О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Президент остался без борта, а Ил-96 - без неба

Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта запретило эксплуатацию лайнеров Ил-96-300. Конкуренты КБ "Ильюшина" от нового скандала уже выигрывают

В понедельник Федеральное агентство по надзору в сфере транспорта запретило эксплуатацию лайнеров Ил-96-300. Официальный предлог - частые неполадки в тормозах. Из-за этого совсем недавно не смог взлететь в Турку самолет Владимира Путина. Получается, что теперь президент не сможет вылететь из Сочи, куда прилетел на своем Ил-96. Однако оказалось, что авиакомпании жалуются на этот самолет уже давно, пытаясь заодно снять ограничения на импорт иностранной техники. А нынешний запрет полетов Ил-96 может быть связан лишь с "удачным" инцидентом в Турку. Конкуренты КБ "Ильюшина" от нового скандала уже выигрывают, а туристы пока не пострадали.

С предложением прекратить полеты Ил-96 глава Ространснадзора и главный транспортный инспектор страны Александр Нерадько обратился в Минпромэнерго и Федеральное агентство по промышленности еще в субботу 20 августа. В пресс-релизе Минтранса говорится, "что в августе на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов. Данные инциденты были вызваны отказом системы торможения колес". По информации "Известий", поводом к такому решению послужило расследование инцидента с президентским лайнером в Финляндии. Однако в Минтрансе и Ространснадзоре эту версию не комментируют. Не смогли там привести и другие примеры отказов тормозных агрегатов Ил-96. Возможно, случай с президентским лайнером стал лишь удачным поводом для очередной атаки на российский авиапром.

"Еще в июне "Аэрофлот" обратился к нам с жалобами на эти самолеты, - рассказал "Известиям" Андрей Елистратов, начальник управления надзора Ространснадзора. - Мы обратились с требованием устранить недостатки. И до сих пор ничего не сделано. И вот в августе - отказы тормозной системы колес. Как выяснилось, это результат несоответствия агрегатов чертежам".

"Аэрофлот" первым начал выполнять предложения Ространснадзора и снял с эксплуатации Ил-96, заменив их на ряде маршрутов западными аналогами. Эти машины составляют 40% его дальнемагистрального парка. "Аэрофлот" отменил все рейсы на Ханой и отдельные рейсы на Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Компания обещает выполнить все рейсы по расписанию. Не отменяет рейсы и альянс "КрасЭйр" и "Домодедовских авиалиний", который владеет пятью Ил-96-300.

Складывается впечатление, что от запрета пострадали в первую очередь авиакомпании. Но многие эксперты считают, что именно они и стоят за шумихой вокруг Ил-96-300. Авиакомпаниям выгоднее покупать самолеты Boeing и Airbus. Аналитик "Центринвест Секьюритис" Михаил Ганелин заявил "Известиям", что проблемы с Ил-96 выгодны всем перевозчикам. Поскольку все так или иначе рассчитывают ввозить иностранную технику, обремененную сейчас высокими пошлинами. Выгодно это и "Аэрофлоту", поскольку ему предстоит покупать 6 новых Ил-96. По мнению эксперта, возможно, нынешнее ограничение - способ отсрочить выполнение контракта.

По словам пресс-секретаря Федерального агентства по туризму Сергея Синицина, "перевозчики устроят истерику. Они назовут огромное количество причин, по которым не смогут привести эти самолеты в состояние, соответствующее международным требованиям".

Напомним, что конфликты в авиационной отрасли сейчас и правда стали частым явлением. Недавно прокуратура арестовала акции лизинговой компании "Ильюшин Финанс", обеспечивающей поставки Ил-96. Кстати, совладелец этой фирмы Александр Лебедев является еще и крупным акционером "Аэрофлота".

Впрочем, в "Аэрофлоте" и "КрасЭйр" считают косвенные обвинения надуманными. Заместитель генерального директора "Аэрофлота" Лев Кошляков заявил "Известиям", что его компания первая начала эксплуатацию Ил-96 в 1993 году и больше всех их использовала. По его словам, "Аэрофлоту" не может быть выгодно терять $30 млн в год и рынок Юго-Восточной Азии из-за ограничений на полеты Ил-96. "Мы обращались раньше не с жалобами на самолет, - говорит Лев Кошляков, - а к производителям с требованиями устранения конструкционно-производственных дефектов". Между тем на недавнем авиасалоне МАКС компания "Волга-Днепр" приобрела восемь грузовых Ил-96-400Т.

Запрет ударил по трем компаниям

Сейчас в России эксплуатируется 13 самолетов Ил-96-300. Два из них в авиакомпании "Россия" (один борт президентский), шесть у "Аэрофлота" и пять у "КрасЭйр". Ил-96-300 - дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, который производится ВАСО. Проект разработан в 1978 году, в регулярной эксплуатации с 1993 года. Самолет Ил-96-300 предназначен для перевозки пассажиров, багажа, почты и грузов на воздушных магистральных линиях протяженностью до 11 000 км.

Борт подвел президента

Российский борт № 1, на котором летает президент Путин, также сделан в Воронеже и сдан только в этом году. При вылете 2 августа из Турку, где российский лидер встречался с президентом Финляндии, Тарья Халонен проводила Путина до трапа, самолет начал движение по взлетно-посадочной полосе. Какое-то время все шло нормально, а затем самолет неожиданно затормозил, развернулся и вернулся на стоянку. Президент покинул свой Ил-96 через запасной выход и пересел на резервный самолет Ил-62.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка