О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром начинает "стратегическую игру"

Проблемы российской авиастроительной промышленности России обсуждались на самом высшем уровне - в Госсовете. Заседание президиума было посвящено Стратегии развития отрасли

Проблемы российской авиастроительной промышленности России обсуждались сегодня на самом высшем уровне - в Госсовете. Стратегии развития российской авиационной промышленности было посвящено заседание президиума Госсовета России, на котором были представлены результаты работы рабочей группы Госсовета по вопросам развития российского авиапромышленного комплекса под руководством губернатора Воронежской области Владимира Кулкова и доклад министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.

Владимир Путин поручил правительству России подготовить проект указа с планом действий по исполнению стратегии по созданию объединенной авиастроительной компании. "Судя по тому, что я услышал, ни у кого нет сомнений в том, что это надо делать. Будем считать, что это решение принято", - сказал президент России, выступая с заключительным словом на заседании президиума Госсовета.

Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко уверен, что в создаваемой объединенной авиастроительной компании найдется место для всех крупнейших российских авиапроизводителей - и для "Сухого", и для "МиГа", и для "Туполева", и для "Иркута". "Их брэнды будут сохранены", - сообщил министр. По его словам, консолидация активов крупнейших российских авиапредприятий потребует до двух лет. Кроме того, принято решение о консолидации бизнеса и государства в области создания объединенной авиастроительной компании. "Доминанта государства в компании будет несомненна - от 60 до 70% на старте", - подчеркнул Христенко.

Основные проблемы российского авиапрома обозначены четко: неэффективное управление компаниями, производство двигателей и производство приборов.

Самая больная проблема, которая вот уже более десяти лет мучает российскую авиапромышленность - это проблема управления авиастроительными компаниями. Новые условия работы предъявили руководителям КБ, НПО и заводов целый ряд новых и во многом неожиданных требований. Например, российские авиапроизводители были поставлены перед необходимостью считаться с монопольным положением на мировом рынке американской компании Boeing и европейского концерна Airbus. Эти две компании контролируют до 99% мирового рынка магистральных аэробусов. Перед руководителями российского авиапрома встала нелегкая и незнакомая задача - ухватиться за 1% мирового рынка аэробусов и попытаться расширить этот сегмент.

Эта задача не была решена, нет ее решения и по сей день. А если говорить в целом об авиапромышленности, то еще недавно Россия занимала пятое место в мире по производству самолетов, но по итогам 2004 года перешла на шестое, уступив Бразилии.

Негативно подействовало на российских авиастроителей введение в Европе очень жестких технических норм на характеристики и оснащение самолетов, которые стали сковывать работу не только авиастроительных заводов, но и авиакомпаний. Проблема дополнительного оснащения самолетов в соответствии с европейскими нормами решается сейчас за счет иностранного оборудования.

Дает о себе знать и определенная инерция мышления, оставшаяся с советских времен, когда советские самолеты занимали практически весь рынок социалистических и развивающихся стран. Например, при заключении контракта с Ираном на продажу 25-ти аэробусов Ту-204 требование иранцев произвести дооборудование самолетов, обеспечить послепродажное обслуживание и поставку запчастей было расценено как стремление иранской стороны сбить цену на самолеты.

Все это ведет к весьма печальным последствиям: потере рынков, которые традиционно считались российскими, резким ограничениям на полеты российских самолетов в европейском воздушном пространстве, отставанию российской техники от иностранных аналогов и к общей слабой конкурентоспособности российской авиастроительной промышленности.

Поэтому решение вопроса об управлении авиапромышленностью и является главной задачей стратегии развития авиапрома, рассматриваемой Госсоветом России.

Второй вопрос, стоящий перед российской авиационной промышленностью - производство двигателей. Здесь главная проблема заключается в отставании технических характеристик. Но если по двигателям для истребителей мы еще выдерживаем мировой уровень, то вот по двигателям для гражданской и транспортной авиации этот показатель Россией уже упущен. Например, двигатели Д-30КУ/КП, Д-436 и ПС-90А имеют уровень 15-20 летней давности.

Двигателестроители пытаются решить проблему технического отставания своей продукции. Так, НПО "Сатурн" ведет доработку двигателя АЛ-31Ф, разработки по двигателю АЛ-41Ф для военной авиации и двигателя SaM-146 для гражданской авиации.

Третий вопрос - производство приборов для авиации. Большой проблемой с 1 января 2005 года стало оборудование российских самолетов системами предупреждения близости земли. Без этой системы российские авиалайнеры не будут допускаться в воздушное пространство Евросоюза. Неожиданно под эти ограничения попал "Аэрофлот", совершающий рейсы в Гавану самолетами Ил-96 и Ту-204. По словам гендиректора ОАО "Аэрофлот" Валерия Окулова, отечественные авиазаводы пока не могут обеспечить российские самолеты такой системой.

Несмотря на острое ответное высказывание представителей компании "Ильюшин-финанс", тем не менее, признается, что российские лайнеры дооборудуются иностранными системами оповещения о близости земли.

В чем же состоят основные предложения по решению вышеперечисленных проблем?

Проблему повышения эффективности управления авиапромышленностью государственные органы пытаются решить путем укрупнения авиастроительных компаний в один или два крупных концерна. Выдвинуто два проекта такого объединения. Один составлен Ильей Клебановым и Юрием Коптевым в 2000 году, и он предусматривал создание двух конкурирующих самолето-вертолето-строительных компаний - СВСК-1 и СВСК-2. Этот проект опирался на китайский опыт: в Китае в 1999-2000 году вся авиационная промышленность была разделена на две компании.

Второй проект был составлен Борисом Алешиным, и предусматривает создание "Единой авиапромышленной компании" (ЕАК), в которую войдут все предприятия авиастроительной промышленности. Алешин подкрепил свой проект планом объединения двух компаний - РСК "МиГ" и ОАО "Иркут".

Нынешний проект стратегии развития авиапрома, вынесенной на обсуждение Госсовета, разрабатывают сторонники создания двух компаний. (Один из них - Юрий Коптев, бывший глава "Росавиакосмоса", - перешел в Минпромэнерго, где возглавил Департамент оборонно-промышленного комплекса.) Согласно этому плану, до 2015 года российский авиапром должен вырасти в 2,8 раза, причем продажи на внутреннем рынке должны составить 40-50 магистральных самолетов в год. Объем внутреннего рынка до 2015 года должен возрасти до 5,9 млрд. долларов.

Особое внимание уделено прорыву на внешний рынок. По мнению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, высказанному на встрече с президентом России, российская авиация имеет возможность успешно работать на мировом рынке в сфере гражданской авиации и специального самолетостроения. За рубежом будут продвигаться пассажирские самолеты Ил-96, Ту-204/214 и Ту-334, а также специальные самолеты Бе-200 и Ан-124М, производящиеся совместно с Украиной. В стратегии предусмотрено и завершение разработки самолетов RRJ для использования в регионах, а также среднемагистральных самолетов МС-21.

Недавняя встреча российских бизнесменов с канцлером Германии Герхардом Шредером показывает, что российские авиастроители предпринимают попытки включиться в осуществление крупных проектов строительства магистральных аэробусов A350 и A320NG. Россия может принять участие как в инжиниринге проектов, так и в производстве и поставке комплектующих частей.

Насколько осуществима стратегия, предложенная Минпромэнерго и рабочей группой Госсовета России? Здесь нужно обратить внимание на несколько моментов.

Во-первых, оценка развития внутреннего рынка сбыта самолетов представляется слишком оптимистичной, даже на фоне сильной потребности российских авиакомпаний в новых самолетах. Все-таки, нельзя сбрасывать со счетов сильную конкуренцию со стороны мировых авиапроизводителей.

Во-вторых, несколько странно, что стратегия развития российской авиапромышленности рассматривается отдельно от развития авиакомпаний и сети аэропортов, и в ней не уделено пристального внимания развитию сервиса и обслуживания самолетов.

В-третьих, нельзя не обратить внимание на то, что при наличии заявлений о возможности возвращения на мировой рынок и необходимости создания "прорывного самолета", в стратегии нет программы создания такого технологического задела, и внешний рынок предполагается штурмовать уже давно освоенными Ил-96, Ту-204/214 и Ту-334. По оценкам специалистов, поставки за рубеж таких машин могут быть единичными, и мировых монополистов ни "Илы", ни "Тушки" потеснить не смогут.

Реализовать программу развития российской авиапромышленности можно, если навести порядок в управлении отраслью, особенно в части финансирования, сделать ставку на комплексное развитие авиационной отрасли в России, вместе со сферой обслуживания и эксплуатации, а также отказаться от попыток завоевать мировой рынок явно устаревшими средствами. Остается надеяться, что последние решения Госсовета России будут способствовать выполнению этих задач....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка