О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вениамин Элинсон: Никакой паники у нас нет

При достаточных усилиях, военно-техническое сотрудничество с инозаказчиками может выйти на новый уровень, рассказал заместитель Генерального директора ПО "УОМЗ" В. Элинсон

России предрекают новые серьезные проблемы. В весьма уважаемых СМИ появилась информация о том, что наша страна в ближайшие годы может лишиться двух крупнейших рынков сбыта вооружения - Индии и Китая. Что произойдет с российской оборонкой дальше - подробно объяснять не надо - подавляющая часть предприятий ВПК выживает только за счет экспорта своей военной продукции. Собственное государство оперативно не сможет даже на 10% восполнить те потери, которые могут понести оборонные предприятия.

Уральские оборонщики этот "звон" слышали, но в корне с ним не согласны. Если Россия потеряет Индию и Китай, последствия для нашего ВПК окажутся действительно катастрофическими. Однако предпосылок для такого пессимистического развития событий, по мнению руководителей военных предприятий, в обозримом будущем нет. Наоборот, при достаточных усилиях российской стороны, военно-техническое сотрудничество с крупнейшими инозаказчиками может выйти на новый уровень. Об этом в интервью Накануне.RU рассказал заместитель Генерального директора ПО "Уральский оптико-механический завод" (г.Екатеринбург), курирующий оборонное и экспортное направления деятельности предприятия, Вениамин Элинсон.

- Вениамин Соломонович, насколько обоснованы опасения насчет закрытия для России китайского и индийского рынков сбыта вооружения, чем они могут обернуться для российского ВПК?

- ПО "УОМЗ" является основным и единственным разработчиком и производителем всех оптико-электронных прицельных станций, которые используются на российских самолетах ВВС в частях российской армии, так и в поставляемых самолетах за рубеж. Сегодня российские самолеты, в первую очередь серии МиГ и Сухой находятся в эксплуатации в 40 странах мира. Традиционными и самыми крупными партнерами России, а, соответственно, и УОМЗ в части поставок самолетов являются Индия и Китай. Роль и вес в торговле с этими странами примерно одинаков.

Работы по Индии и Китаю продолжаются, и УОМЗ в принципе не чувствует, что каким-то образом снижается потребность в поддержании парка поставленных самолетов. Ведь поставлено большое количество российских самолетов и подписаны генеральные соглашения в том числе и о лицензионном производстве отдельных типов самолетов и, соответственно, лицензионное соглашение об изготовлении и поставке оптико-электронных изделий, причем как в Китае, это касается самолетов Су-27, так и в Индии, это касается самолетов Су-30МКИ.

- Тем не менее, разговоры о сворачивании крупнейших рынков идут, с чем это может быть связано?

- Если говорить именно об авиации, то дело в том, что сегодняшние российские самолеты - хорошие, отличные - являются представителями четвертого поколения, может быть, даже с одним или двумя плюсами. Однако рынок ждет, когда в России появится самолет нового, пятого поколения. И вот до этого момента с точки зрения получения заказов на поставки новых самолетов тенденция, безусловно, идет к уменьшению.

Если же говорить о проблеме в общем, то информация о закрытии зарубежных рынков носит больше политический характер, она может кем-то искусственно распространяться. Это один из неизбежных методов борьбы за заказы. Мы знаем, что и наши традиционные партнеры на рынке вооружений, такие как американцы, французы предлагают поставки в Индию своих самолетов. Но никогда, я думаю, индийское правительство не забывает, что большое количество российской техники находится в их стране, что ее надо поддерживать.

А вот с точки зрения закупки новых самолетов, я считаю, что совершенно правильно иностранные специалисты выставляют требования о самолетах на уже новом современном уровне, поэтому не надо сильно бояться, что мы теряем эти рынки. С моей точки зрения, мы их не потеряем, но на определенном этапе объемы поставок могут уменьшаться и дальше могут возрастать. Торговля вооружением - это процесс, который не поддается какой-то математической модели. Тут все связано - и общие политические условия, и международные отношения и прочее. Поэтому никакого элемента паники по этому вопросу у нас нет, мы традиционно получаем заказы из этих стран, работаем. Индия и Китай - это наши традиционные и крупнейшие партнеры, они требуют и особого подхода в работе. И в первую очередь сейчас это зависит от российской стороны.

- То есть синусоида российских доходов от торговли вооружением пошла в настоящее время вниз?

- У нас был пик в 2002 - 2003 годах по объемам торговли вооружением. Сейчас идет определенный период стагнации, но я считаю, что за счет организации своевременного и быстрого сервисного обслуживания мы сможем смягчить это снижение. Ведь очень многие страны, те же США практически 50% поступлений от ВТС делают именно за счет организации сервисного обслуживания, поставки запчастей. Это весь мир так работает, и нам надо научиться так работать. Научимся так работать - не будет таких всплесков и падений, а будет стабильная линия, которая должна существенно вырасти, когда у нас будет новый самолет, и держаться на этом уровне она сможет за счет наращивания доходов от сервисного обслуживания и модернизации вертолетов.

- Насколько экономика ПО "УОМЗ" зависима от зарубежных заказов?

- Для нас это - элемент выживания, потому что гособоронзаказ минимальный, он составляет всего лишь несколько миллионов рублей и сегодня его, к сожалению, приходится рассматривать как песчинку в деятельности нашего предприятия. Гособоронзаказ мы понимаем для себя как основную, главную задачу, но его величина настолько минимальна сегодня, что им в общем объеме можно просто пренебречь. Хотя мы всему рады, любым заказам, но, говоря о выживании российских оборонных предприятий на примере УОМЗ, следует сказать - мы в состоянии выжить только за счет экспортных поставок наших военных изделий в составе самолетов. Только за счет этого, потому что, зная сегодняшнюю ситуацию и перспективы, мы видим, что от своего государства те объемы, которые нам необходимы, выделять нам не планируется.

Сегодня в общем объеме поступлений доля экспорта составляет около 70-75%. Доля гособоронозаказа в принципе идет в разделе ничтожно малых величин. 22-25% - доля гражданской продукции.

- Как предприятие намерено компенсировать то общее снижение объемов экспорта, которое происходит сейчас?

- С марта 2003 года в соответствии с указом Президента РФ ПО "УОМЗ" получило право самостоятельного военно-технического сотрудничества в отношении поставки запчастей и организации сервисного обслуживания изделий своего производства, поставленных в составе российских самолетов за рубеж. В то же время, по-прежнему чрезвычайно актуален вопрос, и этот вопрос ставит президент, и чем недовольны зарубежные заказчики, это - организация сервисного обслуживания. Иностранный заказчик требует, чтобы сервисное обслуживание было максимально оперативным, чтобы самолеты и, соответственно, изделия, в котором применена оптика УОМЗ, если, а это неизбежно порой, возникают отказы, чтобы эти отказы были немедленно устранены. Для этого должна быть оперативная поставка необходимых запчастей, для этого необходимо, чтобы был произведен быстрый и качественный ремонт, для этого необходима разработка электронных каталогов запчастей.

Этой работой вместе с головными предприятиями по выпуску самолетов мы занимаемся. Мы сегодня предлагаем нашим иностранным заказчиками схему "3+3". Мы, как прямые разработчики и изготовители изделий гарантируем поставку всех необходимых запчастей в течение трех месяцев с даты подписания контракта это очень хорошая цифра, которую оценили инозаказчики. И проведение любого вида ремонта также в течение трех месяцев с даты поступления имущества на ремонт. Я могу сказать, что эту практику мы соблюдаем и по итогам 2004 года - первого полугодия 2005 года средний срок выполнения контрактов составил 66 дней, то есть даже меньше того срока, что мы предлагаем инозаказчику.

Мы сегодня очень активно работаем с новыми странами, странами Юго-Восточной Азии, такими как Малайзия, уже целая серия контрактов с ними подписана. Причем в Малайзии мы имеем эксклюзивного партнера - фирму Matra, с которой мы подписали уже 7-8 контрактов, последний из которых находится в стадии выполнения, на достаточно ощутимую сумму. И сегодня уже мы хотим расширить наше сотрудничество и очень серьезно обсуждаем вопрос создания в Малайзии сервисного центра с участием УОМЗ. Вопрос еще находится на этапе идеи, но эта идея весьма актуальна, потому что только путем создания сервисного центра, создания консигнационного склада запчастей и организация непосредственно на территории инозказчика определенных ремонтных работ позволит максимально оперативно проводить сервисное обслуживание.

- Вы упомянули о больших перспективах по модернизации российских вертолетов, эксплуатирующихся за рубежом. Какой объем работы для УОМЗ может быть обеспечен в этом направлении?

- Это моя больная тема. Сегодня для России есть огромная ниша рынка, в которой можно компенсировать то падение заказов, пока не появятся самолеты нового поколения - это модернизация российской вертолетной техники, которая находится за рубежом. Это огромная ниша и сегодня ее начали понимать. Мы делаем модернизацию на работу вертолетов в круглосуточном режиме. Это гиростабилизированные оптико-электронные системы, устанавливаемые при модернизации вертолетов Ми-8 (экспортное название Ми-17) и Ми-24 (экспортное название - Ми-35). Там стоят наши комплексы, которые уже проявили себя достаточно хорошо и в работе, и в испытаниях.

Но Россией эта работа проводится чрезвычайно вялыми темпами. Она в установленном порядке должна проводиться через "Рособоронэкспорт" и соответствующие головные заводы. Какие-то контракты уже связанные с модернизацией подписаны, и мы их выполняем. Рынок модернизации вертолетов составляет $5-6 млрд, и он мог бы на период до 2010-2011 года компенсировать это падение. Но здесь надо прилагать максимум усилий, потому что модернизацией русских вертолетов сейчас не занимается только ленивый. Туда активно лезут иностранцы, такие фирмы как "Сажем", "Taлес", Бай Систем". Но я считаю, что у России сейчас есть отличные возможности, чтобы своими силами модернизировать эти вертолеты.

Эта тема очень актуальная, вы видите, в каком мире мы живем, насколько остра угроза международного терроризма. И опыт работы модернизированных вертолетов в круглосуточном режиме у нас в России показал, что сегодня наличие машин, которые могут работать днем и ночью является одной из составляющих, которые могут обеспечить контртеррористическую деятельность - видеть террористов, следить за ними и ликвидировать их. Потребность и российских, и зарубежных ВВС в этом есть.

На МАКСе-2005 будет выставлено достаточное количество образцов вертолетов, на которых стоят оптико-электронные гиростабилизирующие системы уральского производства. У нас большая серия разработана гражданских систем оптического наблюдения и вот последняя выставка была в Ле Бурже, где наши партнеры австрийцы выставили легкий самолет DA-42, в котором установлена уральская круглосуточная система Сон-112. На выставке этот стенд с самолетом посетил президент Франции г-н Ширак и после этого была большая серия переговоров. Там будет еще большой объем работы, чтобы максимально удовлетворять требованиям заказчика. Но эта работа, мы считаем, перспективная, которая позволит нам захватить некоторые нетрадиционные для России рынки, с точки зрения использования гражданских систем оптического наблюдения в таких направлениях, как мониторинг газонефтепроводов, контроль за состоянием уличного движения, контроль очагов лесных пожаров, пограничное обследование полосы.

- Российские оборонщики на протяжении 90-х годов очень жаловались, что на высшем государственном уровне не поддерживаются их усилия по выходу на международные рынки. В то время как за рубежом первые лица государства чуть ли не лично проводят переговоры по крупнейшим военным контрактам. В новом веке ситуация изменилась?

- Сегодня, если говорить о руководстве страны, оно активно проводит работу по поддержке военно-технического сотрудничества на политическом уровне. И очень приятно, что руководство на федеральном уровне поняло эту проблему, занимаются этой проблемой. Мы сегодня, как завод, эту политическую поддержку постоянно ощущаем. Может быть, в чем-то мы ее недополучаем, но это рабочие моменты, мы постоянно находимся с представителями федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству в контакте. Они нам помогают, это и презентация завода как субъекта ВТС, и рекомендации работать с нами, так как это даст максимальные результаты. Мое мнение, как руководителя завода, политическая поддержка в последние годы проводится и весьма активно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Накануне.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка