О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Подсечка на взлете

Чтобы прояснить ситуацию вокруг ИФК, "Российская газета" попросила генерального директора ОАО "АК им. Ильюшина" В. Ливанова поделиться своими соображениями о причинах и последствиях конфликта

В конце июля правоохранительные органы арестовали акции лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), принадлежащие частным акционерам. Государственная доля, а это 38 процентов, арестована не была.

Причиной возбуждения дела был назван способ отражения в бухгалтерской отчетности ИФК 2,5 миллиарда рублей государственных средств, перечисленных из федерального бюджета и предназначенных для развития лизинга в авиастроении.

Арест акций и последовавшее за ним в средствах массовой информации бурное обсуждение случившегося вызвали пристальный интерес со стороны бизнес-сообщества. Главным образом потому, что ИФК - практически единственная успешно действующая в России лизинговая компания, специализирующаяся на авиационной технике.

Чтобы несколько прояснить ситуацию, мы попросили одного из основателей ИФК, генерального директора ОАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", Председателя Совета директоров ВАСО Виктора Ливанова поделиться своими соображениями о причинах и последствиях конфликта.

- Ваша компания является одним из акционеров ИФК. Какова была мотивация ее создания?

- Спад в авиационной отрасли в 90-х годах привел к тому, что завод ВАСО остался практически без заказов. Мы могли производить самолеты, но не умели их продавать. Нам был необходим инструмент продаж, и таким инструментом стал "Ильюшин Финанс".

- ИФК оправдала ваши ожидания?

- Частично оправдала. Компания пока недобирает по двум параметрам. Во-первых, у нее низкая капитализация. По нашим оценкам, капитализацию компании необходимо довести до 2,5 миллиарда долларов против 270 миллионов долларов в настоящее время, то есть увеличить примерно в десять раз. Задача сложная, но вполне решаемая. Для примера скажу, что когда мы создавали ИФК, наш вклад составлял эквивалент 3 миллионов долларов. В настоящее время он оценивается примерно в пять раз дороже.

Во-вторых, у компании отсутствуют длинные деньги. Скажем, на Западе авиастроитель может получить кредит на срок до 15 лет. Такая роскошь нам и не снилась, при том, что процентные ставки по кредитам у нас существенно выше, чем на Западе.

Все остальное, что касается непосредственно текущей деятельности ИФК, нас вполне устраивает. Тем более что бизнес ИФК расширяется, и она продает уже не только наши самолеты, но и продукцию других авиастроителей, например Туполева и Антонова. Фактически ИФК является сегодня единственной российской компанией, способной обеспечивать поставки авиакомпаниям полного спектра гражданских самолетов: от тяжелых Ил-96 и Ан-124 до небольших региональных Ан-148.

Совместными усилиями частных инвесторов, государства и менеджмента компании удалось за 6 лет увеличить стоимость активов ИФК с 10 тысяч рублей до 11,5 миллиарда рублей. При этом доля государственных средств в составе источников финансирования составляет лишь около 20 процентов, а остальное приходится на частные инвестиции и кредиты.

- Как вы оцениваете ситуацию с арестом акций ИФК?

- Исключительно негативно, и тому есть три причины. Во-первых, наш пакет акций ИФК был заложен, и теперь теоретически у нашего партнера, взявшего этот залог, могут возникнуть проблемы.

Во-вторых, известие об аресте приостановило выдачу ряда кредитов, а это уже может серьезно повлиять на реализацию наших производственных планов, и не только на ВАСО, но и на ульяновском "Авиастаре".В-третьих, нанесен ущерб репутации компании и ее акционерам. ОАО "Ил" позиционирует себя как производитель военно-транспортной авиации, соответственно наш основной заказчик - государство. А для бизнеса, работающего на стыке гражданских и оборонных интересов, репутация играет немаловажную роль.

- Кому это может быть на руку?

- Врагам российского авиапрома.

- Кто это может быть?

- Вот пусть правоохранительные органы и выяснят это.

- Что вы планируете предпринять для снятия ареста с вашего пакета акций?

- Акционеры ИФК договорились координировать все свои шаги и действовать сообща. В настоящее время мы как раз работаем над составлением программы действий.

Хочу обратить внимание, что об аресте акций мы узнали 25 июля, но до сих пор не получили официального постановления суда. Хотя по неофициальным каналам мы, конечно же, знаем содержание этого документа. В постановлении обозначается 10-дневный срок для обжалования, так что мы можем и не успеть. Основания для обжалования есть, так как обвинения Александра Рубцова в злоупотреблении должностными полномочиями несостоятельны, не имеют под собой основы, поскольку все ключевые решения принимаются исключительно советом директоров и по указанию российского правительства, а не лично генеральным директором компании.

- Каковы, на ваш взгляд, возможные последствия происходящих событий?

- Последствия могут быть самыми удручающими для авиационной промышленности в целом. Может сорваться и привлечение дополнительных частных инвестиций в акционерный капитал компании, которые были запланированы в объеме 160 миллионов долларов - абсурдно просить у частных инвесторов новые деньги, когда их пакеты акций арестованы. Кроме того, компании "Ильюшин Финанс" из-за всей этой ситуации нанесен серьезный ущерб деловой репутации. Многие российские и зарубежные партнеры ждут прояснения ситуации и пока что опасаются продолжать сотрудничество с ИФК. В результате возникает угроза срыва многих запланированных и текущих сделок между ИФК, поставщиками оборудования, финансовыми структурами, банками. Итогом может стать банкротство Воронежского и Ульяновского авиазаводов, чьи производственные программы держатся в основном на заказах ИФК. А ведь на этих заводах трудятся около 20 тысяч человек, от них напрямую зависят сотни смежных предприятий, а они в свою очередь являются производителями и военной техники.

- Планирует ли ваша компания продолжить сотрудничество с ИФК?

- Конечно. ИФК для нас - это успешный пример частно-государственного партнерства и стратегический партнер в части реализации нашей техники. Мы не намерены от него отказываться. Более того, мы планируем развивать именно через "Ильюшин Финанс" новый перспективный вид бизнеса - лизинг военно-транспортных самолетов.

Наша справка

Ливанов Виктор Владимирович
родился в 1943 году. Окончил Московский авиационный технологический институт. На авиакомплексе имени С.В. Ильюшина - с 1967 года. Был инженером-технологом, начальником бригады, замначальника ОКБ, директором. Занимал должность замминистра оборонной промышленности России. Академик Академии транспорта РФ, академик Академии воздухоплавания РФ, академик Академии обороны, безопасности и правопорядка. Награжден орденами "Знак Почета", Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" IV степени, лауреат государственной премии России. Женат, имеет двоих детей. Характерная черта - во время беседы крепко держит в кулаке стопку ручек.

Открытое акционерное общество "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" (ОАО "Ил") является одним из старейших предприятий в области самолетостроения. За 70-летний период существования компании здесь выпущены образцы боевых, пассажирских и транспортных самолетов, получившие мировую известность. Сегодня ОАО "Ил" предлагает широкий спектр авиационной техники, отвечающей современным международным требованиям, и комплекс услуг по ее техническому обслуживанию. Уставный капитал компании составляет 152 тысячи рублей, добавочный капитал - 562 миллиона рублей по состоянию на 31 декабря 2004 года. Самолеты, разработанные в ОАО "Ил", производят на ОАО "ВАСО" (Воронежское акционерное самолетостроительное общество), которое серийно выпускает машины Ил-96-300 и Ил-96-400Т; на ГАО "ТАПОиЧ" (Ташкентское авиационно-производственное объединение имени Чкалова), которое выпускает самолеты типа Ил-114 и Ил-76 и их модификации, и на ФГУП "РСК МИГ" ЛАПИК (Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс), которое выпускает Ил-103. Перспективные разработки ОАО "Ил": ведутся работы по созданию легкого транспортного самолета. А также совместно с корпорациями "HAL" и "Иркут" работы по формированию облика многоцелевого транспортного самолета (МТС) грузоподъемностью до 20 тонн.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка