О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС-2005: русский размах антикварных крыльев

"Гвозди" на МАКС-2005 действительно были, хотя и не так много. 7-ой Международный авиа-космический салон , как и впрочем, многие аналогичные зарубежные выставки, напоминал антикварную лавку

Будут вам гвозди, будут и шурупы! Так метафорически ответил генеральный директор ОАО "Авиасалон" Игорь Новиков на вопрос одного из журналистов об авиационных новинках - "гвоздях программы" на 7-ом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2005. "Гвозди" на салоне действительно были, хотя и не так много. Самым "старым" из иностранных стал сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла - В-1В Lancer ВВС США. По утверждению американцев, он почти невидим на радаре, способен развивать скорость свыше 1500 км/ч и совершать без дозаправки межконтинентальные перелеты. Уж очень эта американская машина похожа на российский стратегический бомбардировщик Ту-160, хотя и первые В-1В Lancer начали строить еще 20 лет назад. Впервые они были использованы в военной операции против Ирака. Один "воздушный разбойник" В-1В был сбит во время войны США в Афганистане в декабре 2001 года.

Из российских "гвоздиков" стоило бы отметить пассажирские лайнеры Ту-204 и Ту-334, истребители Су-27 и МиГ-29 различных модификаций, а так же вертолеты и учебно-боевые самолеты. Правда, новинками их можно назвать только с натягом. Относительно новые самолеты Ан-140 и Ан-148 представила Украина. Что же касается "шурупов", а к ним, наверное, по образному выражению И. Новикова, относится все, что не летает, то их на салоне насчитывалось не один десяток. Это, прежде всего, военная техника и вооружения: семейство зенитно-ракетных систем С-300, зенитно-ракетные комплексы "Тор", "Бук", "Игла", варианты модернизированных систем ПВО "Квадрат", "Печора", "Шилка" и "Стрела-10".

И все же, 7-ой Международный авиа-космический салон МАКС-2005, как и впрочем, многие аналогичные зарубежные выставки, напоминал антикварную лавку. Вроде всего много, но все далеко не самое "свежее". С Россией здесь все ясно. Накануне открытия авиасалона руководитель "Роспрома" и один из идеологов реформирования отечественного авиапрома Борис Алешин, с горечью заявил о том, что сегодня Boeing выпускает в месяц 19 самолетов одного только типа Boeing 737, а вся авиационная промышленность России - не более 10 новых машин магистрального класса. При этом, потенциал отечественного авиапрома позволяет серийно строить сотни самолетов и вертолетов в год.

Правда, как заметил Алешин, вопрос в том, кто их будет покупать, потому как новая отечественная авиатехника по-прежнему недостаточно конкурентоспособна. Создание Объединенной авиационной компании также не спасет положения. Во-первых, заниматься подобным проектом надо было 10-15 лет назад, а во-вторых, на международном авиарынке нас никто уже не ждет. Он уже давно поделен между Boeing и Airbus, а остатки подобрали более мелкие компании, как канадская Bombardier или бразильская Embraer.

И все же, отсутствие новинок - это не проблема одного только МАКСа. На престижных западных авиасалонах, в последнее время их так же не очень много. Это объясняется тем, что традиционные авиасалоны постепенно превращаются в шоу, теряя свою экономическую эффективность. Новый двигатель создается 5-8 лет, а новый самолет около 3-5. Это значит, что показывать каждый год что сверхновое просто невозможно. Поэтому, уже сегодня эксперты поговаривают не только о сокращении времени проведения авиасалонов, но и вообще об их целесообразности. Так, например, в зарубежных средствах массовой информации дискутируются слухи о "временном прекращении" деятельности авиасалона "Фарнборо" в Великобритании, о сокращении сроков будущей работы берлинской авиавыставки ИЛА, о смещении акцентов выставочной деятельности с традиционных континентальных на региональные авиасалоны. Именно там, поближе к потенциальным покупателям, можно будет более продуктивно работать и легче заключать контракты на поставку новой авиатехники.

Заметим, что в этом году на МАКСе была безупречна летная программа. В ней участвовали известные во всем мире пилотажные группы: отечественные "Русские витязи", "Стрижи", "Русь" и зарубежные: "Патруль де Франс" (Франция), "Фречче Триколоре" (Италия).

На зрителей произвело большое впечатление полеты сверхманевренного многофункционального истребителя МиГ-29ОВТ. Фигуры высшего пилотажа, которые он продемонстрировал, такие как "двойной кульбит", "бумеранг", стали возможны после установки на него двигателей с отклоняемым вектором тяги (ОВТ), сочетающемся с электро-дистанционной системой управления. Эта доработка дает российскому летчику серьезные преимущества в ближнем воздушном бою, повышая боевую эффективность самолета. Однако, на дальних дистанциях эффект доработки снижается до нуля - за 20-100 км противник может просто выпустить ракету, которой ничего не помешает сбить этот чудо-истребитель.

Красочная программа полетов не заслонила за собой и ряд проблем. Тревожным выглядело отсутствие на авиасалоне представителей Китая - основного покупателя российской авиатехники и оружия. Китайцы объяснили этот шаг весьма витиевато: мол им на МАКС-2003 не было уделено "соответствующего внимания". Поэтому и в этом году они не представили свою экспозицию. Однако, дело, очевидно в другом. Просто Китай почему-то пока не хочет афишировать свои успехи или неудачи в самолетостроении, космосе и создании военной техники. Возможно так же, что он планирует показать новинки на своих региональных выставках в Пекине или Джухае.

В космической области взгляд посетителей порадовал новый российский пилотируемый космический корабль "Клипер". Однако, по утверждению главы Роскосмоса Анатолия Перминова, он никогда не сможет составить альтернативу американским шаттлам в программе строительства МКС ни по количеству перевозимых космонавтов, ни по объему грузов. И если США откажется от применения шаттлов, то опять возникнут проблемы с доставкой грузов на МКС. Не оправдались прогнозы ряда высокопоставленных руководителей о заключении на салоне контрактов на "сотни миллионов долларов". Конечно, можно назвать прорывом подписание контракта на поставку Индии авиадвигателей АЛ-55И производства НПО "Сатурн", оцениваемый по разным данным от $200 до $1 млрд. Правда, дело в том, что "живого" двигателя пока еще нет - его испытания начнутся только в следующем году. Так же не совсем понятно, как будет расплачиваться индийская сторона: живыми ли деньгами или пальмовым маслом и прочими экзотическими товарами, как в свое время Малайзия, за поставку истребителей МиГ-29.

Не менее печально выглядит положение дел с продажами гражданской авиатехники. На салоне было подписано трехстороннее соглашение между авиакомпанией "Волга-Днепр" авиакомпанией "Полет" и ЗАО "Авиастар-СП". "Авиастар-СП" планирует изготовить и передать пять самолетов авиакомпании "Волга-Днепр" и пять самолетов - авиакомпании "Полет". Начало поставок запланировано на 2008 год. Однако пока нет должного финансирования, и неизвестно, состоится ли сделка вообще, даже несмотря на то, что гарантом по проектам намерен выступить Внешэкономбанк.

Кроме того, обвинения российской прокуратуры против лизинговой компании "Ильюшин Финанс", которая "злоупотребляла своими полномочиями", а так же арест части ее акций, возможно, поставит крест на ряде соглашений по поставке Ту-204 и Ил-96 как отечественным, так и иностранным заказчикам.

В общем, несмотря на красивые слова руководителей и организаторов салона, МАКС-2005 прошел так, как проходит большинство подобных мероприятий в России: с широким русским размахом и без какой-либо существенной пользы для отечественного авиастроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Утро.Ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка