Военно-промышленный курьер
10 февраля 2005, 10:27
МиГ-29К принимает реальные очертания
Программа создания палубного истребителя на РСК "МиГ" переходит в практическую плоскость. Руководители Корпорации объявили о запуске в производство головной партии МиГ-29К/КУБ
К настоящему времени практически завершено формирование производственной кооперации и заключены соответствующие договоры. Раменское ПКБ из состава НПЦ "Технокомплекс" выступает в качестве системного интегратора авионики, Корпорация "Фазотрон-НИИР" разрабатывает и выпускает БРЛС "Жук-МЭ", а ММП им. Чернышева поставляет двигатели РД-33КМ.
Контракт общей стоимостью более 700 млн. долл. на поставку ВМС Индии 12 одноместных МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ был подписан 20 января 2004 г. РСК "МиГ" также отвечает за обучение индийских экипажей, поставку тренажеров, запчастей и создание центра по обслуживанию самолетов на базе заказчика.
Хотя контракт не очень большой, есть много резонов выполнить его точно и в срок (поставки намечены на 2007-2009 гг.). В таком случае можно рассчитывать на дополнительный заказ в 30 машин (с поставкой до 2015 г.) Кроме того, МиГ-29К унифицирован с сухопутным вариантом МиГ-29М/М2, который предлагается в тендере ВВС Индии на 126 многоцелевых истребителей.
В настоящее время по программе испытаний МиГ-29К задействовано восемь самолетов. В течение 2002-2004 гг. на них выполнено почти 600 полетов. А во время испытаний исходного МиГ-29 в варианте для отечественного флота, завершившихся в 1992 г., два прототипа выполнили 450 полетов и 80 посадок на авианосец "Адмирал Кузнецов".
К проектированию экспортного варианта МиГ-29 приступили в 1999 г. В соответствии с контрактом 2004 г. Индия провела платежи, и на счета РСК "МиГ" пришли деньги первого транша.
Генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров прокомментировал это событие: "Транш стал сигналом того, что заказчик удовлетворен ходом работ по МиГ-29К. Это - хороший, положительный сигнал для нас. Все необходимые условия для получения транша мы выполнили. В целом контракт выполняется в соответствии со всеми условиями, которые в нем прописаны. Его финансовая часть очень хорошо отработана. Имеется поэтапная схема платежей, которые постоянно финансово подпитывают выполнение контракта. Мы благодарны ВМС Индии, позиция которых позволила построить такую дееспособную схему".
Облик индийского МиГ-29К, в основном, сформирован. Не претерпев изменений по внешней геометрии, планер усилен в расчете на большие веса: нормальный взлетный 18,5 т и максимальный 24,5 т. Увеличились дальность полета и полезная нагрузка. Применение радиопоглощающих покрытий уменьшило ЭПР самолета в 4-5 раз.
По мнению директора НПЦ "ОКБ им. А.И. Микояна" Владимира Барковского, в нынешнем виде МиГ-29К относится к поколению истребителей 4++. Его отличают "стеклянная" кабина (без резервных электромеханических приборов), двигатели с системой FADEC, цифровая система дистанционного управления, открытая архитектура "борта" на мультиплексной шине, многорежимный радар с современной внутренней структурой и системой обработки сигналов, новые оптико-электронная станция, нашлемная прицельная система и наземный комплекс выработки полетных заданий.
Набор средств поражения, в общем, невелик: на авианосце мало места для разнотипных средств поражения. Однако те, что остались в комплектации МиГ-29К, позволяют самолету решать круг возложенных на него задач. В их числе ракеты РРВ-АЕ и Р-73Э типа "воздух - воздух", противокорабельные Х-35Э и Х-31А, противорадиолокационные Х-31П и корректируемые бомбы КАБ-500. Открытая архитектура "борта" позволяет, в случае необходимости, интегрировать дополнительные типы вооружения.
Система дозаправки в воздухе теперь соответствует не только российскому, но и западному стандартам, что позволяет МиГ-29К заправляться от различных типов воздушных танкеров. А в случае подвески контейнера ПАЗ-1МК истребитель и сам может выступить в качестве заправщика.
Индийский вариант самолета получит доработанные моторы РД-33МК с увеличенной до 9 т тягой. Возрос расход воздуха через вентилятор, на 40 градусов повышена температура газов на входе в турбину, нанесены антикоррозионные покрытия. Мотор стал "умнее": у него появилась система управления с полной ответственностью типа FADEC, которая управляет и силовым агрегатом, и воздухозаборником. На новый уровень вышли средства диагностики состояния силовой установки, что позволяет перейти на эксплуатацию "по состоянию".
Выпустив опытную партию, ММП им. Чернышева приступило к изготовлению серийных образцов. Они появятся в 2006 г. (цикл производства РД-33МК - 15 мес.). Продолжаются стендовые испытания с целью подтверждения ресурса в 4000 ч.
Радикальные изменения претерпел состав бортового оборудования. В качестве основного сенсора выступает БРЛС "Жук-МЭ", уже поставляемый на экспорт в составе МиГ-29СМТ. "Жук-МЭ" обеспечивает одновременный обстрел четырех воздушных целей и картографирование земной поверхности с разрешением 5 м (в будущем - до 1 м). РСК "МиГ" уже получил девять таких радаров для комплектации серийных самолетов. В варианте для МиГ-29К собран один "Жук" и строятся еще три - столько требуется для ОКР. Первый экземпляр установлен на стенд ГосНИИАС, созданный для адаптации БРЛС с другими элементами бортового комплекса.
"Очень весомую и значительную часть" работ по новым вариантам МиГ-29 выполняет РПКБ, - сказал Алексей Федоров. Фирме поручена роль системного интегратора бортового оборудования МиГ-29К, МиГ-29СМТ (как в экспортном исполнении, так и в варианте для ВВС России), МиГ-29М/М2 и перспективного легкого истребителя.
Выбор РПКБ - логичный, принимая во внимание большой опыт взаимодействия с индийскими заказчиками и иностранными поставщиками, который раменские специалисты получили в ходе работ по Су-30МКИ. На МиГ-29К будет применяться уже испытанная на Су-30МКИ и МиГ-29СМТ система навигации Sagem Sigma-95. При проектировании палубного самолета учитывается опыт использования стандартов MIL-1553B в области комплексов на мультиплексной шине, впервые реализованный в России на Су-30МКИ. А наземная система планирования полетных заданий "Сапфир" для Су-30МКИ станет основой, аналогичной для "МиГов".
Богатый опыт сотрудничества с партнерами из Индии позволяет РПКБ надеяться на высококачественную и своевременную интеграцию в единый комплекс МиГ-29К индийских комплектующих: системы ближней навигации, радиовысотомера, УКВ-радиостанции, станций радиотехнической разведки и активных помех.
Информационное поле кабины летчика МиГ-29К построено на трех многофункциональных жидкокристаллических дисплеях. На двухместном МиГ-29КУБ их количество возрастает до семи. Все они - производства НПЦ "Технокомплекс". Размер экрана - 152 на 203 мм, разрешение - 1024 на 768 точек. "Это современный уровень. Он позволяет летчикам различать малоразмерные цели и точно прицеливаться", - сказал в интервью "ВПК" президент "Технокомплекса" Гиви Джанджгава. Среди других новшеств он выделил усовершенствованную вычислительную систему, четырехканальные мультиплексные связи, адаптацию кабины под применение очков ночного видения. "Новый широкоформатный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) отличается очень высокой яркостью, что позволяет отображать на лобовом стекле и телевизионную информацию. Это дает возможность пилоту прицеливаться через ИЛС днем и ночью".
"Стеклянную кабину" дополняет нашлемная система целеуказания. Пока на МиГ-29К планируется шлем TopSight фирмы Thales. "Но с нашей точки зрения, лучше подходит аналогичный прицел фирмы Sagem. У него есть некоторые преимущества. Кроме того, лучше работать с одним комплектатором - Sagem, который поставляет нам систему навигации", - считает Гиви Ивлианович.
Другое новшество - флеш-карты для ввода полетного задания в системы самолета перед вылетом. Во время полета на карту записываются его основные параметры. Затем эти данные используются при разборе полетов. Это позволит летчикам лучше подготовиться к выполнению следующих заданий, адаптироваться к театру военных действий.
Обучение экипажей ВМС Индии и поставка тренажеров - часть контракта по МиГ-29К. В этих работах также предполагается задействовать "Технокомплекс". У раменских специалистов - своя концепция обучения экипажей. "Наша точка зрения состоит в том, что в систему подготовки летного состава должны входить наземные тренажеры, спортивные самолеты и "спарки" - двухместные варианты боевых самолетов", - говорит Джанджгава. На международных выставках "Технокомплекс" демонстрировал стенды кабин Су-30МК/МК2 и Су-27СМ. Их легко трансформировать в тренажеры. Аналогичные стенды-тренажеры планируются и для семейства самолетов МиГ-29.
Отработка отдельных элементов бортового комплекса МиГ-29К проходит на летающих лабораториях, самолетах МиГ-29СМТ и МиГ-29MRCA. Затем они будут "интегрироваться" и испытываться совместно на двухместном МиГ-29КУБ. В настоящее время "Технокомплекс" трудится над комплектом аппаратуры для первого летного экземпляра МиГ-29КУБ, который поднимется в воздух в конце 2005 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов