О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ил" на дне, или великий тормозной путь

В России запрещены полеты пассажирских лайнеров Ил-96-300. Такое решение принято Ространснадзором из-за отказов тормозов шасси, якобы случавшихся с "Илами" в последнее время

В России запрещены полеты пассажирских лайнеров Ил-96-300. Такое решение принято Федеральной службой "Ространснадзор" из-за отказов тормозов шасси, якобы случавшихся с "Илами" в последнее время. В стране эксплуатируются 13 таких самолетов: "Аэрофлот" - 6, "Домодедовские авиалинии" - 3, "КрасЭйр" - 2. Есть еще два президентских лайнера в Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия", построенных для Ельцина и Путина на базе Ил-96-300.

Запрет пришелся на самый пик перевозок.

Руководитель "Ространснадзора" Александр Нерадько назвал причину отказов: дефект агрегата УГ-151-7 в системе торможения колес самолетов Ил-96-300. Виновник брака - Балашихинский мехзавод. Руководство его пока уклонялось от дискуссии. А на сайте завода сказано, что он производит тормозные системы практически для всех российских самолетов и вертолетов, военных и гражданских, включая стратегический бомбардировщик Ту-160, на котором президент Путин недавно летал на учениях в Мурманской области.

"Аэрофлот" среагировал на запрет мгновенно и поставил все шесть "Илов" на прикол. И сообщил: с понедельника рейсы будут выполнять гораздо более топливозатратные Ил-86 (Дели и Хабаровск) и Ил-62 (Петропавловск-Камчатский). В Шанхай, Пекин, Бангкок и Сеул полетят Boeing-767, в Лондон, Ниццу и Женеву - A-319, A-320 и A-321.

Гендиректор Воронежского авиазавода (ВАСО) Вячеслав Саликов дипломатичен в оценках скандала, ведь лишь в последние годы появилась реальная надежда на оживление ВАСО. Контракты, заказы - и вдруг такой скандал: Саликов призвал ужесточить требования к предприятиям-смежникам и создать единую систему госконтроля на авиапредприятиях, ведь комплектующие для ВАСО поставляют больше 1200 заводов по всей России. К сожалению, сказал Саликов, многие из них отучились работать ответственно. "В последние годы в стране не было системной организации выпуска новых авиалайнеров, и как сборочные заводы, так и поставщики теряют уровень квалификации". Даже произнес слова "совести нет" в адрес Балашихинского мехзавода.

Диагноз происшествию гендиректор ВАСО поставил такой: "Это рабочая ситуация, в остановке полетов всех лайнеров нет необходимости: Проблемы в тормозной системе не ведут к снижению безопасности полетов лайнеров, поскольку на них установлены дублирующие системы".

Гендиректор ИФК (в ее доверительном управлении - контрольный пакет акций ВАСО) Александр Рубцов назвал меры "Ространснадзора" перестраховкой после инцидента с лайнером президента в Турку; меры явно преувеличены: в самолете предусмотрено многократное резервирование всех систем, и отказ одной пары колес не влияет на безопасность полетов.

На ВАСО сегодня многие пали духом. Чем ниже по служебной лестнице работники ВАСО, тем менее дипломатичны их оценки. Они все равно не дадут нам работать, сказал знакомый начлаб. Все эти годы не давали и теперь не дадут. Инженеры и летчики утверждают, что Ил-96-300 - один из самых надежных самолетов. Но теперь, похоже, чиновники авиапрома примутся срочно заключать новые контракты на Западе и менять "Илы" на подержанные "Боинги". Почему-то "Боинги" никто не запрещает даже после катастрофы в Греции. Аварии с ними происходят намного чаще, и они даже падают. Ил-96-300 ни разу не падал.

Менеджеры ВАСО больше вспоминают недавний "спор хозяйствующих субъектов", который привел к аресту акций ИФК, и цепочку странных совпадений.

1. "Аэрофлот" и ИФК несколько лет уже никак не согласуют условия покупки шести Ил-96-300. В сентябре сделку должно одобрить собрание акционеров авиакомпании. А тут как раз и скандал с тормозами.

2. До сих пор незначительные и не влияющие на безопасность полетов отказы "Илов" (19 за 13 лет) никак не "звучали". 2 августа в финском аэропорту Турку из-за сигнала об отказе злосчастного тормоза президент вынужден был на глазах у провожающих перебраться из Ил-96-300ПУ в другой самолет. После этого и пошла волна.

3. Арест акций ИФК. В марте этого года в "Комсомольской правде" была опубликована статья "Что нам стоит самолет построить", где сказано, что в 2001 году при продаже государству акций компании из полученных 2,5 млрд рублей только 212 тысяч были внесены в уставный капитал ИФК, остальные учтены на балансе АО по статье "Добавочный капитал".

После этой статьи некто Азамат Болотоков на бланке ЗАО "Группа лизинговых компаний "Лидер" ("дочка" ФЛК - конкурента ИФК) обратился с заявлением в Левобережную прокуратуру Воронежа о том, что деятельность менеджмента ИФК нарушает интересы акционеров. Через неделю Болотоков отозвал заявление: мол, написал его "в состоянии аффекта", однако прокуратура уже возбудилась уголовным делом против Александра Рубцова - гендиректора ИФК. Левобережная прокуратура передала уголовное дело в РУВД рядовому следователю, тот в ходе расследования должен был допросить Касьянова, Костина, Коптева и других бывших и нынешних госчиновников, но, не имея такой возможности, следователь просто положил дело в сейф. Благодаря чему бюджетная сумма в 6 млрд рублей "повисла".

Александр Рубцов подал в Басманный суд на Генеральную прокуратуру. Суд затребовал дело из РУВД, но оно потерялось. И тогда Басманный суд решил арестовать акции ИФК - как раз перед открытием авиасалона МАКС-2005.

Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков на пресс-конференции 4 августа прокомментировал дело так: федеральные чиновники упорно противодействуют проектам ИФК. "Делается все, чтобы компания не могла финансировать и выпускать самолеты на ВАСО и на ульяновском "Авиастаре". В частности, шесть Ил-96-300 для "Аэрофлота" и серийный запуск на ВАСО российско-украинского самолета Ан-148.

"В правительстве говорят, что, пока уголовное дело не будет прекращено, ИФК денег не получит. Но время идет, а деньги не идут, и я не уверен, что они вообще придут, - сказал губернатор. - Басманный суд, арестовавший акции с подачи Генпрокуратуры, действовал, мягко говоря, не в правовом поле. 51% акций ИФК арестован в рамках уголовного дела по ст. 201 УК РФ "Злоупотребление должностными полномочиями". Но никакого расследования не было, а поводом послужила явно заказная статья в "Комсомольской правде". Факты из статьи проверялись Счетной палатой РФ, которая еще в июне этого года объявила, что деньги никуда не исчезли, а пошли на лизинг самолетов".

В России есть только две крупные авиализинговые компании с государственным участием: ИФК и ФЛК. ИФК продвигает Ил-96 и Ан-148, а ФЛК договорилась с компанией "Сухой" о лизинге 50 сопоставимых по характеристикам самолетов Russian Regional Jet, которые находятся в стадии разработки.

Депутат ГД Александр Лебедев, основной акционер Национальной резервной корпорации (НРК), причиной ареста акций прямо назвал "происки конкурентов". И что средства в размере 6 млрд руб., которые планировались в бюджете на поддержку лизинга, скорее всего, будут переданы конкуренту "Ильюшин Финанс Ко" - ФЛК (Татарстан). Кстати, туда скоро собирается сам президент Путин на празднества в честь 1000-летия Казани. "Boeing и Airbus должны поставить памятник прокуратуре", - сказал Лебедев.

На авиасалоне МАКС-2005 "Ильюшин финанс Ко" заключила семь соглашений общим объемом более 1,6 миллиарда долларов США, из них около 1 миллиарда - заказы для ВАСО: два Ил-96-300, восемь Ил-96-400Т и 39 (!) Ан-148.

Плюс "Аэрофлот" уже семь лет как обязался купить шесть Ил-96-300 (за это он получил таможенные льготы, которыми успешно пользуется при закупках западных самолетов). Все эти сделки теперь блокированы "Ространснадзором". Один из инженеров ВАСО по этому поводу вспомнил фильм "Спасите "Конкорд" - о том, на какие только ухищрения и даже преступления не идут в борьбе за рынок авиаперевозок.

Губернаторы Воронежской и Ульяновской областей Владимир Кулаков и Сергей Морозов направили в адрес президента РФ обращение, выразив озабоченность арестом акций ИФК. В прошлом году насчет покупки "Аэрофлотом" у Бразилии 50 лайнеров Embraer губернатор Кулаков тоже обращался с письмом лично к президенту Путину: доколе, мол, Владимир Владимирович, будем укреплять заморских производителей, когда у нас есть Ан-148, который лучше бразильского?

Главную причину этого абсурда в СМИ называли уже не раз: откаты. На пресс-конференции в "Интерфаксе" прямо назвал это слово и губернатор Кулаков. Но уголовная суть этого термина ни разу не привела даже к отставкам в московских кабинетах.

"Аэрофлот" в ответ на письмо заявил, что он как крупнейший авиаперевозчик государства Российского и впредь будет поддерживать того, кого пожелает. Хоть Embraer, хоть Airbus. И жалуйтесь, куда хотите, хоть президенту.

Мой однокурсник, инженер-конструктор ВАСО, подвел черту разговору: коррупция - это просто гангрена. С такой болезнью не летают, а сколько нам здесь еще ползать, никто не знает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Новая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка