О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

90 лет Ледовому переходу

17 января, 90-лет назад завершился Ледовый переход военных строителей

В феврале 1932 года для укрепления безопасности дальневосточных границ в 400 километрах вниз по Амуру от Хабаровска, у села Пермского были выбраны площадки для строительства авиационного и судостроительного заводов. Уже в мае к берегу у стойбища Дземги причалил пароход "Рыбак" и высадил отряд первостроителей авиазавода, около 140 человек. Строительными специальностями владела очень небольшая часть прибывших. Первой их заботой стало обустройство жилья - бараков упрощенной конструкции.

Итоги 1932 года оказались неутешительными. Осенний разлив Амура, уничтоживший большую часть результатов труда строителей, показал непригодность ранее выбранной площадки под завод. Предстояло выбрать новую и заново выполнять проект.

С приближением зимы 1933-1934 гг. стало очевидным, что одного героизма и самоотверженности для решения поставленных задач недостаточно.

В сентябре 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял решение о создании особого строительного корпуса (ОСК) для оборонного строительства на Дальнем Востоке. Призыв в ОСК был проведен в строго установленные сроки с 1-го ноября по 15-е декабря 1933 года. Формирование ОСК производилось на базе Московского и Ленинградского военных округов. Командно-политический состав комплектовался из кадров строевых частей Красной Армии; инженерно-технический - из инженеров запаса, рядовой - из очередного призыва в армию. Взводы и отделения в процессе формирования роты строились по специальностям - плотники, каменщики, штукатуры, слесари, электрики и т. д.

В Комсомольск-на-Амуре была направлена 1-ая бригада ОСК, состоящая из шести строительных батальонов: 25, 26, 27, 28, 29, 30 (шесть тысяч красноармейцев), остальные - от города Свободного до Владивостока, в районах Читы и Иркутска.

30-й строительный батальон комплектовался за счет новобранцев из Нижегородской области. Формирование 30-го батальона проводилось на станции Шуя.

Эшелоны первой бригады ОСК стали прибывать в Хабаровск в конце декабря 1933 года и сразу, по прибытию начиналась подготовка к единственно возможному способу прибыть на строительные площадки - пешему походу по четырехсоткилометровой ледовой трассе.

Учитывая длительность пути и неподготовленность трассы, весь маршрут разбили на пять этапов: Хабаровск-Вятское, Вятское-Найхин, Найхин-Малмыж, Малмыж-Вознесенское и Вознесенское-Комсомольск. График предусматривал движение батальонами с интервалом в одни сутки.

Бойцы и командиры шли с полной армейской выкладкой: постельные принадлежности, белье, летнее обмундирование, обувь, мобзапас питания и…винтовка или ручной пулемет с боевым запасом патронов. Вес ноши составлял около 30 килограмм.

"…трудный путь ощущался ежедневно, но неизгладимым в памяти сохранился один этап - Найхин-Малмыж. Внезапно налетела бешеная амурская пурга. Вокруг все закружилось, завыло, видимость почти полностью исчезла…Вся колонна изогнулась дугой, люди едва удерживались на ногах, пробивая себе путь всей тяжестью тела сквозь плотную стену снега и ветра. Идущих в голове колонны заменяли каждые 15 минут. Крепкие дальневосточные морозы в 35-40 градусов и коварный даже в зимней спячке Амур сумели с избытком одарить всех участников похода сильными впечатлениями…", - вспоминал командир 26-го батальона полковник И.Ч. Чезлов.

17 января 1934 года воины 30-го отдельного строительного батальона прибыли на Дземги. Торжественная встреча состоялась на берегу Амура на Старой площадке, где в мае 1932 года высадились первые комсомольцы - строители будущего авиационного завода.

К прибытию военных строителей дземгинцы построили "военный городок": семь рубленых бараков, три из которых были использованы под казармы с отдельными для каждого красноармейца койками-топчанами, установленными в два этажа, в двух бараках разместились штаб батальона и санчасть, также была оборудована столовая, которая вечерами использовалась как клуб.

Всего же в Комсомольске-на-Амуре успели построить для военных строителей около сорока бараков, изготовили несколько тысяч топчанов, табуретки, печки, бачки и даже чайники…

После недельного отдыха, военные строители приступили к работе. Перед ними были поставлены конкретные задачи:

  • батальону № 25 - организовать и вести автотранспортные перевозки, строительство дорог и транспортных сооружений.
  • батальону № 26 - строительство промышленных объектов судостроительного завода № 199.
  • батальону № 27 - строительство электроэнергетических объектов.
  • батальону№ 28 - строительство жилых и социально-бытовых зданий, главным образом в центральной части города.
  • батальону№ 29 - лесозаготовки и гидротехнические работы. батальону № 30 - строительство промышленных и социально-бытовых объектов авиационного завода № 126.

"Сама стройка производила малоприятное впечатление, - вспоминал полковой комиссар Наумов. - Почти у самого берега реки на небольшой возвышенности стояли два двухэтажных деревянных дома, несколько саманных домиков и один каркасный барак. Два невзрачного вида промышленных деревянных здания - двухрамный лесозавод и маломощная временная электростанция. Вот и все".

Все делали вручную, с помощью кирки, лопаты, только после стали применять ручную лебедку.

Сложная обстановка на стройках города вынуждала использовать труд военных строителей и на аварийных работах. Об одном таком примере вспоминал комиссар бригады ОСК И.Куприн. В феврале 1934 года внезапно прекратилась транспортировка леса с пиваньского лесоучастка. Возникла реальная угроза остановить все строительные работы в городе. И тогда появилась мысль - пробить канал в ледовом покрытии Амура, заполнить его водой и, не давая воде замерзнуть, вести непрерывную трелевку леса…Ледовый канал длиной в 3,5 км по озеру Пивань и 5,5 км по Амуру стал не только спасательной мерой для строек города, но и суровым испытанием мужества для людей, стоявших тесной цепочкой вдоль канала и в 35-ти градусный мороз, днем и ночью гнавших баграми бревна.

"С первого апреля 1934 года четыре роты нашего батальона вышли к месту будущего самолетостроительного завода в качестве корчевщиков и землекопов, - вспоминал полковой комиссар Наумов. - Особенно сложным стал участок постройки главного корпуса завода. Дни стояли теплые, солнечные. Снег быстро стаял, и низкая болотистая площадка превратилась в сплошное месиво грязи. Рыть котлованы приходилось, стоя по колено в болоте, строительной техники никакой, даже самой примитивной, и все же к первому мая была закончена корчевка и подготовлены котлованы под фундаменты колонн".

Красноармейцы расчищали площадку под строительство авиационного завода, строили низкую и среднюю зоны главного корпуса, а также многие другие промышленные и жилые объекты.

Военные строители доказали, что им многое по плечу. В мае 1934 года 30-му батальону поручили срочное внеплановое задание - проложить дорогу между старой и новой строительными площадками завода № 126. Задача была не из простых. В отдельных местах приходилось работать по пояс в ледяной болотной воде. Прорыв дренажные канавы и, спустив воду, пришлось снимать глубокий растительный слой и засыпать сухим грунтом высотой до 1,5 метров. Затем дорогу засыпали гравием и укатали. Пятикилометровая дорога шириной 16 метров было проложена за 20 дней - 15 июня по ней пошел поток грузов.

Военный городок, стоящий на одной из первых застраиваемых улиц рабочего поселка авиастроителей, жил полнокровной жизнью. После ужина столовая превращалась в клуб. Здесь демонстрировались кинофильмы, действовала библиотека, выходила стенная газета "Ильичевка", творили собственные поэты и композиторы, которые читали и исполняли свои произведения. Летом у военного городка была оборудована спортивная площадка, где проводились соревнования и сдача норм ГТО.

"Работали мы здорово, - вспоминал Михаил Федорович Фокин. - Нормы старались не только выполнять, но и перевыполнять. Наш батальон за ударный труд премировали баяном, балалайками и патефоном…"

Около тысячи крепких парней и организованный командный состав 30-го батальона, который возглавляли комбат Кривчиков, комиссар Наумов и главный инженер Кушнарев, быстро вписались в коллектив первостроителей, нашли общий деловой язык с руководством стройки, и это незамедлительно оказало благотворное влияние на темпы строительства и организацию работ.

Уже 18 июля 1934 года состоялась торжественная закладка главного корпуса завода. Весь коллектив стройки, военные строители собрались на митинг. Ярким солнцем была залита строительная площадка: по периметру фундамента будущего здания - в четыре ряда ямы для железобетонных опор. Длинной полосой чернел глубокий котлован...

Вместо времянок стали сооружать капитальные двух-, трех-, а затем и пятиэтажные здания. Деревянные дома строились не 2-3 месяца как раньше, а возводились за 17 и даже 12-14 дней. За 12 месяцев был построен крупный механизированный хлебозавод, производительностью 60 тонн хлеба в сутки. За 3,5 месяца - хорошо оборудованная городская баня. И что особенно важно - при скоростных методах строительства многие из тех зданий десятилетиями продолжали служить людям…

Город сохранил в памяти этот подвиг - в 2002 года в сквере у городского театра установлен памятник "Воин-строитель". Каждому из них и всем вместе - прошедшим сквозь пургу и холод 400 ледовых километров…
Авторские права на данный материал принадлежат «КнААЗ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка