВСМПО не сталкивалось с подобными ограничениями. В то же время он говорит, что ВСМПО заинтересовано в поставках металла для американской оборонки. Сейчас, поясняет Брешт, ВСМПО рассматривает два варианта того, как продукция компании может получить американскую прописку. Один из них предполагает приобретение американского предприятия, что позволило бы ВСМПО стать местным производителем. Другой вариант предусматривает размещение заказов на выплавку титана по давальческой схеме на одном из местных предприятий. Однако, отмечает Брешт, ВСМПО сейчас взвешивает все за и против каждого из вариантов, поскольку вопрос поставок предприятиям ВПК сильно политизирован и компания опасается столкнуться с неожиданными препятствиями.
Аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев уверен, что это частный случай, никак не повлиявший на позиции ВСМПО. В то же время он отмечает желание ВСМПО стать поставщиком титана для военно-промышленного комплекса США "Это большая неохваченная ниша, а ВСМПО мог бы без проблем увеличить производство в случае открытия доступа на этот рынок", - говорит Нуштаев.
Нечестные контракты
В прошлом году Boeing оказалась вовлечена в череду скандалов, связанных с поставками вооружений Пентагону. Сначала сенат обнаружил, что при проведении несколько лет назад тендера на поставку самолетов-заправщиков примерно на $20 млрд Boeing обладала информацией о заявках конкурентов. А затем следователи ВВС выяснили, что нечто похожее приключилось и в конкурсе на поставку ракет-носителей стоимостью $1 млрд. Итоги обоих тендеров были аннулированы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов