Профиль
22 августа 2005, 12:15
МАКСимум почти достигнут
Организаторы МАКС не в первый раз обещают заткнуть за пояс зарубежных конкурентов. Но в очередной раз подтвердить амбициозные лозунги делом российскому салону не удалось
Bсе не задалось с самого начала. С того самого момента, как в пресс-службе салона "что-то произошло" с компьютерной системой и данные на мою аккредитацию были безвозвратно потеряны. Как выяснилось позже, пострадал не только "Профиль" - некоторые корреспонденты довольно известных и авторитетных изданий тоже остались без важного бейджа.
С пригласительными для прессы тоже случилась беда - их оказалось слишком мало (тем не менее на самом салоне можно было наблюдать довольно много праздных зевак, которые эти пригласительные где-то достали). Поэтому одной из моих коллег пришлось купить билет и выложить за него 1200 рублей (именно на такую сумму вам необходимо было раскошелиться, если бы вы решили посетить салон в один из трех первых дней его работы).
Но, видимо, организаторам салона деньги были не особо нужны, потому что еще полчаса ушло на поиски касс: во-первых, мы не обнаружили никаких указателей, а, во-вторых, многочисленные стражи порядка, охранявшие подходы к территории, не признавались, где можно купить билет. В конечном счете оказалось, что касса находится приблизительно в километре от центрального входа. С учетом того, что машины пришлось оставить на подъезде к Жуковскому, расстояние от ворот до касс и обратно преодолевалось пешком.
И все же, несмотря на массу времени, потраченного впустую на разговоры с пресс-службой, поиски касс, нужных входов и процедур досмотра, мы как раз успели на главное, по мнению организаторов салона, действо - открытие салона президентом РФ Владимиром Путиным.
Перед этим президентская служба безопасности и представители ФСО "скомпоновали" "приветствующую президента толпу" из журналистов, людей из авиационного "бомона", региональных политиков и "друзей" организаторов салона. Военный оркестр бодро наигрывал попурри из песен о летчиках советского времени, что, в общем, неплохо развлекало собравшихся. Но перед появлением Путина охрана загнала музыкантов на газон. Больше они уже не играли.
Владимир Владимирович был пунктуален - прибыл на авиасалон не на машине, а на вертолете. Получилось и эффектно, и практично: водители, и без того стоящие в пробках на подъезде к Жуковскому, не знали кого и благодарить за то, что президентский кортеж в этот раз не парализовал трассу на два часа.
Речь Путина чуть не сорвали нацболы. В толпе неожиданно раздались крики и полетели листовки. Это незапланированное шоу, во время которого президент продолжал говорить о российской авиастроительной отрасли, продлилось недолго: многочисленные охранники в штатском быстро повязали пять или шесть бунтарей в майках НБП. И даже оперативно собрали все листовки, поэтому содержание их осталось общественности неизвестным. Как и то, каким образом такому числу активистов НБП удалось незаметно проникнуть на эту строго охраняемую площадку.
После непродолжительного выступления перед гостями салона президент вместе с министром обороны Сергеем Ивановым принял участие в подписании контракта на $300 млн. между "Рособоронэкспортом" и индийской корпорацией Hindustan Aeronautics (HAL) о создании лицензионного производства тысячи двигателей АЛ-55И в Индии. А затем отправился смотреть выступление пилотажных групп. Выезжая с территории салона, бронированный Mercedes президента притормозил у ларька с мороженым, Путин вышел и купил у взволнованной продавщицы два рожка за 500 рублей…
Разговор по делу
Организаторы МАКСа - ОАО "Авиасалон" - не раз позиционировали российский авиасалон как альтернативу салонам-конкурентам в британском Фарнборо и французском Ле-Бурже. Пока "победить" зарубежные выставки получилось только количеством участников: в МАКСе приняли участие 42 государства и 654 авиапредприятия (в первом салоне, прошедшем в 1997 году, были представлены 12 стран и 203 предприятия).
Представители постоянных участников и гости МАКСа-2005 в разговорах с корреспондентом "Профиля" отмечали, что заметных изменений в уровне подготовки салона по сравнению с позапрошлым годом не наблюдается. "Изменился подход к оформлению стендов участников - появились плазменные экраны, стало больше интерактивных презентаций, зато инфраструктура салона, к сожалению, осталась прежней - все те же ангары под экспозиции и отсутствие нормальных пешеходных дорожек везде, где это необходимо. Заметных улучшений не произошло, несмотря на то, что это уже седьмой по счету МАКС", - отметил представитель одного из участников салона, пожелавший сохранить анонимность.
Кроме того, организаторы очень странно подошли к планированию событий: когда расписание брифингов, пресс-конференций и подписаний соглашений было составлено, оказалось, что ряд мероприятий проходил одновременно в разных местах. Согласитесь, выбрать, что важнее - пресс-конференция компании Boeing, брифинг правительства Москвы и "Атлант-Союза" о запуске проекта московского аэротакси или летная программа с участием "Стрижей", - дело непростое.
Впрочем, посетителей, пришедших посмотреть на достижения мирового авиапрома и чудеса на виражах, которые творили пилотажные группы, ничуть не затронули проблемы качества организации. Роскошная летная программа с участием российских "Стрижей" и "Витязей", французcкой "Патруль Франции" и итальянской "Трехцветные стрелы" вкупе с чудесной погодой и доступными ценами на пиво и шашлык спасли ситуацию. Этот набор шоу-сюрпризов оказался для посетителей достаточной компенсацией: по крайней мере, они не особо обращали внимания ни на проблемы с парковкой (многие машины, даже имеющие спецпропуска, стояли на газонах), ни на разбитые грунтовые пешеходные дорожки, ни на сильный недостаток посадочных мест.
Контрактники
Увы, с настоящими премьерами, вопреки обещаниям организаторов, была "напряженка". Зрителям впервые показали в действии вертолеты Ми-38 и боевой вариант вертолета АНСАТ, выпущенного Казанским вертолетным заводом, а Украина впервые на российском салоне представила конкурента RRJ "Гражданских самолетов Сухого" - Ан-148.
Остальные "новинки" премьерами в полном смысле этого слова назвать сложно - это либо сильно модернизированные и модифицированные модели уже существующих машин (как, например, МиГ-29ОВТ или Су-27СКМ), либо опытные модели в натуральную величину (космический шаттл "Клипер" или модель салона Russian Regional Jet (RRJ).
К сожалению, крупнейшие мировые авиастроители - Boeing и Airbus - не сочли МАКС достаточно серьезной площадкой для демонстрации своих новых самолетов 777-200 Worldliner и А380, которые в июне нынешнего года поразили воображение посетителей салона в Ле Бурже.
И все же, вопреки отдельным организационным ляпам, впервые МАКСу можно поставить "зачет" по самому главному предмету: российский авиасалон перестал быть просто зрелищем, а превратился в площадку, где подписываются настоящие контракты. По предварительным оценкам, сумма заключенных на МАКСе сделок зашкалила за $1 млрд., а подписанных соглашений и договоренностей о сотрудничестве - вообще не счесть. Это большое, без преувеличения, достижение.
Из самых "громких" сделок стоит отметить уже упоминавшийся выше контракт с индийской HAL на $300 млн. и сделку "Рособоронэкспорта" с Иорданией по поставке двух военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на сумму более $100 млн. Кроме того, король Иордании Абдалла II сообщил о своем желании купить еще и пять спортивных самолетов Су-31.
Здесь же, на МАКСе, европейский авиаконцерн EADS заключил давно планируемую сделку по покупке 10% акций НПК "Иркут" за 50 млн. евро.
Компания "Гражданские самолеты Сухого" получила добро от государства на продолжение разработки проекта RRJ. На реализацию проекта Россия в течение трех ближайших лет выделит более $300 млн. Кроме того, ГСС и Финансовая лизинговая компания подписали соглашение о лизинге с 2008 года десяти еще не существующих самолетов RRJ на сумму $262 млн.
ОАО "Ильюшин Финанс Ко" заключило с авиакомпанией "Пулково" соглашение о поставке восемнадцати Ан-148, первые из которых транспортники получат уже в 2007 году.
Вертолетная компания "Камов" подписала контракт с британским Rolls-Royce на поставку 50 двигателей для российских вертолетов "Ка" в 2006-2007 годах.
Урожайный на контракты МАКС-2005, безусловно, повысил в глазах авиаторов значимость этого салона. Остается лишь надеяться, что в последующие годы эти мероприятия будут организованы действительно с оглядкой на зарубежные примеры, чтобы уже без всяких оговорок соответствовать статусу "главного авиасалона страны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 16, 2024
СКАН-Интерфакс на XXIII встрече Авиационного пресс-клуба представил рейтинг медиаактивности авиакомпаний и аэропортов
Декабрь 13, 2024
Авиационный, весёлый, находчивый
Декабрь 20, 2024
Эксперты Туту: иностранцы едут отмечать Новый год в Россию
Декабрь 20, 2024
В Архангельской области первый раз состоялись гонки дронов