О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Северный недовоз

При посадке в аэропорту поселка Варандей разбился Ан-24, перевозящий из Перми бригаду буровиков. Из 53 человек, находившихся на борту, погибли 29, остальные получили ранения и ожоги

Вчера при посадке в аэропорту поселка Варандей (Ненецкий автономный округ) разбился пассажирский Ан-24, перевозящий из Перми бригаду буровиков нефтяной компании "Нарьянмарнефтегаз" (дочернее предприятие ЛУКОЙЛа). Из 53 человек, находившихся на борту, погибли 29, остальные получили ранения и ожоги. Причины катастрофы в данном случае неочевидны: опытный экипаж при идеальных погодных условиях вряд ли мог допустить какую-то ошибку в пилотировании. Участники расследования, по их словам, рассмотрят все возможные версии, но в первую очередь "тщательно обследуют матчасть" рухнувшего лайнера.

Пассажирский Ан-24 кемеровской компании "Региональные авиалинии" вылетел около 10.30 по московскому времени из аэропорта Уфы. Экипажу предстояло совершить перелет по маршруту Уфа - Пермь - Усинск (Республика Коми) - Варандей. Рейс РЛ-9288 планировался как чартерный, на нем обычно летают только рабочие нефтяной компании "Нарьянмарнефтегаз" (дочернее предприятие ЛУКОЙЛа), которые работают на скважинах в Варандее вахтовым методом - по две недели.

Из Уфы лайнер отправился без пассажиров. На борту находились только семь членов экипажа: командир, пилот-инструктор 1-го класса местного авиаотряда Виктор Попов, штурман, второй пилот-стажер, стюардесса, бортмеханик и два авиатехника. По словам помощника гендиректора аэропорта Уфа Тагира Мухамедшина, перед вылетом Ан-24 простоял у них почти сутки. За это время экипаж успел хорошо отдохнуть, а местные авиатехники - провести необходимые в таких случаях предполетные мероприятия: проверить все системы самолета и качество залитого в его баки топлива.

Благополучно добравшись до аэропорта Перми, где живет большинство рабочих-вахтовиков "Нарьянмарнефтегаза", экипаж Ан-24 забрал на борт 41 пассажира, еще четверо рабочих сели в Усинске. Около 13.30 по Москве, будучи уже на подлете к конечной точке маршрута - заполярному поселку Варандей, командир Попов вышел на связь с местным диспетчером. "На эшелоне борт вели диспетчеры Архангельского управления по контролю за движением воздушных судов,- рассказали Ъ в аэропорту Варандея.- Потом самолет попал в нашу зону ответственности, сажать борт должен был уже диспетчер аэропортовского пункта. Командир Попов доложил, что полет проходит нормально, запросил разрешение на посадку и получил его".

Посадка Ан-24 должна была проходить в абсолютно штатном, "курсантском", как говорят диспетчеры, режиме. "В таких условиях хорошо обучать посадке курсантов,- объяснили в аэропорту.- Абсолютно пустой аэродром, 24-й должен был сесть один. Идеальная погода. У нас сейчас стоит антициклон - ясно, морозно, температура держится слегка за минус 20. Воздух звенит, видимость, как мы говорим, миллион на миллион. Был, правда, боковой ветерок с востока (самолет шел на посадку курсом на северо-восток.-Ъ), но совсем слабый, "детский", всего около 4м/с".

По словам сотрудника аэропорта, они наблюдали Ан-24 визуально, когда тот был еще в двух десятках километров, борт плавно шел на посадку. Видели они и саму катастрофу. В 13.57 лайнер был уже примерно в 5 км от аэропорта, до расчетного времени посадки ему оставалось около 6 мин. Машина находилась в так называемом посадочном режиме - шла с выпущенными шасси и закрылками на высоте около 250 м при скорости около 220 км/ч. В этот момент сначала диспетчер Варандея услышал в наушниках характерные щелчки - такие звуки обычно появляются, когда пилот пытается выйти на связь, но у него это по каким-то причинам не получается. Еще через несколько секунд все сотрудники аэропорта увидели, как 24-й круто заваливается на левое крыло, уходит в штопор и падает вниз.

Варандей - это в прямом смысле край земли. Поселок нефтяников расположен за полярным кругом, на самом берегу Северного Ледовитого океана. Здесь полностью отсутствует и проводная, и мобильная телефонная связь - поговорить с большой землей можно только по единственному спутниковому телефону, который есть у местных нефтяников. Поэтому быстрой помощи пострадавшим ожидать не приходилось.

Сотрудники аэропорта связались с ближайшими городами - Нарьян-Маром, до которого 250 км, и Архангельском, до которого около 1 тыс. км. Городские спасатели пообещали немедленно выслать вертолеты, а тем временем жители Варандея отправились к месту происшествия на гусеничных тягачах.

Преодолеть 5 км целины по заснеженной тундре им удалось довольно быстро. "Было такое впечатление, что посреди снежной равнины, где кое-где пробиваются только клочья оленьего мха и карликовые березки, кто-то зажег десятки огромных, чадящих черным дымом костров,- рассказал один из участников первой спасательной экспедиции.- Самолета как такового не было - он превратился в груды полыхающих обломков, между которыми лежали живые и мертвые люди. Звали на помощь или стонали всего несколько человек - остальные были неподвижны. Во всяком случае, отличать живых от мертвых мы в большинстве случаев могли, только пощупав пульс".

Раненых прилетевшими вертолетами доставили в больницу Нарьян-Мара. Состояние как минимум десяти пострадавших внушает врачам серьезные опасения. У них сильно обожжены кожные покровы, а своего ожогового центра в столице НАО нет. Предполагается, что уже сегодня этих людей отправят специальным санитарным рейсом в Архангельск. Погибшими сейчас числятся 29 человек. Среди них - командир экипажа Попов и его штурман.

Вчера прокуратура НАО возбудила уголовное дело "о нарушении правил полетов или подготовки к ним". Между тем сотрудники Межгосударственного авиакомитета считают, что разобраться в причинах катастрофы удастся быстро, после того как будут получены расшифровки "черных ящиков" самолета. В Архангельском управлении авианадзора Ъ сообщили, что ошибка пилота (а управлявший самолетом господин Попов налетал 14 тыс. часов) в такой ситуации маловероятна. "Теоретически ввести самолет в левый крен, конечно, возможно,- заявил Ъ главный инженер управления Рустем Хасанов.- Это могло, например, произойти, если пилот не вписывался в полосу и, маневрируя, стал слишком активно действовать закрылками или рулем поворота. Однако, учитывая идеальные погодные условия и опыт пилота, это маловероятно. Я предполагаю, что причина катастрофы технического характера - такого рода падение мог спровоцировать, например, отрыв закрылка левого крыла. Подъемная сила на левом крыле резко упала, и самолет завалился влево. Другой вариант - отказ левого двигателя. Даже в такой ситуации пилоты в принципе могли спасти машину и людей, но самолет уже шел на посадку - запаса скорости и высоты у них уже не было".

Кто владел разбившимся самолетом

ООО "Региональные авиалинии" (РА) было учреждено в начале 2002 года рядом частных авиатранспортных структур города Кемерово и Красноярского края. Министерство транспорта РФ по соглашению о взаимодействии с администрацией Кемеровской области, заключенному в декабре 2001 года, взяло на себя обязательство содействовать "созданию региональной авиакомпании с базовым центром в аэропорту Кемерова и с филиалами в городах Сибирского региона". В августе 2002 года президент компании Максим Андраханов (в тот период он был также гендиректором кемеровского аэропорта) заявил, что компания направила в Государственную службу гражданской авиации документы на получение сертификата - свидетельства авиаперевозчика, рассчитывая получить данный документ до конца 2002 года и начать самостоятельные перевозки. Такой сертификат РА удалось получить в январе 2004 года, с мая 2004 года компания начала самостоятельные авиаперевозки. Хотя первоначально (в 2002 году) учредители РА располагали парком из девяти самолетов марки Ан-24 и несколькими вертолетами, работу компания начала, располагая пятью самолетами Ан-24 и четырьмя вертолетами. В основном "Региональные авиалинии" работали не в Кузбассе, а в отдаленных районах Севера, местах нефте- и газодобычи, выполняли там полеты по 15 маршрутам.

Как сообщили вчера в "Региональных авиалиниях", разбившийся в Ненецком автономном округе самолет не принадлежал компании, а находился у нее "в эксплуатации". Лайнер 1972 года выпуска прошел 10 ремонтов. Последний, капитальный, был проведен в 2002 году на заводе в Иркутске. В компании утверждают, что самолет "был в хорошем техническом состоянии"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка