Обком
18 июля 2005, 18:14
"ХАЗАНовщина", или "Прозрачность" двойных стандартов новой власти
Одновременно на площадях Харькова и в самых потаенных коридорах власти Киева происходят события, смысл которых "непосвященный" никогда не поймет
"Обком" уже неоднократно писал о намерениях руководства страны "возродить" авиастроительную отрасль путем нехитрой комбинации - объединения трех ведущих предприятий в одну структуру (варианты обозначения которой колебались - концерн, корпорация, НППО - но под неизменным брэндом "Антонов"). Отдавая себе отчет в том, что данная проблема, кроме самих авиастроителей, стюардесс и членов экипажей, "насущно" задевает интересы не самых широких слоев украинцев (даже пассажиры лайнеров на себе результаты преобразований сразу не почувствуют - ибо новых самолетов отечественного производства много и "сразу" не будет "по определению"), сегодня мы решили уйти в несколько иную плоскость. То есть - спуститься с небес на грешную землю, где ныне "новая" власть в поте лица трудится над претворениями в жизнь высоких стандартов "открытости", "прозрачности" и соответствия своих решений здравому смыслу "маленького украинца".
Как увольняют "генералов"
Напомним вкратце диспозицию. За создание концерна (жесткое объединение) "Антонов" выступает руководство Харьковского авиазавода (ХАЗ, ныне - Харьковское государственное авиационное производственное объединение, или ХГАПП). Против - два киевских предприятия, которые, собственно, имеют гораздо больше прав на звание "антоновцев" - АНТК им. Антонова и завод "Авиант", которые выступали за мягкую форму объединения - корпорацию. Аргументов "за" создание концерна гораздо меньше, нежели аргументов "против" (инициатор объединения - ХАЗ, или ХГАПП, - в финансовом отношении представляет собой весьма сомнительную ценность для будущих партнеров, но очень хочет с ними слиться), зато "практических" действий и решений гораздо больше за объединение. С некоторым опозданием, но приказ Виктора Ющенко об объединении был претворен Кабмином в жизнь: 14 июля правительство распорядилось создать корпорацию, в которую войдут Государственное предприятие "Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова" (АНТК им. Антонова, Киев), Киевский государственный авиационный завод "Авиант", Государственное предприятие "Киевский авиаремонтный завод 410 гражданской авиации", Государственный научно-исследовательский институт авиационных технологий УкрНИИАТ и - разумеется! - Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (см. "Семейство "ХАЗАНов": создана корпорация на базе Харьковского авиазавода, АНТК им. Антонова и пр.").
Искренность министра промышленной политики г-на Шандры, который поведал украинским СМИ эту волнующую новость еще 12 июля, заслуживала бы, по идее, всяческого одобрения. Если бы не одно - но какое! - "НО". Г-н Шандра НИЧЕГО и НИКОМУ не сказал, что неделю назад до того (4 июля) он своим приказом уволил (с 8 июля) с занимаемой должности генерального директора того самого киевского авиазавода "Авиант" Олега Шевченко!!! Поверьте, мы "прошерстили" все доступные нам в Инете и за его пределами источники - ни гу-гу! Странно, согласитесь: не каждый день в Украине увольняют руководителей такого ранга. Тут какого-нибудь второго зама "Пырловского" поссовета уволят - пыль до небес: СМИ информируют, однопартийцы обижаются, оппозиционеры кликушествуют, органы аргументируют… А тут директора известнейшего предприятия "попросили" - и как-то без лишнего ажиотажа обошлись.
В приказе Минпромполитики № 74-Д от 4 июля 2005 года (который очутился в распоряжении "Обкома") за подписью министра Шандры сказано, что г-н Шевченко уволен "в связи с грубыми нарушениями при ведении финансово-хозяйственной деятельности", которые были обнаружены при проверки предприятия Главным контрольно-ревизионным управлением. В чем суть этих нарушений, в приказе министра не говорится (это естественно - приказ должен быть кратким и понятным), но суть ясна: с 9 июля обязанности директора "Авианта" исполняет некто Валерий Козорезов.
Г-н Шевченко ушел с должности тихо-смирно, не жаловался в газеты, не призывал на защиту Шуфрича, хотя, если память не изменяет, активно поддерживал на прошлых выборах Януковича. Кое-что все же познается в сравнении: вспомните, как "шлепнул дверью" генеральный конструктор другого попавшего "под раздачу" авиапредприятия - АНТК им. Антонова - г-н Балабуев (см. "Конструктор "Руслана" в знак протеста подал в отставку"). Правда, Петр Балабуев и в те времена, когда Медведчук-Клюев планировали объединить авиаторов в "концерн" активно высказывал свое отношение к этой затее (см. "Генконструктор АНТК им. Антонова считает, что Кабмин хочет уничтожить авиапромышленность") - задолго до того, как народ сыпанул на Майдан.
Товарищ Шевченко избрал иную линию поведения - и это его право. Но!
Харьковский "экспромт"
За день до того, как г-н гендиректор киевского "Авианта" должен был сдать дела, в Харькове произошло странное мероприятие. Вроде бы радоваться должны были работники ХАЗа, что Олег Шевченко - один из противников слияния авиастроителей - доживает в должности последние часы. Так ведь нет! Вот как обрисовало события этого дня - 7 июля текущего года - агентство "Украинские новости":
"Около 2 тыс. работников Харьковского государственного авиационного производственного предприятия провели митинг на площади Свободы, около здания Харьковской областной государственной администрации, обвиняя власть в давлении на него путем проверок предприятия и распространения неправдивой информации о нем в СМИ.
Участники митинга держали плакаты: "Украине - быть авиационной державой! Нет - разрушителям авиации!", "Никому не позволим остановить наш завод!", "Науменко - наш директор! Держись, коллектив с тобой!" и другие, а также национальные флаги и знамена предприятия.
Они скандировали "Работу ХАЗу" и "Науменко".
На митинге выступили председатель профкома Иван Дятлов, генеральный директор ХГАПП Павел Науменко, а также, вышедший к участникам митинга, председатель Харьковской областной государственной администрации Арсен Аваков.
Аваков заверил участников митинга в том, что руководство области поддерживает их требования.
Участники митинга передали Авакову обращение, в котором содержатся требования прекратить давление на завод со стороны власти, а также поддержка работниками предприятия указа Президента Виктора Ющенко о неотложных мерах и реорганизации авиационной отрасли.
Также, сказано в обращении, в случае невыполнения требований участников митинга, они намерены прибегнуть к другим формам протеста.
Митинг был организован по инициативе профсоюзного комитета предприятия.
Как сообщил журналистам Дятлов, это решение было принято в 9:45 на экстренном заседании профсоюзного комитета предприятия, в котором приняло участие около 250 человек.
Митинг продолжался в течение получаса, после чего митингующие, по призыву гендиректора предприятия Науменко, автобусами возвратились на завод.
Странно не только то, что после "экстренного" решения профкома случился митинг (могущественная структура, этот ХАЗовский профком! - решил с утра пораньше снять 2 тысячи людей с рабочих мест - и никаких проблем: и плакаты успели понаделать, и подвоз "биомассы" организовать) . И не то, что губернатор Аваков на площади что-то провозгласил (хотя премьер Тимошенко уже ему "строго указала": 25 июня сего года Юлия Владимировна подписала бумагу, где речь шла о проверке деятельности ХАЗа-ХГАПП, с таким текстом: АВАКОВУ А.Б. Прошу в дальнейшем не вмешиваться в вопросы, которые входят в компетенцию и полномочий Кабинета Министров" - не больше не меньше!!).
Подозрительно другое: дело "всей жизни" директора ХГАПП г-на Науменко - по объединению предприятий в единое целое - "на мази", конкуренты увольняются или их увольняют, о нем все чаще говорят как о наиболее вероятном руководителе будущего концерна-корпорации, за него, судя по всему, горой стоит кто-то в высших эшелонах власти - а он вдруг устраивает такой сам себе "ПиАр", после которого многие и заподозрили, собственно, что и в "королевстве" Науменко что-то "прогнило" (хотя мы о том уже писали)?!
Так кто же "давит" на доблестного руководителя? И - не менее важный вопрос - митингующие в защиту Науменко "пролетарии авиационного труда" знакомы с документами, которые оказались в распоряжении "Обкома" - предприятия, далекого от самолетостроения?
Так кому же будущее украинской авиации доверят?
"Старая" власть Науменко не третировала, отнюдь!. "Новая" вроде бы спешит исполнить все его пожелания. Но все же - решила проверить, чем этот топ-менеджер у себя на заводе занимается и можно ли ему доверить руководить целым объединением, да еще с таки звучным названием "Антонов".
Так вот, оказалось, что новая власть проверила и г-на Науменко. И как!
Имеющаяся в распоряжении "Обкома" справка ГлавКРУ Украины от 21 июня текущего года гласит следующее. В соответствии с поручение премьер-министра Украины от 24 мая № 22650/6/01 была создана комиссия, в состав которой был включен и глава Харьковского областного КРУ г-н Есауленко. Избавим читателя от пересказа всего содержания справки (№ 20-05-35 от 21.06.2005), но суть ее такова: уважаемые ревизоры работали на ХГАПП днями и ночами, а им не предоставили никаких документов, которые могли бы дать (цитируем) "хоть какую-либо имеющую смысл информацию". Ревизоры хотели разобраться в причинах, которые (цитируем) "обусловили убыточность предприятия в 2002-2003 годах (а именно в 2002 году и пришел директорствовать на ХАЗ г-н Науменко - "Обком"), и определении незначительного уровня рентабельности в 2004 году", а им подсовывали то устав предприятия то иные первичные документы, которых "недостаточно для определения факторов влияния на результаты финансовой деятельности ХГАПП".
Мало того! Несколько ранее был составлен и акт "О недопущении к проверке" КРУ руководством ХГАПП!! Представьте себе последствия такого шага "в принципе" - проверяющих КРУ не пускают на государственное предприятие! Да вот странность - нет этих последствий! Г-н Науменко акт получил и расписался на нем 1 июня 2005 года.
Но и это еще "так себе"!.. Еще 18 мая, то есть за пару недель до этого отчаянного (говоря современной языком, "беспредельного") демарша г-на Науменко председатель ГлавКРУ Украины г-н Сивульский написал Юлии Тимошенко письмо о результатах проверки того же ХГАПП (№ 05-12/222). Это почти "криминальное чтиво" (цитируем этот документ на 4-х страницах в значительном сокращении):
"Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствует о его состоянии как финансово-напряженный…
Обращает внимание резкое возрастание объемов привлеченных кредитных ресурсов, которое трактуется менеджментом предприятия… как "нормальное"…
За пользование кредитами в минувшем году предприятием выплачено процентов на общую сумму 53,4 млн грн., что превышает стоимость реализации самолета Ан-140 в 1,2 раза…
Отсутствие должного контроля за своевременным проведением расчетов и низкий уровень претенциозно-правовой работы существенно ухудшает финансовое состояние предприятия…
Просроченная дебиторская задолженность в общей сумме 35,4 млн грн., из которых большая часть значится за Дочерним предприятием "Торговый дом ХГАПП - 32,7 млн грн. - (классика жанра! Как "дочкам" несколько десятков "лимонов" не простить, не позабыть! - "Обком")"…
Впрочем, классических сюжетов "дерибана" в справке ГлавКРУ - хоть пруд пруди. Тут и использование привилегий "аля СЭЗ" и прочих "льготных территорий" (в случае с ХГАПП - норм Закона "О специальном режиме инновационной и инвестиционной деятельности технологических парков"), и увеличение объемов административных затрат (с 2002 года по 2004 на 60%, то есть в 12,4 млн грн.). И щедрость по отношению к посредникам (в 2004 году по трем договорам перечислено посредникам 8,9 миллионов долларов США - что сопоставимо со стоимостью одного самолета АН-140), и страхование "финансовых рисков" на многие миллионы, и - как же без этого в период развитого "кучмизма"! - непомерные взносы на "благотворительность"…
Вердикт г-на Сивульского сводится к тому, что гнать надо такого менеджера, как г-н Науменко. Понятно, что доверить этому товарищу руководство объединение с славным именем "Антонов" и вовсе преступно.
Вместо эпилога
Директора "Авианта" уволили то ли по производственным мотивам (о которых как-то ничего в "секретном" приказе министра Шандры конкретно не говорится), то ли по политическим - раз он Януковича поддерживал (а как такое могло быть в 2004 году без нарушения элементарных норм законодательства?). Но каким образом держится "на лету" его оппонент - г-н Науменко?
Если глава КРУ Украины прав в своих выводах, то директору ХГАПП пора выписывать билет в один конец - лет на несколько. Если же г-н Сивульский "ошибся" или исказил "показания" своих ревизоров - то и о нем надо "ставить вопрос". Третьего не дано - как говорили умные люди задолго до эпохи воздухоплавания.
Но ставим философствование. Зададим вопрос более приземленного, даже можно сказать - "шкурного" свойства, а именно: на что же рассчитывал г-н Науменко, осуществляя свою неуемную деятельность на посту директора завода с 2002 и поныне? Ответ содержится в простом документе - в письме на имя президента Кучмы, подписанном фигурантами описанного выше митинга в Харькове - г-н Науменко и его боевым профоргом Дятловым. Письмо на фирменном бланке ХГАПП (№ 301/5862) датировано 24 ноября 2004 года - то есть, народ лишь двое суток стоит на Майдане, а товарищи уже рвут на себе рубахи "от имени коллектива".
Переписывать это послание "из прошлого" - занятие тошнотворное. Ограничимся парой цитат: Янукович "на практике показал способность его команды обеспечить поступательное развитие экономики"… Очевидно, Януковичу недосуг было КРУ на харьковский завод посылать. Или "…Ни уличные митинги, ни забастовки не изменят выбор граждан Украины ". И это говорят организаторы митинга в Харькове 7 июля?
Требования к Кучме навести порядок и дать отпор "политическому авантюризму" мы опускаем.
Ну и как вам, уважаемые читатели, после всего вышеизложенного и осмысленного, степень "прозрачности" и успешность борьбы с "двойными стандартами"?...
Авторские права на данный материал принадлежат «Обком». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы