Балтстрах-М
8 февраля 2005, 15:33
Московские аэропорты - взгляд в будущее (Часть 4)
В 2005 г. Домодедово станет самым загруженным пассажирским аэропортом Москвы, а заняв эту нишу, в обозримом будущем аэропорт уже никому её не уступит
С учётом полученных итоговых показателей за прошлый год за последние четыре года количество пассажиров по МАУ в целом возросло на 59%, достигнув в 2004 г. значения 27,4 миллиона пассажиров. Этот прирост получен в основном за счёт роста в 4,4 раза (на 9,3 миллиона) количества пассажиров в Домодедово. За эти же годы количество пассажиров в Шереметьево возросло на 2 миллиона (на 18%), а во Внуково уменьшилось на миллион (на 29%).
В 2004 г. в Шереметьево было обслужено 46,7%, в Домодедово - 44,2% и во Внуково - 9,1% пассажиров МАУ.
Отсутствие исследований по мотивации прилетающих в Москву пассажиров не позволяет определить сколько из них в каждом из аэропортов было местных и сколько трансферных. Но даже в отсутствие этих цифр можно говорить, что процесс превращения Домодедово в узловой аэропорт идёт по нарастающей. Эффект роста объёма перевозок получился даже большим, чем ожидали инициаторы преобразований этого аэропорта.
Сегодня вряд ли кто усомнится в том, что в 2005 г. Домодедово станет самым загруженным пассажирским аэропортом Москвы, а заняв эту нишу, в обозримом будущем аэропорт уже никому её не уступит. Этот непреложный факт предопределяет судьбу Шереметьево и Внуково.
Если согласиться с приведенной выше аргументацией, возникает естественный вопрос: а как быть с аэропортами Внуково, Шереметьево и Быково, какова их перспектива?
Первыми этот вопрос поставили и первыми дали на него ответ эксперты консорциума американских фирм во главе с инвестиционным банком Lehman Brothers, проводивших в 1993 - 1994 гг. оценку перспектив развития МАУ.
Это было первое комплексное исследование московских аэропортов как единого транспортного комплекса. Перед американцами была поставлена задача: дать ответ на вопрос как надо развивать московские аэропорты, чтобы получить от них максимальную отдачу для экономики Москвы.
Инициатором этого исследования был существовавший тогда Консультативный совет Моссовета и Мосгорисполкома, созданный для изучения проблем МАУ.
Тогдашние выводы американцев:
- Если Москва хочет получить максимальный экономический эффект от своего аэропортового комплекса, нужно уходить от унификации всех видов перевозочной деятельности в каждом из аэропортов и переходить к их специализации, предполагающей:
- сосредоточение большинства регулярных пассажирских рейсов в Домодедово;
- ориентацию Шереметьево на преимущественное обслуживание грузовых перевозок;
- ориентацию Внуково на преимущественное обслуживание деловой авиации и литерных рейсов;
- закрытие Быково как аэропорта и использование его аэродрома для нужд авиаремонтного завода.
- Создать единый орган управления московскими аэропортами, наделённого полномочиями по осуществлению этих преобразований.
- Не допускать приватизации московских аэропортов, играющих стратегическое значение для экономики страны.
По существу американцы предложили превратить МАУ в одно максимально прибыльное коммерческое предприятие. При этом они опирались на свой и мировой опыт и элементарную коммерческую логику. Она состоит в том, что в многоаэропортовом авиаузле каждый из его аэропортов должен развивать прежде всего те виды перевозочной деятельности, которые дают максимальную прибыль для авиаузла в целом. Какая разница на чём зарабатывать деньги?
Отсюда естественное предложение для аэропорта Шереметьево, имевшего тогда самый мощный грузовой комплекс, сосредоточиться на грузовых перевозках. Так же естественно предложение развивать Внуково как главный в МАУ центр деловой авиации, учитывая близость аэропорта к городу и экологические ограничения по шуму.
Если бы вложить во Внуково все средства, распылённые на создание центров обслуживания деловой авиации во всех московских аэропортах, включая Остафьево, Москва имела бы лучший в мире городской бизнес-аэропорт, которому никто не мешал заниматься и другими видами перевозочной деятельности. Был бы спрос!
Предложенная американцами специализация аэропорта Домодедово предполагала разгрузку этого аэропорта от обслуживания грузовых перевозок и деловой авиации путём перевода их в другие московские аэропорты.
Предложения американцев отечественными авторитетами были преданы анафеме, в результате чего было потеряно десятилетие на хаотические поиски ответа на вопрос: что делать с московскими аэропортами, как их развивать? И сегодня мы стоим перед теми же новыми воротами.
Выводы американцев полностью подтвердили европейские эксперты, исследовавшие в 1997-98 гг. по программе ТАСИС варианты наиболее экономически эффективного пути развития московских аэропортов. Европейцы пошли даже дальше американцев - они посчитали необходимым провести в Домодедово метро.
Обе группы западных исследователей исходили из того, что у московских аэропортов должен быть единый орган управления, потому что только на таких принципах управления можно добиться желаемого эффекта. Так это делается во всех многоаэропортовых авиаузлах мира. Москва - единственное в мире исключение.
Московские аэропорты управляются по принципу "лебедь, рак да щука" - уникальное, сугубо российское изобретение. Но что удивительно, - даже несмотря на очевидную алогичность этого управленческого ноу-хау, ситуация в МАУ развивается по сценарию, близкому к предсказанному западными экспертами. Пусть с задержкой на десятилетие, стихийно и с перекосами, но специализация московских аэропортов идёт.
Законы экономики, определяющие развития аэропортового бизнеса, оказались сильнее управленческих баррикад, возводимых на их пути.
Конкуренты московских аэропортов
К сожалению, понятие "конкуренция аэропортов" не стала ещё объектом внимания со стороны властей всех уровней. Поэтому исследований конкуренции между МАУ и немосковскими аэропортами никто не проводил, а они могли бы дать много пищи для размышлений.
Судя по отрывочным публикациям в СМИ, ряд крупных аэропортов России и ближнего и дальнего зарубежья ведут целенаправленную работу по уводу из Москвы потоков трансферных пассажиров. Этот процесс правильнее было бы назвать не конкуренцией, а подкормкой московским регионом чужих аэропортов, чужих экономик. Ладно бы российских, но зачем уступать свои доходы Киеву, Ташкенту, Хельсинки, Варшаве, Праге, Будапешту? И усилий для этого особых не надо.
Конкурировать - значит просто не мешать, а ещё лучше помогать превращению Домодедово в главный пассажирский аэропорт Москвы. И делать это надо как можно быстрее.
В России наиболее активно работают "против Москвы" аэропорты С.-Петербурга, Красноярска, Екатеринбурга, Самары.
Красноярцы предложили пассажирам, направляющимся с Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина в города Юга и Запада России и СНГ, сделать пересадку в Красноярске, а не в Москве. Какой смысл мучаться в первопрестольной, мотаясь при пересадках между Домодедово, Внуково и Шереметьево, если это вполне комфортно можно сделать в одном аэропорту в Красноярске? Да если к тому же учесть, что организованные красноярцами стыковки восточных и западных рейсов позволили сократить время на пересадки до двух часов!
И пассажир пошёл. Это позволило аэропорту Красноярска увеличить количество пассажиров в 2001 г. почти на 37%, в следующем - на 22% и стать среди российских аэропортов вторым после Домодедово по темпам роста пассажирских перевозок. В абсолютных цифрах этот прирост за два года составил 400 тыс. человек.
Эта цифра - иллюстрация масштабов увода из Москвы трансферных пассажиров только одним из аэропортов-конкурентов.
В конце 2003 г. венгры договариваются с Екатеринбургом об открытии маршрута Екатеринбург - Будапешт. Ещё ранее "Уральские авиалинии" стали летать в Прагу и Мюнхен.
В результате интерлайнового соглашения "Уральских авиалиний" со швейцарской Swiss International Air Lines уральцы получили возможность продавать в Екатеринбурге билеты на сквозные маршруты через эти стыковочные аэропорты не только в Европу, но и в Нью-Йорк, Бостон, Чикаго.
Нетрудно предугадать выбор уральскими пассажирами аэропорта пересадки при сравнении Москвы с Будапештом, Прагой или Мюнхеном. В трёх последних все пересадки происходят в одном аэропорту и в одном аэровокзале.
Пролетевшие мимо Москвы уральские пассажиры - это денежки, улетевшие в Европу на развитие тамошних аэропортов, тамошних экономик.
Таких примеров можно привести немало. Приведём ещё только один, не имеющий вроде бы прямого отношения к Москве.
Голландская компания NACO, возглавлявшая в 1997-98 гг. в рамках программы ТАСИС разработку концепции развития московских аэропортов, сегодня возглавляет консорциум западных и китайских фирм, выигравший конкурс на проектирование Терминала-3 Пекинского международного аэропорта.
Этот проект стоимостью в 2 млрд. долл. позволит увеличить пропускную способность этого самого загруженного китайского аэропорта с сегодняшних 27 млн. пассажиров до 60 млн. в 2015 г. и позволит поднять уровень их обслуживания с учётом прогнозируемого бурного роста спроса, вызванного вступлением Китая в ВТО и Олимпийскими играми 2008 г.
Один из разработчиков этого проекта заявил: "Мы получили фантастическую возможность создать аэропорт, который в 21 веке станет эталоном в смысле удобства для пассажиров, технологической эффективности и рациональности". (Airport World, Volume 8, Issue 6, December 2003 - January 2004.).
Если учесть, что разработки NACO для Москвы преданы полному забвению, лозунг Мао Цзе-дуна "Ветер с Востока довлеет над ветром с Запада" уже не смотрится таким уж демагогическим....
Авторские права на данный материал принадлежат «Балтстрах-М». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов