Известия
5 августа 2005, 17:14
В авиапроме назревает "куликовская битва"
За две недели до главного события года в российском авиабизнесе - международного форума "МАКС-2005" - лидеры этой отрасли увязли в финансовых скандалах
Компании ИФК и ФЛК в 2002 году выиграли тендер на организацию лизинга российских самолетов, они же являются главными заказчиками на строительство воздушных судов. Хотя номинально обе компании контролируются государством, суммарная доля частного капитала в каждой из них превышает 60%. Конкурентные отношения между лизинг-операторами сложились с самого начала, поскольку каждая компания рассчитывала стать единственным победителем конкурса и в одиночку распоряжаться бюджетными инвестициями, а не делить их с кем-либо еще.
Появление ФЛК на этом рынке стало сюрпризом для многих его участников. Незадолго до конкурса компания, образованная лишь в 1997 году, провела допэмиссию акций и тут же продала их банку "Зенит", переведя полученные средства в уставной капитал и резервные фонды. Фактор наличия больших объемов свободных средств и стал определяющим для организаторов тендера, тем более, что ФЛК пообещала государству сразу профинансировать строительство 10 самолетов. Тем не менее, как отмечает в своих запросах на имя генпрокурора Устинова и вице-премьера Жукова депутат Сысоев, самолетов ФЛК построила только три, зато успела уменьшить свои счета на 1,37 млрд. рублей. Скорее всего, таким образом компания возвращала взятые "напрокат" на время конкурса деньги.
Тем не менее, тучи сначала начали сгущаться над другим оператором. В июне деятельностью "Ильюшина" неожиданно заинтересовалась Счетная палата. Уже тогда представители ИФК говорили, что этот интерес мог быть искусственно подогрет собственниками ФЛК, в частности, компанией "Татнефть". Впрочем, проверка не выявила никаких нарушений, и лишь укрепила деловую репутацию "ильюшинцев". Однако, не прошло и месяца, как "под колпаком" прокуратуры оказался лично директор ИФК Рубцов. На этот раз организаторы преследования даже не стали особо заметать следы: с иском против Рубцова выступил директор фирмы "Лидер", ранее занимавший должность заместителя гендиректора ФЛК. Тем не менее, процессуальные нормы требуют в таких случаях накладывать арест на спорные акции, что и было сделано. Если учесть, что буквально на днях государство должно распределять между двумя компаниями очередные 6 млрд. бюджетных рублей, подобный конкурентный ход представляется весьма эффектным.
Однако, изрядно подпортив нервы "ильюшинцам", руководители татарской ФЛК неожиданно сами стали оказались в центре неприятного для них расследования. Если факт искусственного завышения капитала подтвердится, эту компанию, скорее всего, лишат права организации лизинга, и крыть руководителям ФЛК будет нечем.Дело в том, что объективное сравнение показателей работы за последние три года - явно в пользу "Ильюшина". Особенно это касается размещения собственных, а не бюджетных средств. Кроме того, ИФК пользуется значительно большей известностью на мировом рынке, как и ее частные инвесторы. Например, Национальная Резрвная Корпорация, второй по значимости после государства акционер ИФК, владеет также блокирующим пакетом акций национального перевозчика - "Аэрофлота" - и занимает четыре места в Совете директоров этой авиакомпании. Поэтому, конечно, если в канун авиашоу в Жуковском государству придется выбирать "из двух зол", шансы ИФК будут намного предпочтительней....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов