From-ua.com
11 ноября 2004, 12:06
Украина: вверх или вниз?
Только девять стран в мире могут похвастаться тем, что обладают полным производственным циклом изготовления самолетов. Украина пока является одним из "счастливчиков"
Реформой по авиапрому
Глядя на конвульсии некогда могучего организма, сердца государевых людей дрогнули. В конце 2001 года на свет появилась Государственная комплексная программа развития авиационной промышленности Украины до 2010 года. "Громадье планов" программы замахивалось на серийный выпуск пяти модификаций "Анов", российского лайнера Ту-334, вертолета Ка-226, ряда новых авиадвигателей. Шло время, но не дела. Тогда на подмогу забуксовавшей программе Кабмином было спущено Положение об объединении авиапредприятий в концерн "Антонов", в который, помимо АНТК им. Антонов, обязаны войти Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и киевский авиационный завод "Авиант". Решение естественное в ситуации глубокого кризиса отрасли. К различного рода интеграционным объединениям прибегают во всем мире, особенно когда нужна "прорывная идея". Но неожиданно решение о создании единого государственного концерна натолкнулось на сопротивление со стороны главного участника действа - АНТК им. Антонова.
На стороне "антоновцев" выступила Верховная Рада. Ее следственная комиссия по расследованию причин кризисной ситуации в авиации посчитала, что организационно-правовая форма "концерн" не отвечает национальным интересам. Предложено было альтернативное решение - создание корпорации с широкой автономией ее участников.
Что бы ни говорили в АНТК по поводу тщательно оберегаемой интеллектуальной собственности, причина несогласия очень прозаична. В данный момент из всех участников будущего объединения только "Антонов" имеет устойчивое финансовое положение, но не благодаря выпуску новых изделий, а в основном за счет услуг по грузоперевозкам и кое-каких инжиниринговых работ. Делиться прибылью с менее благополучными предприятиями не слишком-то хочется.
Как бы ни хотелось украинским производителям быть хозяевами в своих вотчинах, однако по целому ряду причин жесткая централизация структур и активов под эгидой государства крайне необходима. Но и этого мало. Выдвигаемые программы и концепции, на мой взгляд, грешат чрезмерным реализмом в деталях и энергичными иллюзиями в общем видении дел. Основополагающая иллюзия - возможность самостоятельно, не кооперируясь по-крупному с Россией, преодолеть тяжелый системный кризис. Попробую обосновать свою точку зрения.
Нам не жить друг без друга
В одиночку производить самолеты - мероприятие архинакладное. Возьмем приоритетный национальный проект Ан-70. На него уже израсходовано порядка 3,5 млрд. долл. Чтобы только окупить колоссальные затраты проекта и начать подбивать чистую прибыль, необходимо изготовить и реализовать не менее 220 лайнеров. Украина планирует приобрести до 2018 года для собственных ВВС 65 воздушных извозчиков. Стоимость лайнера от $60 - 70 млн. Общие затраты на переоснащение ВВС зашкаливают за $4 млрд. По мнению независимых экспертов, при сохранении роста ВВП на уровне 5 - 8% Украина только в 2013 - 2015 годах сможет выделить приблизительно $200 млн. на закупку вооружения. Сейчас практически ничего не закупается. По расходам на одну душу воина Украина твердо удерживает 126 место в мире. Сейчас не до жиру, быть бы живу.
Главная надежда на то, что Россия свою долю - 165 транспортников, тряхнув несметной мошной валютных резервов, пристроит у себя, а полсотни изделий, используя наработанные связи и пробивную мощь авторитетной воздушной державы, реализует в третьих странах. Рынок США и ЕС для нас закрыт навсегда, даже если нам выправят натовский паспорт, что само по себе из области ненаучной фантастики. Еще в середине 2000 года на наши назойливые предложения приобрести Ан-7Х, адаптированный под стандарты НАТО аналог Ан-70, Европа ответила категорическим отказом. Предпочтение, естественно, было отдано собственному самолету А400М. Украина интересна только в ранге покупателя, но никак не продавца конкурентной продукции. Допускаю, США прикупят парочку образцов для более близкого знакомства с конкурентом своего "Геркулеса", но не более.
Мировой рынок авиатехники - жестокий рынок. Исключения не делаются и для союзников. Сегодня мы являемся свидетелями разгорающейся борьбы на рынке гражданской авиации двух гигантов-союзников по атлантическому альянсу - ЕС и США. За последнее десятилетие в этом сегменте рынка Западная Европа благодаря колоссальным государственным субсидиям (более 30% от стоимости новых проектов) стремительно выросла из детских штанишек и с задором молодого организма стала теснить суперкорпорацию "Боинг". Снисходительно наблюдавшие за возней карапуза американцы поздно спохватились. В 2003 году европейский "Аэробус" оттяпал 52% мирового рынка гражданских самолетов. Союзнички в преддверии нового передела рынка, в связи с выходом новых моделей лайнеров, поигрывая мускулами, подали в рамках ВТО иски друг другу о чрезмерных госдотациях, которые строго дозируются правилами Всемирной торговой организации.
Этот пример для тех доморощенных "евроинтеграторов", кто по неосведомленности, наивности или скудоумию рассчитывает на равноправные партнерские отношения в области высоких технологий с Западом. Еще один важный момент в пользу безальтернативности всеобъемлющей кооперации с РФ в области авиастроения. Первоклассные российские истребители МиГ-29, Су-27, вертолеты Ми-24, состоящие на вооружении украинской армии, требуют периодической модернизации. Наши генералы признают, что без соседа дела не будет. Только русские КБ вправе давать добро и участвовать в модернизации своих детищ...
Кстати, кооперация авиастроителей начала приносить первые плоды. 15 октября состоялся первый взлет нового российско-украинского серийного самолета Ан-148. Его будут собирать в Воронеже и в Киеве. Есть шанс кулаком, сложенным из славянских пальцев, заново отвоевать себе место под экспортным солнцем. Только так возможно позиционироваться на рынке в качестве третьего крупного центра авиастроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «From-ua.com». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы