О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новая жизнь Домодедово

Чтобы сохранить контроль над аэропортом, группе "Ист Лайн" придется смириться с повышением арендных ставок и заключить договор с государством на его условиях

В прошлый понедельник Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу Росимущества и признал недействительным договор аренды аэродромного комплекса между ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (МАД), входящего в группу "Ист Лайн". Это означает, что государство, следуя закону, теперь должно вернуть более полумиллиарда долларов, вложенных "Ист Лайном" в Домодедово, и получить аэропорт обратно. Впрочем, госчиновники уже поспешили заявить, что вариант экспроприации они даже не рассматривают. Так, по словам советника министра экономического развития Игоря Конькова, "несмотря на решение суда, изъятие имущества у "Ист Лайна" производиться не будет". А помощник президента России Игорь Шувалов прямо сказал, что "аэропорт останется у прежнего хозяина". По его словам, в ближайшее время с "Ист Лайном" будет заключен новый договор аренды. Но платежи по нему вырастут в несколько раз.

Бремя лидерства

Договор аренды между "дочкой" "Ист Лайна" и "Администрацией аэропорта Домодедово" был заключен в мае 1998 года. Согласно этому документу, одобренному Мособлимуществом, МАД получил в аренду на 75 лет не подлежащее приватизации имущество: взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, стоянки самолетов и проч. общей балансовой стоимостью 750 млн рублей. По данным Минтранса, за аренду аэродрома "Ист Лайн" ежегодно выплачивал примерно по 10 млн рублей. На первых порах наших чиновников это вполне устраивало. И в общем понятно почему. В то время аэропорт Домодедово был едва ли не самым депрессивным в столице. Когда "Ист Лайн" взялся за реконструкцию Домодедово, там, как утверждают очевидцы, "по летному полю бегали бродячие собаки". С тех пор "Ист Лайн" беспрерывно занимался строительством, сделав из Домодедово один из лучших аэропортов в Восточной Европе. Сейчас Домодедово прочно занимает первое месте в России по грузовым перевозкам и лишь немного уступает Шереметьево по пассажирским. Авиакомпании перебираются в Домодедово быстрее, чем аэропорт успевает расширяться. Причем если в 90-е миграция началась с российских "Сибири" и "Трансаэро", то теперь, когда они обеспечили приток клиентов из регионов, в Домодедово переводят свои рейсы мировые лидеры - British Airways, Emirates, SN Brussels, израильская El Al. А на днях стало известно, что с 13 марта через Домодедово будет выполнять регулярные рейсы испанская Iberia. В прошлом году аэропорт обслужил более 12 млн пассажиров - это около 40% всего воздушного пассажиропотока московского региона. По данным "Ист Лайна", за девять месяцев прошлого года выручка группы составила 9 млрд рублей, а чистая прибыль - 4 млрд рублей. Таким образом, получается, что рентабельность аэропорта составляет никак не меньше 40%. Правда, по словам заместителя председателя совета директоров "Ист Лайна" Сергея Горбунова, общая рентабельность группы едва дотягивает до 12%. По мировым меркам это немного. Как рассказал нам заместитель гендиректора Шереметьево Сергей Недорослев, рентабельность аэропорта Атланты зашкаливает за 60%, а, скажем, Франкфурта - за 30%. У самого же Шереметьево, по словам г-на Недорослева, этот показатель находится на уровне 17%.

Тем не менее, учитывая многомиллиардные обороты "Ист Лайна", неудивительно, что Росимущество захотело пересмотреть условия аренды Домодедово. Как заявили чиновники этого ведомства, госсобственник недоволен "низкими арендными платежами и невозможностью осуществлять деятельность по обеспечению авиационной безопасности, предусмотренной уставом". Кроме того, сам договор аренды Домодедово, по мнению представителей государства, был заключен с нарушениями - в частности, стороны не согласовали его в Госкомимуществе.

Новые правила

Впрочем, в "Ист Лайне" эти претензии считают необоснованными. Как заявил нам Сергей Горбунов, в соответствии с договором аренды группа "Ист Лайн" обеспечивала содержание в надлежащем состоянии всех технических средств, в том числе и переданного в аренду государственного имущества. Более того, по словам г-на Горбунова, его компания инвестировала в арендованные у "Администрации аэропорта Домодедово" сооружения и технику более 30 млн долларов. Тем не менее "Ист Лайн" заявил, что готов учесть интересы государства при заключении нового договора аренды. Когда и на каких условиях будет подписан этот документ, ни в "Ист Лайне", ни в госведомствах не уточняют. В Росимуществе лишь заявили, что "новые условия предусматривают значительное повышение арендной ставки". А Игорь Шувалов выразил надежду, что "требовать запредельной арендной платы с "Ист Лайна" государство не будет".

Между тем вопрос о правах аренды и эксплуатации рулежных дорожек, взлетно-посадочных полос и перронов - едва ли не самый важный для отечественной аэропортовой индустрии. Ведь в подобной ситуации могут оказаться и другие аэропорты России. Сейчас четких и обязательных для всех участников рынка правил аренды аэродромов нет. Так, ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" не передало аэродром федеральному госпредприятию "Администрация гражданских аэропортов" (ФГУП АГА) и платит за него только налог на имущество. Внуково же, напротив, перечисляет во ФГУП АГА 7,77% от своих сборов за взлет и посадку. В прошлом году это обошлось Внуково в 15 млн рублей. Если бы по этой же схеме платили государству владельцы Домодедово, у них набегало бы 50-60 млн рублей.

Впрочем, как стало известно "Эксперту", неразбериха с арендными платежами скоро прекратится. По нашим данным, Росимущество сейчас разрабатывает общий для всей страны порядок аренды аэродромов, активно консультируясь с менеджментом крупнейших российских аэропортов. Скорее всего размер аренды будет привязан к доходам аэропортов. По словам гендиректора Внуково Василия Александрова, унифицированные правила аренды дали бы гарантии для инвестиций, в результате чего отрасль получила бы правовую базу для дальнейшего развития....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка