О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЧП с президентским самолетом может дорого стоить отечественному авиапрому

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предложил с 22 августа приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 российскими авиакомпаниями

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предложил с 22 августа приостановить эксплуатацию самолетов Ил-96-300 российскими авиакомпаниями. То же самое предложение ведомство адресовало министру промышленности и энергетики Виктору Христенко и руководителю Федерального агентства по промышленности Борису Алешину. Такие меры были предприняты в связи с выявлением фактов конструктивно-производственных недостатков самолетов данной модификации. Расследование недавних инцидентов с этими самолетами показало, что их причиной являются дефекты агрегатов УГ-151-7, применяемых в системе торможения колес Ил-96-300. Данные агрегаты изготавливаются с нарушением чертежей, выявлен случай фальсификации сведений об их изготовлении.

В августе этого года, отмечается в документе, "на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов". На самом деле, речь идет об одном, но весьма важном для страны инциденте - во время визита В.Путина в Финляндию, самолет Ил-96-300ПУ, в котором находился президент, не смог взлететь из аэропорта финского города Турку. Поломку на борту N1 обнаружили уже во время выруливания авиалайнера к взлетно-посадочной полосе. Отказ техники во время зарубежного визита российского лидера, прямо перед самым взлетом - настоящее ЧП для всех служб, имеющих отношение к обеспечению безопасности президента, поэтому, надо думать, расследование инцидента велось со всей подобающей строгостью. При этом руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александр Нерадько заявил, что отказы агрегатов тормозной гидросистемы этого судна были многочисленными. В принципе, прецедент не в обнаружении нарушений - этим никого в России, к сожалению, не удивить, а в том, что впервые за всю историю отечественной гражданской авиации накладывается запрет на полеты того типа самолета, на котором летает первое лицо государства.

Напомним, что в сентябре прошлого года с Ил-96-300 авиакомпании "Россия", совершавший технический рейс без пассажиров на борту Москва - Рио-де-Жанейро - Москва с промежуточной посадкой в Лиссабоне, не смог взлететь в аэропорту португальской столицы. Тогда во время руления на взлет вышел из строя один из четырех двигателей. Неоднозначность ситуации состояла в том, что тот полет был своеобразной "тренировкой" летчиков перед визитом В.Путина в Южную Америку - пилоты изучали маршрут, по которому предстояло везти в ноябре президента. Конечно, приехавшие из Москвы техники тут же устранили неисправность, однако в Кремле данную ситуацию расценили как "внештатную". Расследовать причины случившегося поручили компетентной комиссии в Федеральной службе по надзору на транспорте и, видимо, ее выводы сыграли свою роль в "закрытии неба" для президентских самолетов.

Немного о самом "опальном" самолете. Ил-96-300, или пассажирская версия Ил-96 - это дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, изготавливаемый Воронежским авиационно-строительным объединением /ВАСО/. Это один из новейших российских самолетов, разработанный по последнему слову техники. Ил-96-300 - самый большой отечественный пассажирский авиалайнер, и до нынешнего скандала он считался едва ли не самым надежным в мире. Еще в минувшее воскресенье на салоне "МАКС-2005" он демонстрировался русским и зарубежным гостям как гордость российского авиапрома. О надежности и высоких технических характеристиках данной модификации Ил говорит хотя бы то, что для обслуживания президента России, были отобраны сразу два таких самолета. Многие эксперты в области авиации связывали будущее воронежского завода именно с Ил-96-300. На сегодняшний день построены 20 моделей самолетов этого типа, и сотрудники ВАСО надеялись, что дальнейшая работа в этом ключе поможет возрождению завода. При этом для рентабельной работы предприятия необходимо выпускать не менее 6 самолетов в год, и основные заказы появились лишь в последнее время. Например, два самолета заказала Куба для личного авиапарка Фиделя Кастро - кстати, сделка совершилась именно на "МАКС-2005". И вот теперь - неожиданное решение транспортного надзора.

Генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов заявил, что недоработки в системе торможения самолетов устранимы. "Это - рабочая ситуация, в которой в ближайшее время будет найдено решение, и прибегать к остановке полетов всех лайнеров нет необходимости", - отметил он. В.Саликов подчеркнул, что самолеты Ил-96-300 "летали, летают и будут летать", "Остальное, - сказал он, - это плохая политика, подобными вопросами должны заниматься профессионалы". Авиастроительная компания "Илюшин" вообще не видит необходимости в приостановлении всех полетов Ил-96-300 из-за единичного отказа системы торможения. Об этом заявил генеральный директор авиакомплекса Виктор Ливанов. По его словам, отказ этой системы не приводит к снижению безопасности полетов, а вопрос с ее заменой решается очень просто.

Кроме ГТК "Россия", в чьем ведении находится самолет президента РФ, Ил-96-300 эксплуатируют еще три российские авиакомпании - "Аэрофлот", "Домодедовские авиалинии", "Красноярские авиалинии". В конце июля эти компании обратились на завод-изготовитель с просьбой устранить недостатки в производстве самолета. Грубый производственный брак в тормозной системе лайнеров был обнаружен в деталях, выпущенных Балашихинским литейно-механическим заводом. Данный недостаток в производстве воздушных судов проявлялся при разбеге или посадке самолета.

Теперь из-за запрета на полеты Ил-96-300 "Аэрофлот" вынужден приостановить летную эксплуатацию шести этих самолетов. Как сказано в пресс-релизе компании, это 40 проц парка дальнемагистральных воздушных судов "Аэрофлота". С понедельника отменяются все рейсы на Ханой и отдельные рейсы на Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Рейсы на Дели и Хабаровск будут выполняться на самолетах Ил-86, Петропавловск-Камчатский - Ил-62, Шанхай, Пекин, Бангкок и Сеул - Boeing 767, Лондон и Ниццу - А 321-319, Женеву - А 320. "Аэрофлот" создал кризисный штаб по оперативному управлению расписанием и флотом и активизировал сотрудничество с авиакомпаниями-партнерами. Сейчас в оперативном порядке меняется расписание полетов, и согласуются возможности для использования других самолетов на каждом конкретном направлении. По всей видимости, расписание будет меняться и дальше, поскольку непригодные самолеты придется заменять другими в течение некоторого времени.

Некоторые эксперты уже высказываются в том ключе, что для "Аэрофлота" запрет на полеты Ил-96-300 - только плюс. Дело в том, что у этой компании есть определенные обязательства перед государством: постановление правительства и инвестиционное соглашение, которое предоставляло компании льготы по уплате таможенных и налоговых платежей при приобретении западных самолетов. Однако в рамках этого соглашения в обмен на возможность покупки части иностранной техники по льготной схеме "Аэрофлот" обязан был приобретать определенное число отечественных самолетов. Данный пункт договора совсем невыгоден компании - зарубежные самолеты комфортнее и дешевле, чем наши. Единичные закупки у того же ВАСО - лишь прикрытие для импорта подержанных западных моделей. Поэтому сомнительно, что "Аэрофлот и его пассажиры потерпят существенные неудобства из-за отмены рейсов Ил-96-300 - все новые российские самолеты в целом составляют 1,5 проц авиапарка страны. Зато все это станет для авиакомпаний хорошим поводом потребовать увеличения льгот при покупке продукции западного автопрома. Другие российские авиакомпании решение о снятии с эксплуатации Ил-96-300 пока не приняли, но, судя по тому, что приобретать самолеты на Западе для них также выгоднее, чем в России, подобное решение не за горами.

Еще один примечательный момент во всей этой истории. Если окажется, что обнаруженные в Ил-96-300 неполадки гораздо серьезнее, чем предполагалось изначально, устранить их будет не так легко, как утверждают разработчики. Какой в этом случае будет дальнейшая судьба "надежды отечественного автопрома" - остается только гадать. Впрочем, от неполадок не застрахован ни один, даже самый "продвинутый" самолет. Стоит вспомнить хотя бы недавнюю аварию Boeing 737 под Афинами, жертвами которой стали более 120 человек. А ведь именно самолеты Boeing всегда ставили в пример продукции отечественного автопрома. Думается, что российская проблема скорее не в технических неполадках самолетов, а в изношенности их парка. Спустя почти 15 лет после распада СССР Россия по-прежнему летает на советских самолетах, и в нашем случае - это самый "аварийнообразующий" фактор....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПРАЙМ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка