О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Иркут" получил 2% от Airbus

Airbus решил привлечь российские авиастроительные предприятия к созданию перспективного лайнера A350. В рамках МАКС-2005 был подписано соглашение об участии в проекте НПК "Иркут"

Европейский авиастроительный гигант Airbus решил привлечь российские авиастроительные предприятия к созданию нового перспективного лайнера A350. Вчера в рамках московского авиасалона МАКС-2005 был подписано сенсационное соглашение об участии в проекте НПК "Иркут". И хотя на долю российской стороны придется лишь 2% в общем объеме программы создания A350, в абсолютном выражении эти 2% составляют $3 млрд.

НПК "Иркут" на МАКС-2005 явно везет. Не успел аэрокосмический концерн EADS объявить о намерении приобрести до конца года 10% акций российского предприятия (см. вчерашний номер "Бизнеса"), как "Иркут" оказался востребован авиастроительной корпорацией Airbus. В соответствии с подписанным соглашением, российское предприятие примет участие в проектировании и производстве лайнера A350 по схеме так называемого риск-разделенного партнерства. Участие "Иркута" в этом проекте гарантирует российской компании выручку в размере $3 млрд в течение всего цикла производственной программы.

"Мы придаем большое значение сотрудничеству с Airbus в долгосрочной перспективе и считаем, что данное соглашение позволит существенно расширить российское участие во всех проектах европейской компании",- заявил воодушевленный президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.

"Эта инициатива выведет существующие партнерские отношения между Airbus и российской авиационной промышленностью на новый уровень",- согласился старший вице-президент Airbus по коммерческим вопросам Кристиан Шерер.

Впрочем, несмотря на абсолютную величину суммы контракта, в процентном отношении доля российского поставщика в новом самолете выглядит уже не так впечатляюще.

"Иркутяне" приглашаются к разработке и производству всего шести узлов и комплектующих самолета (сообщим для специалистов, что речь идет о штамповках силовых элементов пилона, нервюрах крыла, направляющих и каретках закрылков, силовых наборов задней кромки крыла, компонентов шасси и силовых наборов отсека шасси, силовой конструкции пола). И $3 млрд составляют лишь 2% общего объема программы A350. Для сравнения: китайские авиапредприятия получили предложения, эквивалентные 5%.

Директор Центра анализастратегий и технологий Руслан Пухов полагает, что мы имеем то, что заслуживаем. "Европейцы дают нам то, что мы практически и технологически можем сделать, не больше и не меньше,- считает он.- Но в будущем мы должны претендовать на большее. Мы вполне может добиваться того, чтобы делать не только "полочки", но и участвовать в элементах фюзеляжа в самолете следующего поколения Airbus, если наши проекты по каким-то причинам не пойдут".

Правда, для этого сначала нужно доказать потенциальному подрядчику, что российские предприятия способны на большее, чем производство мелких (хотя, несомненно, очень важных) деталей. И сотрудничество с EADS - хорошая возможность для этого.

Кроме того, получаемые от европейцев деньги "Иркут" может вложить в модернизацию научной и производственной базы, дополнительно укрепив свои конкурентные позиции на рынке.

Руслан Пухов отмечает также, что "Иркуту" не стоит ограничиваться сотрудничеством только с Airbus, каким бы выгодным оно ни казалось. "Договор с европейцами - это приглашение к большой игре,- объясняет эксперт.- И только от нас зависит, играть в нее или не играть. По проектам, которые выгодны для России, сотрудничать необходимо, а если предложение нас не устраивает - извините". Тем более что в выгодных предложениях недостатка, похоже, не будет. И Airbus, и его главный конкурент Boeing рассматривают Россию как перспективный рынок. По расчетам европейского концерна, в ближайшие 20 лет российским авиакомпаниям потребуется 620 самолетов. Американцы еще более оптимистичны: по их оценке, российские компании за тот же период затребуют 1343 машины....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка