Коммерсантъ
18 марта 2005, 11:05
Пилоты Ан-24 ослепли перед смертью
Причина катастрофы пассажирского Ан-24, разбившегося в минувшую среду под Нарьян-Маром пока не установлена. Между тем после опроса выживших пассажиров и членов экипажа, у участников расследования появились первые версии аварии
Напомним, что пассажирский Ан-24, перевозивший нефтяников из Перми к месту работы в Ненецкий автономный округ, разбился в среду днем при посадке в аэропорту заполярного поселка Варандей. По уточненным данным, из 52 человек, находившихся на борту лайнера, погибли 26 пассажиров и 2 члена экипажа, находившихся в кабине. Остальные отделались тяжелыми, но неопасными для жизни ранениями и ожогами.
Тех, кто выжил, можно сказать, спасли опытные пилоты Ан-24. Аварийная ситуация на борту, как утверждают специалисты, стала "развиваться стремительно", и спасти машину летчики уже не успевали. Однако они до самого удара о землю не выпускали из рук штурвалы и тем самым предотвратили неминуемое пикирование самолета, после которого не выжил бы ни один человек. В итоге Ан-24 совершил некое подобие вынужденной посадки - как бы спланировав на тундру.
Учитывая высоту полета (около 250 м) и приличную скорость (около 200 км/ч), удар все равно получился очень сильным - у самолета подломились стойки шасси, оторвались левое крыло и хвостовая часть. Фюзеляж рухнувшего Ан-24, как рассказали очевидцы, стал похож на "раздавленную яичную скорлупу", но все же сохранил форму. Благодаря этому и удалось спастись примерно половине пассажиров. Люди, сидевшие сзади и в середине салона, ближе к оторванному хвосту, успели выбраться через образовавшиеся проемы и даже помочь тем, кто находился рядом. Находившиеся в передней части, ближе к кабине, сразу после удара тоже были живы, но не успели выбраться из салона, который выгорел дотла через несколько минут после катастрофы. Благополучно выбрались через дверь и пятеро членов экипажа - бортпроводница, техники, радист. Пилоты - командир и его напарник остались зажатыми между креслами и штурвалами.
Сейчас все раненые чувствуют себя нормально. Вчера их отправили на родину в Пермь, где им обещают оказать медпомощь по высшему разряду. Из мертвых удалось опознать и эвакуировать в ближайший Нарьян-Мар только семь человек. Остальные тела, как говорят в окружной службе спасения, настолько сильно фрагментированы и обожжены, что разговор об эвакуации и тем более идентификации пока даже не идет. "Мы даже не представляем, как к ним подступиться",- заявляют спасатели.
Причины катастрофы пока не установлены. Вчера в Варандей прилетели специалисты Межгосударственного авиакомитета и прокуратуры Ненецкого АО, которые займутся расследованием, однако связаться с ними не могут даже коллеги. В поселке нефтяников, как уже сообщал Ъ, не работают ни проводные, ни мобильные телефоны, есть только спутниковая связь.
Министр транспорта России Игорь Левитин заявил вчера, что, по его данным, уже обнаружены и сняты с разбившегося самолета оба его бортовых самописца - речевой и параметрический. На приборах видны следы пожара, но расследователи надеются, что необходимая информация все же сохранилась. Таким образом, по словам министра, уже в ближайшие дни он рассчитывает получить предварительные результаты расследования.
Между тем схему развития катастрофы специалисты для себя уже составили, ориентируясь на показания многочисленных свидетелей ЧП. По их данным, Ан-24 "промахнулся" при посадке. Свидетели утверждают, что, несмотря на отличную погоду и видимость, полет, как, впрочем, и большинство полетов в Заполярье, проходил вслепую, исключительно по показаниям навигационных приборов. Дело в том, что на местности под маршрутом полностью отсутствуют какие-либо ориентиры - только белая заснеженная равнина.
Пилот, как утверждают свидетели, отклонился от курса немного вправо, а заметил это только на подлете к Варандею, сориентировавшись по жилым домам и нефтяным вышкам. Поскольку времени оставалось в обрез, летчик начал корректировать курс, энергично действуя при этом штурвалом и педалями. Что произошло дальше, пока неясно. Возможно, во время совершения маневров летчика неожиданно ослепил яркий солнечный свет, отразившийся от припая - так здесь называют ледяную кромку океана на стыке с береговой линией. Океанский припай, как утверждают жители Варандея, в солнечные дни действует как огромное зеркало и часто сбивает с толку идущих на посадку пилотов.
По другим данным, опытные пилоты благополучно завершили бы маневр, даже будучи ослепленными, но перегрузок не выдержал старенький Ан-24, переживший за 34 года своей эксплуатации десять ремонтов. Как утверждают местные рабочие, наблюдавшие за развитием катастрофы с земли, лайнер начал разваливаться еще в воздухе. По их данным, за несколько секунд до падения "от самолета отлетела какая-то железка". Возможно, это был левый закрылок. Лишившись этого элемента, отвечающего при посадке за поддержание подъемной силы слева, лайнер накренился на левое крыло и начал стремительно терять высоту....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов