О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"В области гражданской авиации мы обязательно сделаем серьезные шаги"

Итоги авиакосмического салона МАКС-2005 подводит Руководитель Федерального агентства по промышленности Б. Алешин

Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин ответил на вопросы корреспондента "ВПК" сразу после итоговой пресс-конференции, проведенной организаторами МАКСа вечером 21 августа.

Оценивая работу авиакосмического салона, глава Роспрома, в частности, отметил:

- Мы все гордимся российской военной техникой, и с удовлетворением отмечаем, что она развивается по заданным законам этого жанра. В то же время нас угнетает ситуация, связанная с развитием гражданской авиатехники в России. Мы понимаем, в каком направлении двигаться. Но это потребует определенного слома старых представлений. Чтобы сделать новые серьезные шаги в этом направлении, мы должны подпитаться международным опытом. У нас есть ниши и в военной, и в гражданской технике. Так, есть ниша в транспортной авиации. Посмотрите, скажем, какой интерес из-за рубежа к самолетам Ан-124 и Ил-76, включая их модернизацию, которую мы предусматриваем. Большим спросом за рубежом пользуется российская вертолетная техника. Мы поставляем зарубежным производителям авиатехники множество комплектующих, поддерживаем собственное мировое лидерство в области титана. Это все - авиация, и в том числе гражданская авиация. В последнее время мы как-то зациклились на проблемах магистральных пассажирских самолетов. Но я уверен, что мы сделаем важный шаг с разработкой "Ближне-среднего магистрального самолета" (БСМС) и "Российского регионального самолета" (Russian Regional Jet, RRJ). Кроме прочего, это еще и подготовка на этих проектах кадров, потому что кадры не могут готовиться вне существующих проектов. А мы предполагаем подготовку кадров от момента проектирования нового самолета до запуска его в производство. Это все даст нам новый заряд для нового движения вперед. Я считаю, что в области гражданской авиации мы обязательно сделаем новые серьезные шаги. Это будет не в этом году и следующем, а это будет в 2008-2010 гг. Сегодня мировые лидеры - и Boeing, и Airbus - рассматривают нас очень серьезно как участников в проектах магистральных самолетов новой генерации по линии и 737, и A320. Таков стал мир, и мы должны по-другому видеть ситуацию. Мы не мужем поставлять продукцию только на внутренний рынок. Рынок стал жестким для нас. Мы это проходим и пытаемся соответствовать.

- Борис Сергеевич, вы сказали, что Россию рассматривают в качестве партнера в программных перспективных проектах магистральных авиалайнеров, идущих на замену узкофюзеляжным пассажирским Boeing 737 и Airbus А320. Можно раскрыть этот тезис?

- Действительно, ведущие мировые производители готовы с нами работать по таким проектам. Начиная с фазы исследования и включая фазу последующей сборки этих самолетов у нас в стране. Я положительно оцениваю эту перспективу. Это абсолютно возможно.

- Возможен ли вариант, когда вместо продвижения национального проекта МС-21 Россия предпочтет долю в международном проекте самолета данного класса?

- Да, конечно. Или, скажем так, вполне возможно, что в рамках международного разделения труда Россия будет интегратором по определенному классу машин.

- В авиационном сообществе страны обсуждается вопрос по вектору международного взаимодействия по перспективным аэрокосмическим проектам: либо ориентация на Запад (США, Европа), либо - на Восток (Индия, Китай). Ваша позиция?

- Наш выбор должен быть простой, по следующим критериям: вектор - сильнейший, партнер - сильнейший, а рынки - самые вместительные.

- То есть вы бы не стали разделять проекты по географическому признаку?

- Нет, абсолютно. Надо брать лучшие технологии, брать где только возможно, а продавать там, где лучше продается.

- Вопрос о перспективном самолете ОКБ им. Сухого. Во время салона состоялось подписание соглашений с Boeing (по единому стандарту при проектировании гражданских самолетов) и Alenia (отделение Finnmecсanica, по покупке до 35% акций в АО "Гражданские самолеты Сухого"), а также заключение первого твердого контракта на покупку десяти самолетов RRJ с АО "Финансовая лизинговая компания" (поставка четырех машин в 2008 г. и шести - в 2009 г.). А Роспром объявил о выделении средств из госбюджета на ОКР по этому самолету. Означает ли это, что проект Российского регионального самолета запущен?

- Пока я не могу это утверждать. Мы определяем пути. У нас очень сложная сейчас ситуация по проекту. Мы по сути дела выбираем стратегического партнера и других партнеров в данном проекте. Нас не беспокоит сам самолет, но нас беспокоит все то, что лежит вокруг него. А это очень серьезная вещь. Это послепродажное обслуживание, вся логистика, охватывающая весь жизненный цикл самолета.

- А каково главное направление?

- Finnmecсanica - это наш пока стратегический путь. На МАКСе подписано соглашение в общем плане, как меморандум. Речь идет о покупке акций в АО "ГСС", не менее 25%. Но реализация этого соглашения, естественно, зависит от корректировки действующего законодательства. Конечно, наша работа по RRJ не ограничивается Finnmeccanica. Boeing и Airbus будут тоже работать, нам помогать, я в этом уверен.

- Как российское правительство будет поддерживать программу RRJ и двигатель SaM146?

- На программу RRJ, включая двигатель, в следующем году выделяется 3,6 млрд. рублей. Я на МАКСе подписал соответствующий контракт по проведению ОКР. Он предусматривает финансирование проекта в течение следующих трех лет. Конечно, он должен прийти в действие, когда правительством РФ будет одобрен бюджет на следующий год. Как мы договорились с Минэкономразвития, общая сумма, выделяемая на проект, составит 8,631 млрд. рублей.

- Теперь вопрос по пошлинам. При создании RRJ и его двигателя потребуется массовое перемещение материалов и комплектующих...

- Мы этот вопрос обсуждали, в том числе и в дни МАКСа. Делается это двумя путями. Чуть более длинный путь - межправительственное соглашение. Надо готовить соответствующее постановление по всей номенклатуре. В процессе работы целесообразно использовать и другой путь. Заявитель (АХК "Сухой", НПО "Сатурн") обращается в соответствующие правительственные инстанции, и вопрос выносится на комиссию по тарифам, которую возглавляет Алексей Кудрин. Затем комиссия принимает решение на освобождение от пошлин.

- То есть вопрос по пошлинам не будет сдерживать развитие проекта?

- Не должен.

- Вы общались с президентом России, когда он был на МАКСе. Какие проблемы выделил Владимир Путин?

- Среди тем, рассмотренных президентом, есть касающиеся непосредственно выставки. Мы - "Рособоронэкспорт" и Роспром - сделали президенту презентацию по развитию МАКСа. По тому, как мы видим вообще создание экономической зоны города Жуковского. Вот главные вопросы, которые мы обсуждали с ним как некие стратегические. Кроме того, были вопросы текущие, которые Владимир Путин задал тем, кто отвечает за конкретные направления. В целом, по-моему, президент остался доволен посещением выставки. И у него поднялось настроение. У меня создалось впечатление, что, по крайней мере, мы его ему не испортили.

Президент заинтересован в новых проектах

Президент Владимир Путин, открыв салон МАКС-2005, осмотрел ряд экспозиций и наблюдал за демонстрационными полетами. Мы попросили некоторых руководителей предприятий рассказать об общении с главой государства.

Алексей Федоров, генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" и председатель совета директоров НПК "Иркут":

- Президент осмотрел нашу экспозицию. А она была смешанная - РСК "МиГ" и НПК "Иркут". В основном мы акцентировали внимание президента на военных программах "МиГа" и гражданских "Иркута". Трудно сказать в целом, какое у главы государства сложилось общее впечатление о выставке "МАКС-2005" и нашей экспозиции, но мне показалось, что реакция была позитивная. Если говорить о "МиГе", то президент особо остановился на вопросах по индийскому тендеру на легкие многоцелевые истребители и на самолете (МиГ-29М/М2. - Прим. ред.), с которым мы будем участвовать в соответствующем конкурсе. Президент этот самолет знает и уделяет ему внимание. Кроме того, Владимир Владимирович поинтересовался рядом новых перспективных проектов, которые я не могу пока назвать. А по "Иркуту" для него, безусловно, интересен проект Бе-200. Он ему понятен и интересен. Мы также поговорили на тему по созданию "Ближне-среднего магистрального самолета", в частности его варианта МС-21. Мы объяснили президенту, что у нас есть два возможных варианта работы по этому проекту. Первый путь - самостоятельный. Так, что это будет чисто национальный российский проект. Второй - в кооперации с зарубежными партнерами, прежде всего Airbus и EADS. И мы сейчас эти вопросы прорабатываем. Если найдем точки соприкосновения, если интересы наши и наших партнеров будут соблюдены, то может получиться хороший международный проект. У президента был вопрос, касающийся российско-индийского транспортного самолета (Multirole Transport Aircraft, MTA и его российский вариант ИРТС/Ил-214. - Прим. ред.). Дело в том, что сейчас идет переговорный процесс на самом высоком уровне об оказании правительственной поддержки и со стороны Индии, и со стороны России двум перспективным проектам. Это транспортный самолет и истребитель пятого поколения. Президент задавал по ним вопросы, интересовался, в каком направлении мы движемся и какие есть проблемы. Мы ему ситуацию объяснили. Кроме того, обсуждались вопросы по созданию ОАК и по акционированию РСК "МиГ". Пока соответствующие указы не подписаны. Скорее всего, текущие сроки сдвинутся, потому что там очень много формальных процедур, которые надо пройти. Президент в курсе событий и держит ситуацию под личным контролем.

Дмитрий Кива, генеральный конструктор АНТК им. О.К. Антонова:

- Так получилось, что первым перед глазами президента на МАКСе взлетел именно Ан-148. Он наблюдал взлет самолета, а потом, как он пролетел над полосой аэродрома "Раменское". Владимир Путин обратил внимание, что и на взлете, и на пролете самолет, в отличие от военной и некоторой гражданской авитехники, отличается уровнем шума. Ан-148 показался ему очень тихим. Вот то, что я могу сказать точно.

Игорь Шевчук, президент и генеральный конструктор ОАО "Туполев":

- Президенту очень понравилось наше показательное выступление летчиков-испытателей ОКБ им. Туполева. Он похвалил нас, "туполевцев", за специальный номер в показательной программе полетов - когда самолеты летят плотным строем, а затем расходятся веером. Строй тяжелых самолетов "Туполева" был первым элементом показательной программы. Такой полет выполнен впервые в истории мировой авиации. Никогда ранее пять тяжелых машин разного типа - военные Ту-160, Ту-22М3, Ту-142 и гражданские Ту-204 и Ту-334 - единым строем не летали. Строй тяжелых самолетов передает не только красоту полета. Это еще и демонстрация возможности техники и, конечно, высочайшего мастерства пилотов. Этому предшествовала огромная работа, и президент оценил наш труд. Отмечу, что такой полет был проведен только один раз на МАКСе - для президента России. Ну, конечно, его смогли наблюдать и все те, кто был на открытии авиасалона.

Я, кроме короткой беседы с президентом во время показательных полетов, также встречался с ним позднее, днем 16 августа. Как разработчик самолета я был приглашен на подготовку и начало полета отряда кораблей Ту-160. Меня пригласили на это событие вместе с разработчиком оружия, которым недавно были оснащены стратегические бомбардировщики. Это было уже на аэродроме "Чкаловский". Там у нас был еще один разговор. Очень подробный - как по бомбардировщикам Ту-160 и другим, так и по гражданской технике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка