О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сухие" в мороз

Впервые в истории российские "палубники" восстанавливали полетные навыки в условиях зимнего Заполярья

После выполнения задач боевой подготовки из Баренцева моря к крейсерскому причалу в 35-й судоремонтный завод Минобороны возвратился ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко. Тяжелый авианесущий крейсер около двух недель находился в учебных полигонах Северного флота, где экипаж совершенствовал профессиональную выучку как в части мореплавания и применения корабельного оружия, так и обеспечения полетов летчиков-"палубников" из состава 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка ВВС Северного флота, которым командует полковник Сергей Рассказов. В ходе совместной с моряками боевой учебы заполярные авиаторы методом "взаимного контроля", меняясь местами в кабине учебно-тренировочной "спарки" Су-25УТГ, без участия, как обычно, летчиков-испытателей, восстановили навыки посадок на палубу крейсера и взлетов с нее.

Как рассказал Сергей Геннадьевич, истребители взлетали с базового аэродрома в Североморске-3, совершали посадку на "Кузнецова", после чего сразу, не выключая двигатель, взлетали снова и брали уже обратный курс. Кроме того, летчики впервые за историю корабля и полка провели зимние полеты (более 50 взлетов и посадок) на авианосец, когда "Кузнецов" принимал самолеты на ледяную палубу в сильный мороз. Но самое главное - после четырех месяцев перерыва восстановили полетные навыки на корабль полковые корифеи. В основном в полетах участвовала старая гвардия, кто минувшей осенью ходил на "Кузнецове" в Северную Атлантику. И все задачи заполярные асы отработали качественно, без аварийных ситуаций. В чем немалая заслуга как самих "палубников", так и экипажа ТАВКР.

Кстати, фразу "без аварийных ситуаций" полковник Рассказов повторил несколько раз. И не случайно. Памятен случай, произошедший во время недавней боевой службы "Кузнецова" в Северной Атлантике, когда при посадке на авианосную палубу и зацепе у Су-25УТГ надломилась передняя стойка шасси. Сейчас этот самолет в ремонте.

По словам командира полка, нельзя утверждать, что кто-то в той ситуации допустил ошибку. Причина, скорее всего, в "усталости" металла. Ресурс злополучного самолета подходил уже к необходимости капитального ремонта. А посадку летчики выполнили в штатном режиме, даже не почувствовав, что у них что-то там надломилось: подумали, что просто "пневматик" (колесо) спустило.

Проблема была и в том, что корабль находился в Северной Атлантике - районе, в котором российские "палубники" никогда не летали. Сказывалось и сильное волнение океана. Американцы ведь не зря ушли из этого района, потеряв там в свое время четыре палубных истребителя F-14.

Что же касается состояния самолетного парка 279-го киап, то он, к сожалению, желает много лучшего: многие из "сушек" практически выработали свой ресурс. Около 50 процентов истребителей в ближайшее время будут также нуждаться в капитальном ремонте. Сейчас достаточное количество машин находятся на ремонтном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Две из них полк получит обратно уже через пару недель. Поэтому полетный цикл с возвращением на базовый аэродром "палубники" не прекращают. К слову, еще до мартовских "морей", начиная с января нынешнего года, истребители без посадки на корабль уже выполнили порядка двадцати летных смен, что, по словам комполка, очень хороший результат. А в июне планируется командировка заполярных асов в Крым, в Саки, где находится комплекс "Нитка", имитирующий трамплин авианосца.

- Эти тренировки нам необходимы как воздух, - говорит полковник Рассказов. - Нужно "ставить на крыло" молодежь, потому что средний возраст "палубников" в полку - около сорока двух лет. Поэтому кто не думает о подготовке молодого поколения летчиков, тот вообще не думает о будущем палубной авиации. Нас и так осталось во много раз меньше, чем в отряде космонавтов…

В следующий раз "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", на котором в минувший вторник побывал с инспекторской проверкой главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, выйдет в море во второй половине июля, чтобы, помимо прочего, стать участником празднования Дня ВМФ. А в конце лета флагман ВМФ России, что подтвердил командующий Северным флотом вице-адмирал Михаил Абрамов, в составе отряда боевых кораблей СФ вновь уйдет в дальний морской поход. Предположительно в ту же Северную Атлантику. И, безусловно, с "авиакрылом" на борту.

…Когда-то Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сравнивал ощущения летчика при посадке на палубу авианосца с эмоциями, переживаемыми в первую брачную ночь. Полковник Сергей Рассказов высказал свой вариант мироощущения при соприкосновении боевой машины с плавучим "аэродромом": мол, всем известно, что при посадке на палубу самолет должен зацепиться гаком за трос аэрофинишера. Так вот, когда это происходит, организм летчика испытывает колоссальную нагрузку: кажется, что, мчась в автомобиле, врезаешься на скорости сто двадцать километров в час в бетонную стену.

И ничего. "Сухие"!...
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка