Независимое военное обозрение
20 августа 2005, 17:48
МАКС-2005 разочаровал
Без новинок, без показа достижений оборонно-промышленного комплекса РФ, отечественной науки МАКС превратится в банальную, хотя и огромную по размерам выставку-продажу
Встреча со старыми знакомыми
К сожалению, это предположение-предостережение в действительности оказалось реальностью. Смотр последних разработок нашего ОПК явно не получился. В этом детально можно было убедиться, обойдя открытые смотровые площадки, где демонстрировались не макеты (как в многочисленных шале), а реальные боевые и гражданские самолеты и вертолеты, зенитные ракетные комплексы, радиолокационные станции, комплекты авиационного вооружения.
Так, РСК "МиГ" представила уже давно знакомый учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, далеко не новичка на разного рода выставках МиГ-31Э, а также достаточно хорошо известный в нашей стране и за рубежом фронтовой истребитель МиГ-29СМТ, в кабине которого на прежних МАКСах успели посидеть и Борис Ельцин, и Владимир Путин.
Увидели приехавшие в Жуковский и якобы новейший с управляемым вектором тяги МиГ-29ОВТ. Слов нет - машина отлично кувыркается в полете. Однако военным специалистам хорошо известно, что сегодня в реальном воздушном бою даже сверхмастерский высший пилотаж - зачастую не помощник. Истребители с помощью современной бортовой электроники за десятки километров пускают по цели ракеты "воздух-воздух", от которых практически не уйти. От такого подобного оружия не спасут никакие пируэты.
Вместе с тем главный конструктор самолетов "МиГ" Аркадий Слободской специально обратил внимание обозревателя "НВО" на один малоприметный авиационный прибор, мимо которого проносились журналисты и vip-персоны. Там, где рядом с истребителями на бетонке было выложено их вооружение, различного класса ракеты, бомбы (в том числе наиболее эффективная, по словам главного конструктора, УР К-31А, предназначенная для поражения морских целей), примостился неприметный продолговатый контейнер МСП418. Между тем с его помощью самолеты "МиГ" различных модификаций могут ставить практически непреодолимые активные помехи радиолокационным станциям поиска и обнаружения целей, что значительно повышает живучесть истребителя при боевом применении.
По соседству с "МиГами" расположились машины фирмы "Сухой". В общем-то здесь тоже не было новинок. Все тот же истребитель Су-30МКИ, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги. Кстати сказать, эти самолеты уже эксплуатируются в российских ВВС, а "МиГи" только участвуют в показательных эффектных шоу. Однако, как рассказал "НВО" главный конструктор ГУП Владимир Бабак, Су-39 - модификация известного штурмовика Су-25 - по своим боевым возможностям "лет так на 15 опережает" иностранные аналоги. Это - настоящий самолет-воин, который может уничтожать любые цели на земле, не исключая танки.
Прямо скажем, не привлек внимание специалистов выставленный в очередной раз напоказ учебно-боевой самолет Як-130. Да, бесспорно, хорошая машина, добротно сделанная в известном ОКБ им. А.С. Яковлева. В перспективе он может использоваться как разведывательно-ударный комплекс. Это повышает его коммерческие возможности на внешнем рынке, поскольку он способен заинтересовать небогатые страны. Однако этот элегантный красавец успел завоевать прочную славу завсегдатая авиасалонов. Это - добротный товар, но никак не ноу-хау нашего авиапрома. К тому же до сих пор не вытеснил из наших ВВС старые чешского производства учебные самолеты L-39.
Отечественные вертолетостроители и конкуренты - фирмы "МВЗ им. М.Л. Миля" и ОАО "Камов" выставили довольно много модификаций своих машин. Однако Ми-28Н "Ночной охотник" и Ка-52 "Аллигатор" тоже никак нельзя назвать новинками. Скорее, это перспективные боевые вертолеты. Милевский вертолет уже потеснил камовский на российском рынке и стал основной боевой винтокрылой машиной в нашей армии. Возможно, что для Ка-60 готовится участь основного боевого вертолета для продажи на внешнем рынке.
Авиатехника гражданского назначения на МАКС-2005 отличается разнообразием типов и размеров. Но тут опять-таки - уже прошедшие через авиационные выставки марки "Илов", "Ту". В лайнеры можно входить, осматривать новейшую отделку, вдыхать запах новенького пластика. Короче говоря, налицо - изделия для продажи.
Как на традиционной ярмарке
Была надежда, что седьмой МАКС порадует новинками техники противовоздушной обороны. Однако на открытых площадках стоят старые знакомцы - детища концерна "Алмаз-Антей" - надежные зенитно-ракетные комплексы С-300ПМУ2 "Фаворит", "Бук-М1-2", "ТорМ1". А также довольно удачные модификации старых систем С-125 "Печора", "Оса-АКМ", "Куб". И здесь явно прослеживается интерес прежде всего к экспортным поставкам. Ведь за рубежом существует ныне весьма большой рынок для модернизации ВВТ еще советского производства.
Несколько оживляет данный раздел МАКСа новейшая радиолокационная станция, размещенная на многоцелевом бронированном тягаче "Зоопарк". Этот радар может обнаруживать позиции ракетных комплексов и артиллерии за 40 км и выдавать целеуказания на их уничтожение.
Приятно порадовала старушка РЛС П-18 из Нижнего Новгорода. Она уже лет тридцать как эксплуатируется ПВО. Но от нее прежней остались только корпус и ветвистая антенна, а внутри вся элементная база - твердотельная, ни одной лампы или транзистора. К сожалению, на аэрошоу так и не появился новейший российский зенитно-ракетный комплекс для ВВС "Триумф". По непроверенным данным, это из-за того, чтобы не мешать продавать за рубеж С-300 ПМУ2.
В противовес многообразию отечественной серийной авиатехники самых разных размеров и назначения США показали комплексный ряд военных крылатых машин - истребители, огромные военно-транспортные самолеты. Все они - в отличие от ярко окрашенных наших - серой расцветки, под цвет облаков. Только у топливозаправщиков - таблички с техническим описанием. У истребителей же - лишь улыбчивые спортивного сложения мужчины и женщины в камуфляже. Жаль, что не довелось автору этих строк увидеть наяву столь грозный на фотографиях, на теле- и кинокадрах стратегический бомбардировщик В-1.
В заключение нельзя не отметить, что некоторое дополнительное сходство с ярмаркой МАКСу придает огромное количество павильонов торговцев сувенирами и различной едой. Так что шуметь авиашоу в Жуковском еще до 21 августа. Здесь есть на что посмотреть.
Но очевидно одно - выставка, повторюсь, все больше приобретает экспортную направленность. Это и в самом деле - не смотр передовых достижений российского ОПК. Да и откуда им взяться, если за весь прошлый год у авиапрома РФ российские ведомства закупили всего-навсего 8 гражданских самолетов, единицы боевых машин. На вырученные деньги не развернуть опытно-конструкторские и исследовательские работы. Одна надежда, что МАКС-2005 принесет новые договоры и средства. По крайней мере, "первая ласточка" есть: генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспот" Сергей Чемезов подписали крупный контракт с председателем индийской корпорации Ашоком Баведжой....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов