Ведомости
17 августа 2005, 11:22
Россия замахнулась крылом
Начало работы МАКС-2005 ознаменовалось огромными контрактами российских самолетостроителей, публичной неудачей охраны Путина и неуступчивостью "Аэрофлота", не решившегося на покупку RRJ
Авиасалон-2005 рекордный - 42 страны (в 2003-м было 35) и 654 компании (было 607). Открывал его лично Владимир Путин, прилетевший на вертолете на полчаса позже обещанного. Тут случилась первая сенсация МАКС: группа нацболов, скандируя лозунги, попыталась разбросать листовки и была нейтрализована милицией. До сих пор ничего подобного охрана президента не допускала.
Принципиально новый экспонат один: предсерийный учебно-боевой Як-130. В виде макета явлен переходный между Су-27 и истребителем пятого поколения самолет с надписью "Су-35" и ракетой "Яхонт" под брюхом. "Иркут" показал экспозицию беспилотных летательных аппаратов.
Владимир Путин и министр обороны Сергей Иванов начали с участия в подписании крупнейшего контракта МАКС-2005 - "Рособоронэкспорта" и индийской госкорпорации HAL на $300 млн по двигателям АЛ-55И. Затем президент посмотрел выступление летчиков-виртуозов, уделил по пять минут экспозициям "Сухого", РСК "МиГ" и "Алмаз-Антея", бросил взгляд на будущий многоразовый космический корабль "Клипер" - и улетел пострелять ракетами с Ту-160.
Михаил Погосян, гендиректор ОКБ Сухого, порадовался, что президент оценил начало закупок Су-27 СМ и начало производства Су-34 для ВВС России как "реальный фактор развития авиапромышленности". А менеджеры авиапредприятий были явно разочарованы визитом Путина - "впрочем, нелепо было и ожидать каких-то результатов", говорит один из них. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко предложил перенести все КБ авиационной тематики в Жуковский и создать здесь свободную экономическую зону.
Следующим крупным событием стало подписание трех протоколов с европейским концерном EADS. Секретный протокол с РСК "МиГ" касался сотрудничества в создании беспилотных летательных аппаратов. Еще два - с совладельцем "Иркута" и гендиректором РСК "МиГ" Алексеем Федоровым - подписал глава подразделения военной техники EADS Штефан Цоллер. Первый - о совместном предприятии по маркетингу самолета-амфибии Бе-200 (70% - у "Иркута", 30% - у EADS). Второй протокол - о готовности EADS купить до конца года 10% акций "Иркута". "Европейский концерн не поскупился. При рыночной капитализации "Иркута" в 440 млн евро за 10% EADS заплатит 50 млн евро", - отмечает аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Как заявил "Ведомостям" Цоллер, EADS не опасается сокращения своей доли при создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК): "Это сигнал, что мы готовы участвовать в реструктуризации российской авиапромышленности и определим свою окончательную долю в будущем". Цоллер пообещал принять Россию "в семью Airbus", а доля российского участия в отдельных проектах этого главного подразделения EADS может дойти до 10%, т. е. стать крупнейшей за пределами ЕС.
Удачно сложился первый день и для гражданских авиаторов. Щедрее всех оказалось государство. Как объявил министр транспорта Игорь Левитин, до 2009 г. из бюджета будет выделено 7,9 млрд руб. на разработку "Сухим" самолета RRJ. Фактически это ежегодная бюджетная поддержка оформлена как госконтракт, поясняет источник в "Сухом", что демонстрирует поддержку правительством RRJ, а не его украинского конкурента Ан-148. Правда, заявления "Аэрофлота" о выборе RRJ в качестве ближнемагистрального самолета (всего нужно 50 машин этого класса) не последовало, хотя Погосян и не исключил, что сделка будет подписана до конца авиасалона. $3 млрд, из которых две трети даст государство, получит терминал "Шереметьево-3".
"Ильюшин финанс" подписала договоров примерно на $430 млн - по поставке 18 Ан-148 для "Пулково" и двух Ту-204 для "Владивостокавиа". Завтра компания обещает добавить к ним еще три соглашения на сумму более $700 млн, в том числе о поставке 10 Ту-204 для "Волга-Днепра" и двух Ту-204 для "Кавминводыавиа". Финансовая лизинговая компания заключила контракт на поставку трех Ан-140 авиакомпании "Якутия". Внешэкономбанк и "Волга-Днепр" договорились восстановить производство "Русланов" (Ан-124) на ульяновском "Авиастаре".
Хуже всех дела обстояли у Airbus и Boeing. Вчерашний день они провели впустую. До конца недели, по словам их представителей, планируется подписать "кооперационные" соглашения. О поставках самолетов речи пока не идет.
"День можно назвать очень результативным, - говорит гендиректор консалтинговой компании Infоmost Борис Рыбак. - Потихоньку наш авиапром учится извлекать выгоду из подобных мероприятий"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов