Независимое военное обозрение
20 августа 2005, 16:58
Экспозиция для внутреннего пользования
В этом году МАКС установил новые рекорды: общее количество выставочных площадей превысило 30 000 кв. м, а всего в выставке принимают участие 40 стран
Так что России остается свой собственный рынок и рынок СНГ. Но и здесь уже стоят наготове иностранные гиганты - если только Россия отменит существующие запретительные таможенные пошлины, то отечественный рынок моментально падет под натиском "Боинга" и компании.
Можно также отметить, что, например, на Фарнборо-2004 был заключен ряд многомиллиардных контрактов. В частности, авиакомпания Emirates разместила заказ на 13 самолетов Boeing 777 на сумму почти 3 млрд. долл. Бразильская авиакомпания GOL заказала 17 самолетов Boeing 737 на 2,7 млрд. долл. Еще большие успехи были у Airbus, объявившем о подписании соглашений на последующее размещение заказов на 84 самолета общей стоимостью 10,6 млрд. долл. А вот итог Ле Бурже этого года - Airbus заключил контракты на поставки 280 самолетов на 33,5 млрд. долл.
Для сравнения. На МАКС-2001 общая сумма контрактов не превысила 700 млн. долл., в 2003 году сумма сделок составила около 5 млрд. долл. В этом году пока также особых успехов нет. "Рособоронэкспорт" и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт на организацию лицензионного производства авиадвигателя АЛ-55И. НПК "Иркут" и европейский концерн EADS подписали соглашение, предусматривающее приобретение концерном 10% акций российской корпорации за 50 млн. евро. EADS также поможет продвигать в Европе самолет Бе-200. ОАО "Туполев" подписало предварительный контракт на поставку в Китай пассажирских авиалайнеров Ту-204. Количество самолетов и сумма сделки не уточняется. Есть еще несколько подобного рода контрактов.
Вряд ли это можно назвать успехом. Проблема, по мнению экспертов, еще и в том, что российские производители уже много лет предлагают одни и те же разработки, большинство из которых создано еще во времена СССР. Новые проекты можно пересчитать по пальцам. Очевидно, что авиационная отрасль даже для сохранения собственного рынка нуждается в решительной поддержке государства. Так как это происходит во всех авиационных державах мира. Пока с этим туго. В 2001-2002 годах на федеральном уровне были запущены лизинговые схемы. Денег из бюджета в начале было выделено 1,5 млрд. руб., в этом году - 6 миллиардов.
Вот как оценивает перспективы развития отечественного авиапрома Виталий Славин - заместитель директора по науке омского ФГУП "Центральное конструкторское бюро автоматики", создающего электронную начинку для российских истребителей: "Нужно вкладывать большие деньги в создание техники хотя бы 2010 года. Для проведения НИОКР нам требуется финансирование в объеме около 220 млн. руб. в год, мы сегодня получаем не более половины от этой суммы". Кстати, в московских авиасалонах предприятие участвует начиная с 1993 года. За 12 лет не заключено ни одного контракта. Объединенная авиастроительная корпорация должна помочь переломить ситуацию, но удастся ли что-то изменить, сказать сложно.
Пока власти раскачиваются, иностранные производители готовятся к штурму российского рынка. Иностранцы полагают, что лучшие времена придут после вступления России в ВТО, когда таможенные барьеры будут или снижены, или устранены вовсе (на этом настаивают, в частности, США). Это подтвердил представитель канадской компании Bombardier, отвечая на вопрос "НВО". "Тема очень актуальная и мы ждем перемен", - сказал он, выразив уверенность, что с ростом продаж авиатехники российский рынок постепенно станет более открытым. "Мы надеемся, что эти пошлины и эти ставки будут уменьшаться", - отметил, в свою очередь, вице-президент Bombardier по продажам в Европе и Африке Боб Хорнер. Канадская компания уже продала в России 16 самолетов бизнес-авиации и готова выйти на наш рынок с региональными пассажирскими самолетами. В этом сегменте иностранцы будут конкурировать с компанией "Сухой", разрабатывающей проект RRJ.
По оценкам экспертов, емкость мирового рынка новых гражданских самолетов и услуг, связанных с их эксплуатацией в ближайшие двадцать лет, достигнет 5,4 трлн. долл. Из них не менее 2 трлн. долл. авиакомпании потратят на приобретение приблизительно 25 тыс. пассажирских авиалайнеров. Вот только какой кусок пирога достанется российскому авиапрому? Не хотелось бы лишь подбирать крошки за американцами и европейцами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов