Коммерсантъ - Казань
3 декабря 2004, 13:15
Вертолеты соберут в холдинг
Главе "Рособоронэкспорта" С. Чемезову предстоит провести обмен передаваемых госпакетов вертолетных заводов на акции ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля"
Особую настойчивость в желании объединить вертолетные заводы федеральные власти проявили в конце 2003 года. Во время приезда в Казань в ноябре прошлого года первый заместитель промышленности, науки и технологий РФ Александр Бриндиков заявил "Ъ", что работа по созданию вертикально-интегрированных холдингов должна ускориться. "У нас завершается разработка более 60 проектов по объединению профильных предприятий ВПК, и с назначением Бориса Алешина председателем комиссии по реформированию отечественного ВПК подготовительным документам дадут новый ход", — говорил он тогда. К тому моменту, попытки правительства РФ объединить Московский вертолетный завод, КВЗ, "Роствертол", вертолетный завод из Улан-Удэ и основного разработчика КБ им. Миля оканчивались провалом. Программа реформирования оборонной отрасли на 2002-2006 годы, по которой и предполагалось осуществить консолидацию госпакетов, оставалось декларативной. Как выяснилось позже, объединение вертолетных заводов тормозилось правительством Татарстана и менеджмента КВЗ, не желающего находиться под перекрестным управлением единого госпосредника в сфере торговли военной техникой — "Рособоронэкспорт". Обращения руководства "Рособоронэкспорта" в правительство Татарстана с предложением передать госпакет в будущую структуру, оставались без ответа. Более того, совет директоров КВЗ всячески блокировал вынесение вопроса о реорганизации на утверждение собрания акционеров
Впрочем, это неудивительно. ОАО КВЗ не нуждается в чужой поддержке, поскольку одним из первых вертолетных заводов самостоятельно вышел на внешние рынки с наиболее востребованным вертолетом Ми-8. По данным центра анализа стратегий и технологий РФ, Казанский вертолетный завод, выполнивший крупные экспортные контракты с Индией, Египтом, Колумбией и Малайзией, мог заработать за последние восемь лет более миллиарда долларов. При этом КВЗ не только освоил массовое производство Ми-17 и Ми-171 (усовершенствованная модификация Ми-8), но и приступил к созданию совершенно новых вертолетов легкого класса "Ансат" и "Актай". То есть фактически превратился из обычного серийного завода в полноценную вертолетостроительную компанию с собственным конструкторским бюро.
По этой причине "Рособоронэкспорт" сначала пытался собрать холдинг с КВЗ.
ОАО КВЗ образовано в результате приватизации Казанского вертолетного производственного объединения. Правительству Татарстана принадлежит 29,92% акций, 12, 92% — физическим лицам, 48,46% акций — юридическим лицам. Из них 30,17% пакетом через аффилированные структуры владеет ООО "Торгово-финансовая компания", являющееся 100-процентной "дочкой" КВЗ; 3,75% — у казанского банка "Заречье"; 0,5% — у ОАО "Банк Москвы". КВЗ является крупнейшим производителем и экспортером универсальных вертолетов Ми-8/Ми-17. Объем произведенной продукции в 2003 году составил 6,5 млрд руб., балансовая прибыль — 1,12 млрд руб. 79,9% произведенной продукции поставлено на экспорт, преимущественно на рынки Ближнего Востока.
Вчера стало известно, что в ближайшее время будет обнародован подписанный указ президента РФ о создании ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля", с опубликованием которого вступит в силу решение об объединении вертолетостроительных заводов в единую государственную компанию. Согласно указу, в корпорацию будут переданы госпакеты ОАО МВЗ имени Миля, ОАО КВЗ, Улан-Удэнский авиационный завод, Московский машиностроительный завод "Вперед" и Ступинское машиностроительное производственное объединение. Контрольный пакет акций в 51% будет принадлежать государству, которое планирует войти конслидированными пакетами региональных правительств. Другими учредителями выступят акционеры этих заводов.
Вчера генеральный директор ОАО "Казанский вертолетный завод" Александр Лаврентьев подтвердил "Ъ" тот факт, что "Рособоронэкспорту" после длительного противостояния удалось добиться согласия правительства Татарстана на передачу 29,9% акций общества в уставный капитал ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля". Господин Лаврентьев воздержался от дальнейших комментариев, ссылаясь на отсутствие утвержденного проекта Указа Президента РФ и соответствующих постановлений правительства РФ. С выходом этих документов вопрос о включении "Рособоронэкспорта" вместо правительства Татарстана в состав акционеров ОАО "КВЗ" будет включен в повестку годового собрания, которое пройдет в июне 2005 года, — добавил господин Лаврентьев.
До выхода официальных документов остается неизвестным уставный капитал ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля"" и предполагаемый пакет акций, который перейдет правительству Татарстана в обмен на внесение 29,9% акций ОАО "КВЗ". Согласно балансовым отчетам предприятий, вступающих в холдинг, стоимость активов КВЗ ($300 млн, не считая интеллектуальной собственности - "Ъ") превосходит капитализацию остальных участников. "Поэтому мы рассчитываем на долю, пропорциональной одной трети ОАО "КВЗ, но какой окажется величина татарстанского пакета после оценки объединенных госпакетов для нас загадка — заявил "Ъ" источник в правительстве РТ, указав, что процедура и дата оценки активов еще не определены. Отметим, что госпакет КВЗ остается пока в собственности правительства РТ. Вчера в Минземимуществе сообщили, что никакого проекта-постановления Кабмина о передаче госпакета в ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля"" не готовится.
По мнению экспертов, теперь главе "Рособоронэкспорта" Сергею Чемезову предстоит сделать самое трудное - провести обмен передаваемых госпакетов вертолетных заводов на акции ОАО "Корпорация "Вертолеты Миля"" таким образом, чтобы региональные власти, на территории которых находятся эти заводы, не захотели затянуть создание вертолетостроительного холдинга.
Источник "Ъ" в "КВЗ" сообщил, что в результате вхождения в холдинг завод не утратит статус самостоятельного юридического лица и сохранит право на заключение контрактов. "Это условие выдвигалось нами, как необходимое для получения нашего согласия на вхождение в холдинг", — отметил он. Напомним, что ранее премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов заявлял, что оно ждет от участия "Рособоронэкспорта" в КВЗ финансовой поддержки инвестиционных проектов по завершению разработки Ми-38 и легких вертолетов Ансат и Актай....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Казань». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 26, 2024
"Аэрофлот Техникс" открыл линейную станцию технического обслуживания в аэропорту Астрахани
Декабрь 24, 2024
Моя мечта – собрать полную и достоверную хронику событий в российской авиации
Декабрь 24, 2024
Агентство "АвиаПорт" представляет летопись российской и мировой авиации
Декабрь 23, 2024
Что поменяли и что сохранили в аэропорту Вологды. И зачем это сделали